Стоматологического больного
Стр 1 из 2Следующая ⇒ БОЛЬНОГО С АНОМАЛИЯМИ И ДЕФОРМАЦИЯМИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОГО АППАРАТА В ортодонтической практике при выявлении аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата для решения вопроса о выборе метода лечения необходимо провести клинические и дополнительные методы обследования. Клиническое обследование является ведущим при постановке ортодонтического диагноза и состоит из субъективных и объективных методов обследования. К субъективным методам относятся: паспортная часть и сбор анамнеза, к объективным — внешний осмотр и осмотр полости рта, т. е. выявление лицевых и внутриротовых признаков аномалий. Паспортная часть истории болезни содержит фамилию, имя, отчество больного, его пол, возраст, местожительство его и его родителей, место обучения или работы. Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст. Паспортный (календарный) возраст — это период с момента рождения до момента обследования. Биологический (соматический, анатомо-физиологический) возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, приспособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени. Он может соответствовать паспортному возрасту, опережать его или отставать от него. Зубной возраст — возраст человека с момента прорезывания первых молочных зубов до окончательного прорезывания постоянных зубов. Костный возраст — возраст человека, определяемый по состоянию костной системы. Для определения костного возраста используют рентгенограммы кистей рук. Сравнение паспортного возраста с биологическим, зубным и костным проводят для выяснения отклонений в росте и формировании зубочелюстного аппарата.
Адрес и номер телефона необходимы для оперативной связи с пациентом, так как продолжительность ортодонтического лечения требует многоразовых посещений врача, а отдалённость местожительства влияет на выбор средств ортодонтического лечения. Анамнестические данные собирают со слов больного или его родителей. При опросе важно установить причину, заставившую обратиться за ортодон- Глава 3 тической помощью. Чаще всего родители ребёнка обращают внимание на эстетический недостаток и редко связывают местные изменения (нарушение пережёвывания пищи, отсутствие зубов и т. п.) с общим развитием детского организма. Следует выяснить у матери ребёнка состояние её здоровья во время беременности, уточнить, от какой по счёту беременности родился данный ребёнок. Если это не первая беременность, то нужно узнать, как закончились предыдущие, были ли попытки прерывания беременности, гестоз, его характер и в какой период беременности, были ли у матери нарушения обмена веществ, гормональные расстройства, наблюдался ли резус-конфликт. Необходимо выявить наличие влияния фармакологических, химических, радиационных или других факторов, перенесённых инфекционных и вирусных заболеваний (в частности, кори, коревой краснухи), а также стрессов, работы на вредном производстве, нарушений режима дня, питания, курение, поскольку такие факторы могут быть причиной возникновения врождённых аномалий и деформаций. Также нужно узнать, были ли отклонения в положении плода, подвергался ли он механической или термической травме, как протекали роды, ребёнок родился доношенным или недоношенным, с какой массой тела. Родовая травма (щипцовое или вакуумное родовспоможение) может неблагоприятно сказаться на общем развитии ребёнка и стать причиной отклонения в росте и развитии зубочелюстного аппарата.
Большое значение в развитии аномалий зубочелюстного аппарата имеет наследственность. В клинической практике часто встречаются семейные особенности развития, т. е. нарушения у одного или двух родителей или близких родственников. Ребёнок наследует от родителей некоторые особенности строения зубочелюстного аппарата и лица. Это касается размеров, формы, количества зубов, расположения челюстей, иногда их размеров, особенностей мышц и функций мягких тканей. Ребёнок может унаследовать все параметры лишь от отца или, например, размеры и форму зубов от отца, а размеры и форму челюстей — от матери, что может вызвать нарушение соотношения размеров зубов и челюстей. Наследственные заболевания и пороки развития приводят к резкому нарушению строения лицевого отдела черепа: врождённое несращение верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба, синдром Франческет-ти, Робена, болезнь Крузона. Наследственными могут быть изменения эмали зубов (несовершенный амелогенез), дентина (несовершенный дентиногенез), а также нарушение эмали и дентина, известное как синдром Стейнтона—Капде-пона. По наследству могут передаваться аномалии размеров зубов (макро- и микродентия), челюстей (микро- и макрогения), положения их относительно друг друга (прогнатия и прогения). Как известно, наследственные заболевания подлежат продолжительному лечению и требуют большого опыта и внимания врача-ортодонта, огромного терпения и послушания со стороны пациента. Клинические методы обследования больного с аномалиями и деформациями Особое внимание при сборе анамнеза необходимо уделять характеру (грудное, искусственное или смешанное) и продолжительности грудного вскармливания. Ребёнок рождается с безусловным сосательным рефлексом. При этом нижняя челюсть относительно верхней располагается дистально (младенческая рет-рогения). Это расположение нижней челюсти, во-первых, облегчает прохождение ребёнка по родовым путям, а во-вторых, вместе с другими особенностями полости рта новорожденного ребёнка (губами, дёсневой мембраной, поперечными нёбными складками, жировыми комочками Биша, отсутствием суставного бугорка) способствует естественному вскармливанию. В результате функциональной активности мышц челюстно-лицевого участка при ритмичных движениях нижней челюсти по сагиттали происходит активный рост, и до конца первого года жизни ретрогения превращается в ортогнатию.
Естественное вскармливание способствует правильному развитию не только зубочелюстного аппарата, но и всего организма, так как ребёнок получает с молоком матери полноценное питание, укрепляющее иммунитет. При искусственном вскармливании (когда в соске делают большое отверстие) преобладают глотательные, а не сосательные движения. При запрокинутом положении головы мышцы челюстно-лицевого участка не принимают активного участия в акте сосания, и нижняя челюсть задерживается в своём развитии, что способствует возникновению патологии зубочелюстного аппарата. Кроме того, ребёнок, который вскармливается искусственно, легче подвергается инфекционным и аллергическим заболеваниям. Аномалии зубочелюстного аппарата могут развиваться вследствие кормления ребёнка старше 3 лет мягкой перетёртой пищей. При этом зубочелюстной аппарат не получает достаточной нагрузки, результатом чего может стать отсутствие трем и диастемы между временными зубами перед их сменой и последующее скученное прорезывание и неправильное положение постоянных зубов, так как механическая нагрузка является одним из факторов роста и развития челюстей. Большое значение имеют сроки прорезывания временных зубов и их количество к первому году жизни, заболевания зубов и полости рта, время, когда ребёнок начал ходить и говорить. Эти данные характеризуют рост и развитие ребёнка. Выясняют, какие заболевания (инфекционные, аллергические, системные) и в каком возрасте перенёс ребёнок, насколько часто они повторялись. Важно определить способ дыхания в дневное и ночное время (через нос или рот), спит ребёнок с открытым или закрытым ртом, любимое положение во время сна, проводилась ли адено- или тонзиллоэктомия, другие стоматологические вмешательства и в каком возрасте, состояние ЛОР-органов на время заполнения истории болезни. Необходимо определить наличие вредных привычек, не имеющих физиологически приспособительного значения (сосание пальцев, губ, щёк, языка, разных предметов), имеют ли они компенсаторно-приспособительный характер (нарушение функций зубочелюстного аппарата), которые могут стать причиной аномалий зубочелюстного аппарата.
Уточняют время и причины преждевременной потери временных и постоянных зубов. При сборе анамнестических данных обращают внимание на на- рушение опорно-двигательного аппарата, заболевание сердечно-сосудистой, лёгочной, эндокринной и нервной систем, врождённые аномалии мягких тканей и костей лицевого отдела черепа. Завершив сбор анамнеза, переходят к объективному обследованию больного, которое включает общий осмотр, изучение строения лица, обследование полости рта, зубов, зубных рядов и челюстей, прикуса, выявление функциональных нарушений. При общем осмотре обращают внимание на общее развитие ребёнка и соответствие его возрасту, росту, массе тела, конституции, физическому развитию, определяют форму рук, головы. Кроме того, врач обращает внимание на цвет и целостность кожи лица, проверяет состояние височно-нижнечелюст-ных суставов, поднижнечелюстных, подъязычных, околоушных лимфатических узлов. Во время общего внешнего осмотра устанавливают деформации и дефекты, связанные с врождёнными недостатками, нарушениями развития, оперативными вмешательствами. Лицо, голову осматривают в фас и профиль. На тип лица влияет развитие мозгового отдела черепа, дыхательной системы, жевательных мышц и костно-мышечной системы, поэтому форма головы может быть круглой, квадратной, ромбовидной, пирамидальной с основанием, направленным вверх или вниз, в виде усечённого конуса; лицо широким, средним или узким. По классификации В. Бауэра, существует четыре типа лица: • церебральный; • респираторный; • дигестивний; • мышечный. Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и соответственно мозгового отдела черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица резко преобладает над другими отделами — лицо пирамидальной формы с основанием, направленным вверх. Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием среднего отдела лица, в связи с чем лицевой отдел черепа, шея и туловище приобретают ряд характерных особенностей. Лицо имеет ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпуклая. Дигестивный тип характеризуется преимущественно развитием нижнего отдела лица. Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно развиты. В результате чрезмерного развития нижней части лицевого отдела черепа при относительно узкой лобной части лицо приобретает характерную форму трапеции.
Мышечный тип — верхний и нижний отделы лица приблизительно равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. По классификации С. И. Криштаба, по конфигурации лица и конституциональной принадлежности людей разделяют на: • долихоцефалов; • мезоцефалов; • брахицефалов. Клинические методы обследования больного с аномалиями и деформациями Для установления взаимосвязи формы лица и челюстей важно учитывать форму профиля, которая может быть выпуклой, прямой или вогнутой. Изучая конфигурацию лица, обращают внимание на симметричность и пропорциональность его частей. Особое внимание отводится конфигурации нижней части лица, имеющей большое диагностическое значение. По изменению морфологических особенностей этой части лица можно установить правильный диагноз. К ним относятся: носогубные складки, подбородочная борозда, углы рта, величина ротовой щели, взаимоотношения между губами и линия их смыкания, конфигурация самих губ, высота нижней части лица, вид подбородка — скошенный назад, выступающий или нейтральный, положение верхних резцов относительно нижней губы, состояние круговой мышцы рта. Результаты такого обследования позволяют выяснить, насколько данная деформация отразилась на внешнем виде пациента. Визуальной и метрической оценкой лица при разнообразных его динамических состояниях выявлено (В. А. Переверзев, 1987), что во время разговора более активной является нижняя губа. После внешнего осмотра проводят пальпацию височно-нижнечелюстного сустава и определяют степень открытия рта. Обследование полости рта и ротовой части глотки предусматривает последовательный осмотр твёрдых и мягких тканей. Осмотр органов полости рта проводят с помощью ротового зеркала, пинцета и зонда. Сначала осматривают слизистую оболочку щёк, альвеолярных отростков, нёба, дна полости рта и язык, затем миндалины и заднюю стенку ротовой части глотки. Отмечают влажность и цвет слизистой оболочки (розовая, бледно-розовая, синюшная), её плотность, чувствительность, кровоточивость, отёк, наличие повреждений, афт и т. п. Пальпацией подозрительных мест устанавливают чувствительность к давлению и плотность тканей. Определяют положение уздечек верхней и нижней губы, которые могут быть причиной диастемы. Аномалия уздечек характеризуется местом прикрепления, формой и размером. По классификации Г. Ю. Пакалнса (1969), уздечки разделяют на: • сильные — с местом прикрепления на верхушке межзубного сосочка, • средние — прикрепленные на расстоянии 1—5 мм от верхушки межзуб • слабые — прикрепляются в участке переходной складки. области верхней губы. Осматривая язык, обращают внимание на его размер, рельеф боковых участков, а также положение уздечки языка. Укороченная уздечка языка, прикреплённая близко к его кончику, может быть причиной ряда морфологических и фун-1чциональных нарушений в зубочелюстном аппарате ещё у новорождённого. По классификации Ф. Я. Хорошилкиной (1972), выделяют пять типов уз-лечки языка: • первый — тонкие, почти прозрачные уздечки, нормально прикреплён • второй — тонкие, полупрозрачные уздечки, которые прикрепляются • третий — уздечки, представляющие собой цельный короткий тяж, при • четвёртый — относятся уздечки, тяж которых хотя и выделяется, но ока • пятый — уздечки с малозаметным тяжом, но его волокна расположены Функциональное состояние мышц языка взаимосвязано с сагиттальными размерами зубных рядов — длиной переднего отрезка верхнего зубного ряда и его апикального базиса, проекционной длиной всего зубного ряда. Чем уже зубной ряд и апикальный базис верхней и нижней челюстей, тем меньше объём полости рта и выше биопотенциал мышц языка. Язык является сильным мышечным органом, который существенным образом влияет на формирование зубочелюстного аппарата. Нарушение функции языка может привести к возникновению протрузии резцов верхней челюсти, формированию дистального, мезиального, открытого или перекрёстного прикуса. Во время осмотра преддверия полости рта определяют его глубину. Глубина преддверия — это расстояние в миллиметрах от середины дёсенного края к собственному дну преддверия полости рта. По классификации Ю. Л. Образцова (1992), глубина преддверия может быть четырёх типов: • I — до 3 мм (очень мелкое); • II — до 5 мм (мелкое); • III — от 5 до 10 мм (средней глубины); • IV — более 10 мм (глубокое). Мелкое преддверие полости рта может привести к недоразвитию фронтального участка нижней челюсти и вызвать возникновение скученности нижних фронтальных зубов. После осмотра слизистой оболочки приступают к осмотру зубов: отмечают цвет, форму, размер, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно краёв губ и других частей лица, пропорциональность между собой, со всем лицом и его частями, гармонию формы зубов и формы лица и др. Обследование зубов и зубных рядов проводят в определённом порядке, начиная с верхней челюсти и последовательно осматривая каждый зуб — от зуба мудрости с одной стороны к одноименному зубу с другой. нв Клинические методы обследования больного с аномалиями и деформациями В первую очередь обращают внимание на количество зубов. Прежде всего отмечают зубную формулу: временные зубы — римскими цифрами V IV IIIIII IIIIIIIV V V IV IIIII111IIIIIIV V постоянные зубы — арабскими (по Zigmond, 186I) 87654321 12345678 87654321)12345678 В последнее время пользуются двухзначной системой обозначения зубов, предложенной Международной организацией стоматологов FDI—ISO (1970). Система состоит в цифровом обозначении зубов по расположению их на соответствующей стороне верхней или нижней челюсти. Соответственно этой системе каждый зуб обозначается двумя арабскими цифрами. Первая цифра обозначает квадрант расположения зуба. Обозначения начинают с верхней правой челюсти и продолжают по ходу часовой стрелки. При постоянном прикусе правую верхнюю челюсть обозначают цифрой 1, левую — 2, левую часть нижней челюсти — 3, правую — 4. Порядковый номер зуба обозначают, начиная от центрального резца (1) к третьему моляру (8). В прикусе временных зубов правую верхнюю челюсть условно обозначают цифрой 5, левую — 6, левую часть нижней челюсти — 7, правую — 8. Порядковый номер зуба также обозначают арабскими цифрами, начиная с центрального резца (1) до второго моляра (5): зубная формула временного прикуса — 55 54 53 52 5116162 63 64 65 8584838281 7172737475 зубная формула постоянного прикуса — 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 Для определения количества зубов необходимо придерживаться следующего правила: зубы считают, начиная с резцов, дальше осматривают клыки, премоляры и моляры, начиная с зубов верхней челюсти. Придерживаться такой последовательности необходимо, так как при исследовании зубного ряда часто возникает вопрос, не был ли удалён зуб, а если удалён, то какой. Если с обеих сторон средней линии неодинаковое количество зубов, а промежутка нет, тогда понятно, что какой-то один зуб удалён и промежуток закрылся. Когда речь идет о резцах и клыках, то по форме зубов легко выяснить, какой зуб отсутствует. Некоторые трудности могут возникнуть при отличии зторых временных моляров от первых постоянных моляров из-за их морфологического сходства. Вопрос решается с помощью рентгенологического иссле-ювания корней, степени их развития. По зубной формуле судят о соответс-вии зубного возраста паспортному. Обзор зубов позволяет выявить зубы, имеющие аномалию цвета, структуры, формы, а также положения: оральное, вестибулярное, мезиальное или дис-тальное, супра- или инфраокклюзию, поворот зуба вокруг своей оси, диастему, скученность отдельных зубов. После осмотра зубов приступают к обследованию зубных рядов. Обследуя зубные ряды, обращают внимание на форму и величину зубных дуг, их непрерывность. Дальнейшим этапом является определение прикуса. При клиническом обследовании оценивают смыкание зубных рядов в трёх взаимно перпендикулярных направлениях (сагиттальном, вертикальном и трансверзальном), уточняют степень выраженности имеющихся отклонений. Смыкание зубных рядов — важный клинический симптом, в значительной степени определяющий показание к ортодонтическому лечению. Все вышеперечисленные методы клинического обследования (сбор анамнеза, внешний осмотр, осмотр полости рта) позволяют установить предварительный диагноз. Данные обследования записывают в амбулаторную карту, являющуюся основным медицинским документом. Коллектив кафедры ортодонтии и пропедевтики ортопедической стоматологии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца разработал и предлагает для использования врачами индивидуальную историю болезни ортодонтического больного, включающую все этапы обследования пациента. Министерство здравоохранения Украины стоматологического больного г. Киев 1. Фамилия, имя, отчество_ 2. Год рождения___________ 3. Пол___________________
4. Профессия 5. Стаж______
6. Место работы______________ 7. Адрес (почтовое отделение) 200... г. Анамнез 1. Дата заполнения 2. Жалобы
3. Обращались ли к услугам ортодонта раньше?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|