Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акустико-мнестическая афазия




Процесс слухового, акустического запоминания являет­ся прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акус-тико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим, отвлечение на него внимания неизбежно тормозит и блоки­рует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 17, поля 21 и 37).

А. Р. Лурия считал, что в ее основе лежит снижение слу-хоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозно-стью слуховых следов. При восприятии каждого нового сло­ва и его осознании больной утрачивает предыдущее. Это нарушение проявляется также при повторении серий сло­гов и слов.

Нарушение понимания

Для акустико-мнестической афазии характерна диссоци­ация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка — диван — кот; лес — дом — ухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее сло­во, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также либо не удержи­вают их последовательность, либо опускают одно из них.

Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при дру­гих формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Л. С. Цветкова (1975) объясняла невозможность удержания речевого ряда не только торможением слухоречевой памяти, но и сужением ее объема.

Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, со­стоящих из пяти — семи слов: человек может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, у него возникает акустико-мнестическая дезориентированность, он с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посе­щать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые] для их опознания детали. Так, человек может недорисо*! вать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (на* пример, слова носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайни­ка нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан и т. д.

Нарушение экспрессивной речи

При этой форме афазии экспрессивная речь характери­зуется трудностями подбора слов, необходимых для орга­низации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраня­ет свой выраженный предикативный характер.

Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента. Семантическая размытость зна­чения слов приводит к возникновению обильных вербаль­ных парафазии, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).

Нарушение номинативной функции речи при акусти­ко-мнестической афазии проявляется не только в трудно­стях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтан­ной речи существительные замещаются местоимениями. Аграмматизм при акустико-мнестической афазии харак­теризуется смешением флексий глаголов и существитель­ных в роде и числе.

В отличие от акустико-гностической афазии высказыва­ние при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью, не наблюдается «речевой окрошки».

Нарушение чтения и письма

При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным об­разом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной, так как больные име­ют больше времени для подбора слов, выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствующих «всплыванию в памяти» нужных слов, изредка наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухо-речевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фраг­мент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти
читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...