Определение вертикальной интеграции
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5 1.1. Определение вертикальной интеграции.. 5 1.2. Причины вертикальной интеграции, вертикальные ограничения и слияния 8 ГЛАВА 2. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППЫ «ЛУКОЙЛ». 15 2.1. Вертикальная интеграция в России.. 15 2.2. Вертикальная интеграция и деятельность компании.. 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30 ВВЕДЕНИЕ В экономической теории существует понятие интеграция. Интеграция – это процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Различают интеграцию горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, которая означает объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция — метод, которым компания создает (интегрирует) свои собственные входные или выходные этапы технологической цепочки. Интеграция может быть полной (объединение всех входов или выходов) или узкой (покупка компанией лишь части входящих элементов и производство остальных собственными силами). Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием усилить конкурентную позицию своего ключевого исходного бизнеса, чему должны способствовать: экономия издержек; отход от рыночной стоимости в интегрируемых производствах; повышение контроля качества производственных и управленческих процессов; защита собственной технологии.
Однако вертикальная интеграция имеет и отрицательные стороны: повышенные издержки; неизбежные финансовые потери при быстрой смене технологий и непредсказуемости спроса. Вертикальная интеграция может повышать издержки, если компания использует собственное входное производство при наличии внешних дешевых источников снабжения. Это может происходить и из-за отсутствия конкуренции внутри компании, что не побуждает ее поставщиков снижать издержки производства. При изменении технологии возникает риск избыточной привязки компании к устарелой технологии. При постоянном спросе более высокая степень интеграции позволяет более надежно защитить и координировать производство продукции. Когда спрос нестабилен и непредсказуем, такая координация при вертикальной интеграции затруднена, что повышает стоимость управления. В этих условиях узкая интеграция может оказаться менее рискованной, чем полная, поскольку она позволяет снизить затраты по сравнению с полной и в определенных условиях позволяет компании расширить вертикальную интеграцию. Хотя узкая интеграция может снизить затраты на управление, она не может их устранить полностью, и это реально ограничивает расширение пределов вертикальной интеграции. Именно все выше перечисленное и подчеркивает актуальность выбранной темы курсовой работы. Целью данной курсовой работы является исследования вертикальной интеграции. Задачами данной работы является нахождение определения вертикальной интеграции, изучение причин вертикальной интеграции, рассмотрение вертикальных ограничений и слияний, исследование данной темы на современном этапе.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Определение вертикальной интеграции
Для производства любого вида продукта необходимо осуществить серию этапов, каждый их которых включает последовательность технологических переделов. Например, необходимо разведать сырьевые ресурсы, извлечь сырье, доставить его к месту переработки, переработать в промежуточные, а затем и конечные продукты, распределить их и доставить потребителю. Вертикальная интеграция — это совокупность двух или более таких этапов производства. Теоретически она может включать все этапы — например, от добычи сырья до распределения конечного продукта между производителями. В этом случае все превращения продукта на каждом из этапов должны быть внутренними в пределах фирмы. На рис. 1 представлены элементы и варианты вертикальной интеграции. Последовательность технологических операций T1 — TQ характеризует завершенный производственный цикл, который включает последовательность производственных этапов Э1 — Эм, рост добавленной стоимости идет от начальной к конечной операции, причем он повышается к продуктовому выходу производственного процесса. Если же на каждом из этапов продукт производится единоличной фирмой, то вертикальная интеграция отсутствует, и каждый последующий этап реализуется с помощью сделки на открытом рынке.[1] В реальности почти каждая фирма имеет несколько промежуточных этапов интеграции, т.е. осуществляет некоторую последовательность технологических переделов, комбинируя их с покупкой исходных ресурсов других фирм. В продуктовом потоке они могут осуществлять интеграцию против течения (отстающую), или по течению (опережающую). Рис. 1. Элементы и варианты вертикальной интеграции[2] При деятельности неинтегрированных фирм продукция переходит с одной стадии на другую с помощью рыночных сделок на основании свободных рыночных цен. В интегрированных фирмах внутренняя передача продукции с этапа на этап осуществляется по внутренним (условным) передаточным ценам, которые не требуют эквивалентности рыночным ценам и полностью зависят от внутренних интересов и стратегии поведения фирмы. В этой связи необходимо отметить причины выбора интеграции этапов, поскольку: — рыночные сделки могут обеспечить тесные, эффективные и контролируемые контакты и строгую собственность;
— высокопредставительный контроль в интеграции может быть действенным, полномочным и сравнительно недорогим. Вопрос о размахе вертикальной интеграции и самой ее целесообразности — комплексный вопрос теории и практики, который до сих пор во многом остается дискуссионным. В частности, ядром споров остается связь интеграции и монопольных сил. Экономисты Чикагской UCLA-школы склонны утверждать, что интеграция не может трансформировать монопольные силы из одного уровня в другой, не может создать больших рыночных сил, чем существуют при горизонтальных уровнях. Другие мнения сводятся к тому, что интеграция, напротив, порождает сделку, исключает рынок и поэтому может исключить соперничество продавцов за доступ к ресурсам. В связи с этим важно отметить актуализацию проблемы возможности как определения, так и измерения уровня (величины) интеграции, а также причин использования фирмами этого процесса. С позиций измерения уровня вертикальной интеграции интуитивная простота упирается в саму методику измерения. Можно подсчитать количество стадий при широкой интеграции, но возникает неопределенность в определении самого понятия «стадия» — она может включать множество индивидуальных относительно самостоятельных этапов. Например, в электронной промышленности процессы приготовления интегральных микросхем включают 2,5—3 тысячи технологических этапов (переходов), которые подчас достаточно затруднительно выделить в отдельные стадии. В качестве альтернативы может быть использован показатель добавленной стоимости фирмы к ее конечному доходу от продаж как индекс степени интеграции этих фирм. Интегрированный производитель добавляет стоимость за счет многих стадий, поэтому его показатель будет высоким. К примеру, показатель добавленной стоимости розничного торговца будет невысоким. Вместе с тем, имеются примеры и других полярностей — производство кирпича является одностадийным и имеет высокую добавленную стоимость, а многостадийные отрасли имеют невысокую добавленную стоимость. Показатель добавленной стоимости может быть меньше для отраслей, которые впереди в цепи производства (сырьедо-бывающие, перерабатывающие). Таким образом, до настоящего времени нет совершенных (надежных) измерителей уровня интеграции, концептуальные подходы требуют уточнений и доработок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|