Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Атмосфера III. Когда я был дитя и бог. Солнце в каюте. В глубине. Стихотворения в прозе. Церкви. Негритянка и роза




АТМОСФЕРА III

 

 

Мы в доме замкнулись.

Ты осталась под небом,

ты на крыше где-то -

у звездного парапета.

 

Ты осталась - живая

(о, наш взгляд бесслезный! ), -

ты на крыше плоской

у ограды звездной.

 

Мы залиты странным

электрическим светом...

Ты - на крыше где-то

у зубчатого парапета!

 

Вне всех пределов,

раскована и раздета,

ты - на крыше где-то

у звездного парапета!

 

 

КОГДА Я БЫЛ ДИТЯ И БОГ...

 

 

Когда я был дитя и бог, Могер был не селеньем скромным,

а белым чудом - вне времен - сияющим, огромным...

Все на своих местах - вода, земля и небосклон,

церквушка - дивный храм, домишки - светлые хоромы,

и я, сквозь виноград, с веселым псом несусь тропой укромной,

и мы, как ветер, невесомы, беспечны, словно громы,

и детства мир от мира горизонтом отделен.

 

Прошли года, и после горестной разлуки первой

вернулся я в мой сказочный Могер и не узнал Могера.

Кругом - ни храмов, ни хором; в кладбищенской тоске безмерной,

в уединенье полном - средь лачуг - застыла тишина.

И я уже не бог, я муравьишка, жалкий смертный;

все пусто, лишь рассыльная Кончита, солнцем сожжена,

по знойной улице бредет, вся в черном и лицом черна,

а вслед за ней... ребенок-бог с божественной собакой верной;

в себя ребенок погружен, витает в облаках - волшебных сферах,

собака - так важна! - и в нужности своей убеждена.

 

А время... за ребенком-божеством умчалось время...

Кому из нас дано изведать чудо повторенья?!

О, если бы не знать, вовек не знать, не знать старенья,

и снова стать зарей, и оставаться божеством -

вне всех времен - и умереть в Могере сказочном моем!

 

 

Из книги " ДНЕВНИК ПОЭТА И МОРЯ"

 

x x x

 

 

Мадрид,

17 января

 

Корни и крылья. Если бы крылья корни пустили,

а корни - в небо взмыли...

 

x x x

 

 

На пути в Кадис,

28 января

Тот же поезд, дорога та же,

здесь я ездил вечером каждым,

когда жил средь этих пейзажей,

а ныне еду - на сердце тяжесть.

 

... Дорога была коротка?

к апельсинам - из городка,

от невесты - до сосняка...

 

Оливы, сосны на страже!

Золотого заката пряжа!

Как вспомню, с сердцем не слажу!

 

... Да и сейчас не слажу!..

Сюда! Конечно, сюда! Куда же

еще?!

Предчувствие

пляжа...

и моря... О нем не расскажешь,

как о любимой; не скажешь,

как встречи с сестрою жаждешь,

как вдали от матери страждешь...

Мой вечер!.. любовь... и жажда...

 

 

СОЛНЦЕ В КАЮТЕ

 

 

9 июня

 

(Во время купанья придумано это,

когда я из ванны увидел - в оконце -

лазурное море и солнце -

короче, всю прелесть рассвета. )

 

Прервать мечтаний канитель;

обдумать все и стрелы

рукою твердой и умелой

метать в намеченную цель.

 

Все ясно мне давным-давно.

Взять облако, к примеру:

ты на него посмотришь с верой,

и станет крепостью оно.

 

Песчаных замков не лепить,

растрачивая силы.

И если слава посетила,

ты научись искусству жить.

 

 

x x x

 

 

11 июня

 

О, море! Мятежное небо,

низринутое с небес!

 

 

В ГЛУБИНЕ

 

 

Воды Испании,

20 июня

 

Родина и душа!

И душа, она с родиной схожа:

в глубине, в кольце берегов, затеряны обе,

в беспредельном золоте мира.

 

Вы связаны изначально

взаимной любовью материнско-дочерней,

как две матери породивших друг друга

в извечной смене радости и печали.

 

Все, что дорого, все, что свято,

мы вам, только вам, отдаем без остатка,

мы у вас, лишь у вас, берем без остатка -

от колыбели и до заката.

 

... Моя плоть родимой земли коснулась,

значит, к плоти душа вернулась...

Единенье какое! Полнота какая!

Обретая родину, душу я обретаю!

 

 

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

 

 

ЦЕРКВИ

 

 

Нью-Йорк,

28 марта

 

В сумятице огромных улиц - церкви, легкие, театральные, следят за

толкучкой; распахнули двери, мерцают во все свои глаза, - будто маленькие и

кроткие средневековые чудища, грубо окарикатуренные каталонским зодчим.

Беглый взгляд из толпы позволяет различить блеклое свечение из их печального

мрака. " Мы о распятом Христе! ", " Войди и найди отдохновение, хоть на миг

забудь о земной суете! " - говорят иезуиты. " Отворяю тебе двери храма сего,

дабы ты обрел в нем покой... " Так они молятся, взывают цветными стеклами,

зажженными в ночной темноте, ничем не отличаясь от прочих реклам и длинных

надписей на фасадах вычурных зданий, - разные по цвету, сектам, помыслам.

Вот и не хочется в них входить. Выросшему из игрушек, - до них ли? А эти

церкви - игрушки посреди огромной витрины.

 

 

НЕГРИТЯНКА И РОЗА

 

 

Нью-Йорк,

4 апреля

 

Педро Энрикесу Уренье

 

Сонная негритянка бредет с белой розой в руке (цветок и дремота своим

магическим присутствием смягчают печальную пестроту ее одеяния - розовые

ажурные чулки, зеленую прозрачную блузку и шляпку из золотистой соломки с

лиловыми маками) - обезоруженная дремотой девушка улыбается, а в черной руке

белая роза.

Как она несет ее! Словно только о том и помышляет в своем полусне, как

бы получше ее нести. Бессознательно ее бережет с уверенностью сомнамбулы, -

нежно опекает, словно произвела ее на свет в это утро, словно чувствует себя

в полусне матерью этой белой цветочной души. (Время от времени ее голова в

дымчатых завитках, радужно воспламененных солнцем, будто они золотые, устало

склоняется на грудь или плечо, но рука, с достоинством несущая розу, не

дрогнет, осененная этим стягом весны. )

Ее скромное присутствие мчится тоннелем подземки, - и скрежещущая

грязная и душная чернота уже не так угнетает. Люди отложили газеты,

перестали кричать и жевать жвачку, - все взгляды, словно в мгновенном

наваждении усталости и грусти, сходятся на белой розе, которую вздымает

негритянка, словно это совесть подземки. А роза в этой внимательной тишине

источает нежное благоухание и разгорается, как прекрасная и невещественная

явь, которая завоевывает все и вся, вплоть до железа, угля, газет, - все и

вся на какой-то миг пахнет белой розой, лучшей из весен, веками веков.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...