Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эфферентная моторная афазия




Линейная, временная организация движения осуществ­ляется премоторными зонами коры головного мозга. Обра­зуются синтагматические цепочки звуков и слогов в слове, слов в предложении, подчиненных жесткому закону сопод­чинения: в слове дом обязателен лишь такой, а не иной по­рядок звуков, в предложении прилагательное или предлог не могут стоять перед глаголом или наречием и т. п.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (рис. 17, поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетичес­кой апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и вос­произведения двигательной программы.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает пато­логическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и пер­северации, повторам. Персеверации, непроизвольные повто­ры слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью не­возможными устную речь, письмо, чтение.

Нарушение экспрессивной речи

При грубой эфферентной моторной афазии на раннем эта­пе после нарушения мозгового кровообращения может пол­ностью отсутствовать собственная речь.

Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испыты­вая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это са­мый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии. При нем полностью отсутствует функция называния, а в случав подсказки первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога, например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказку лго, вместо слова молоко произносит «море», «мор­ковь», «мороженое» и т. п.

Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).

При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных — выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного» стиля, который возникает вследствие нарушения предикативной функции внут­ренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся в конец предложения.

Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст: «Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...».

При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отме­чаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафразии, произнесение слов становится растянутым.

Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.

Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербаль­ным парафазиям, которые обусловлены инертностью пере­ключения при их извлечении из разных «семантических по­лей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик ку­пается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Куз­нец кузнечит что-то».

И наконец, среди различных вариантов эфферентной мо­торной афазии наблюдается такая, при которой речь нару­шается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правиль­но оформлена, но из-за нарушений ее ритмико-мелодичес-кой стороны страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что пада­ет логическое ударение. В отличие от афферентной мотор­ной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение чтения и письма

При эфферентной моторной афазии наблюдается выра­женная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых слу­чаях при правильном повторении слова невозможна не толь­ко его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки. Возникает безуспешная перестановка букв слова, даже очень короткого, с трудом находится нуж­ный порядок букв. Нередко больные не могут найти нуж­ную букву, правильно произнося весь звуковой состав сло­ва. В более легких случаях они могут записать слово со слуха, пропуская гласные и согласные в стечениях соглас­ных, переставляя буквы и слоги; например, слово комната записывается как «кмата», «коматаь, окно — как «нко», «октсо», «коно», «ноге» и т. п. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога: ма­шина — «машишина», молоко — «момолоко», «момко* и т. д.

На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмма-тизм, выражающийся в трудностях согласования слов в предложении. Смешиваются как падежные флексии, так и указывающие род. Аграмматизм письменной речи больных с эфферентной моторной афазией преодолевается с большим трудом.

В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного сло­ва, подкладывание подписей к картинкам. Эти грубые на­рушения чтения и письма обусловлены распадом способ­ности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» могут быть сохранными чтение, запись существительного и коротких фраз под диктовку, а позже самостоятельная запись названий предметов, но недоступно самостоятельное, грамматически правильно оформленное письменное составление фраз. В более лег­ких случаях возможно чтение отдельных слов и корот­ких предложений, но затруднено понимание прочитанно­го, особенно предложений со сложной синтаксической структурой. При нарушении лишь ритмико-мелодического компонента речи письменная речь и чтение остаются сохранными.

Нарушение понимания

В основе расстройства понимания при эфферентной мо­торной афазии лежит инертность протекания всех видов ре­чевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.

При грубой эфферентной афазии персеверации проявля­ются уже при выполнении простых инструкций. Показ от­дельных частей тела может быть доступен, если между про­износимыми словами сделаны большие паузы. Однако при незначительном убыстрении темпа заданий по показу кар­тинок, частей тела либо лица возникают персеверации. Не­сколько лучше, но все же с большим трудом больные пока­зывают предметные картинки при повторных просьбах. Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен по­каз серии предметных картинок, при показывании 10 кар­тинок в 3 или 4 рисунках происходят персеверации преды­дущие задания.

При эфферентной моторной афазии на слух не различа­ются грамматически правильно и неправильно построенные высказывания.

Плохо понимается при этой форме афазии переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью пере­ключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначно­сти слов, таких, например, как коса, ключ, идти. Это объясняется трудностью переключения с конкретного лек­сического значения слова на другое.

Премоторные отделы доминантного по речи полушария в норме являются завершающими процесс кодирования ре­чевого высказывания. С одной стороны, они осуществляют плавное переключение сформированных в постцентральных отделах артикуляторных и лексических комплексов, с дру­гой — завершают процесс планирования и грамматическо­го оформления замысла высказывания, программируемого в лобных и зад не лобных отделах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...