Основные типы организац.стр-р, их хар-ка.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Организац стр-ра – сов-ть осн, вспомог. и обслуживающ подразделений с/х пред-ий, их территор размещение и взаимосвязь. Орг стр-ры м б 2хступенчатые, 3хступкнчатые, 4хступенчатые, смешанные. По территор-но-отраслев признаку: бригадные отраслевые, бригадные специализир, отделенческо-отраслевые, цеховые, на основе кооперативов. В зависимости от хар-ра связей м/у различными подразделениями орг-ции различают след-е типы организац-х стр-р: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную. Линейная организац-я стр-ра управ-я-это одна из простейших организац-х стр-ур управ-я. Во главе каждого структур-го подразд-я находится руков-ль единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осущ-ющий единоличное руков-во подчинен-ми ему работн-ми и сосредоточивающий в своих руках все ф-ции управ-я. При линейном управ-нии каждое звено и каждый подчиненный имеет 1го руков-ля, ч/з кот. по одному единовремен-му каналу проходят все команды управ-я. Т.к. в линейной стр-ре управ-я решения передаются по цепочке "сверху вниз",а сам руководитель нижнего звена управ-я подчинен руков-лю более высокого над ним ур-ня, формир-ся своего рода иерархия руков-лей данной конкретной орг-ции (зав.секцией, нач.отдела(цеха), мастер участка,инженер, дирек-р предпр-я). Функцнональная организац-я стр-ра управ-я орг-ей. Функц-ное управ-е осущ-ся некоторой совокуп-тью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управ-я. Идея сост. в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управ-я специализирован на выполнении отдельных видов деят-ти. В орг-ции специалисты одного профиля объед-ются в специализирова-е струк-ные подразделения, например отдел маркетинга, плановый отдел, 6ухгалтерию. Т.обр, общая задача управ-я орг-ей делится начиная со среднего уровня по функцион-ному критерию. Линейно-функциональная (штабная) стр-ра управ-я. При такой стр-ре управ-я всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий опред-ный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соотве-ющих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функцион-ных подразделений (управлений, отделов, бюро). В данном случае функцион-ные стр-ры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо ч/з гл.руков-ля, либо (в пределах своих полномочий) непосред-но ч/з соотв-щих руков-лей служб-исполнителей. Т.обр, линейно-функцион-ная стр-ра вкл-ет в се6я спец-ные подразд-ния при линейных руков-лях, кот-е помогают им выполнять задачи орг-ции. Матричная организац-ная стр-ра управ-я – созд. путем совмещения стр-р двух видов: линейной и программно-целевой. Созд-е матричной организац-й стр-ры управ-я орг-ей считается целесообразным в случае, если сущ-вует необх-сть освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологич-х новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка. Матричные стр-ры управ-я, дополнившие линейно-функцион-ную организац-ю стр-ру, открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых стр-р управ-я. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эф-ти пр-ва.
22.-Методы менеджмента, их хар-ка. Метод управ-я- это совок-ть приемов и способов возд-я на управ-мый объект для достиж-я постав-х орг-ей целей. Организ-но-админ-ные методы управ-я. Объективной основой испол-ния организац-но-админ-вных методов управ-я выступают организац-ные отношения, состав-ющие часть механизма управ-я. Т.к. ч/з их посредство реализуется одна из важнейших ф-ций управ-я – ф-ция орг-ции, задача организац-но-админ-вной деят-ти сост-т в координации действий подчиненных. Никакие эк-кие методы не смогут сущ-вать без организац-но-админ-вного возд-вия, кот-е обеспечивает четкость, дисциплинир-ность и порядок работы коллектива. Оргно-админ-е методы оказывают прямое возд-вие на управляемый объект ч/з приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему админ-вных ср-в поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организац-ную четкость и дисциплину труда. В целом орг-но-админ-ные методы руков-ва сущ-вуют в форме орг-ного и распорядит-го возд-вия. Эк-кие методы управ-я. Эк-м методам управ-я отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управ-я опред-ся в первую очередь эк-ми отношениями и лежащими в их основе объективными потреб-ми и интересами людей.Чтобы эк-кие методы управ-я были действенными, необх-мо как минимум обеспечить "отзывчивость" орг-ции на эк-кие рычаги. Эк-кие методы способствуют выявлению новых возмож-тей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы матер-го стимулирования с учетом эк-ких интересов всех участников производ-го процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы эк-кие методы были действенны и целенаправленны.В отличие от орг-но-админ-х эк-кие методы руководства предполагают разработку общих планово-эк-х показателей и ср-в их достижения. Соц-но-психолог-е методы управ-я. Социологические исслед-ния свидет-вуют о том, что если успех деят-ти хоз-венного руководителя на 15% зависит от его профес-ных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Зная особен-ти поведения, хар-ра каждого отдельного чел-ка, м.прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психол-кий климат. Чтобы возд-вие на коллектив было наиб.результативным, необх.не только знать моральные и психол-кие особен-ти отдельных исполнителей, соц-но-психол-кие хар-тики отдельных групп и коллективов, но и осущ-влять управляющее возд-вие. Для этих целей применяются соц-но-психол-кие методы, кот-е представ-ют собой совокупность специфич-х способов возд-вия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на соц-е процессы, протекающие в них. Они основаны на испол-нии моральных стимулов к труду, возд-вуют на личность с помощью психол-ких приемов в целях превращения админ-вного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность чел-ка. Гл.цель применения этих методов – формир-ние в коллективе положит-го соц-но-психол-го климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организац-ные и эк-кие задачи.
23.функции менеджмента, их содержание. Ф. мен. –конкр. вид управл. деятельности, осуществл. спец. приемами и методами, необходимыми для организации достижения поставл. целей. Выделяют след. ф-ии менеджмента: планирование, организация, координация, регулирование, мотивация и контроль. Планирование -сложный процесс работы управл. аппарата по определению миссии, целей и действий по их достижению. Выделяют виды планирования: Стратегическое планир - создания и поддержания соответствия м/у стратегич. целями организации, его потенциальными возможностями и шансами развития с учетом изменяющихся факторов внешн. и внутрен. среды. Тактическое планир осущ на среднесрочный период времени согласно промежуточным стратегическим целям. Оперативное планир. Группа оперативных планов ориентирована на краткосрочный период времени (до одного года), преследует достижение оперативных целей, решение текущих задач организации и ее структурных подразделений, предполагает оптимизацию используемых ресурсов. Ф организации — это формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы— персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, ден.средствами. При организации работы рук-ль определяет, что конкретно должна выполнить данная орг-ция, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Координация -функция обеспечив. бесперебойность и непрерывность. Гл. задача функции — достижение согласованных действий во времени и пространстве всех органов упр-ия и должн.лиц, а также м/у сис-ой в целом и внешн. средой путем установл. рацион. связей (коммуникаций) м/у ними. Частью тек. координирования явл. регулирование, содержание кот. направлено на поддержание требуемого соответствия м/у различн. элементами с-ы, ликвидацию возможных отклонений от установл. норм, графиков и плановых заданий. Мотивация -процесс, с помощью кот. побуждается деятельность людей для достижения личностных целей и целей организации. Мотивация может быть внутренней и внешней. Достижение внутрен. мотивов людей производится посредством их личн. качеств: отн-ие их к делу, создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи, моральные обязательства и пр. Рычагами внешней мотивации выступают стимулы, кот. обеспечивают поведение чел-ка путем расширения или ограничения его возможностей удовлетворять потребности. Контроль- это процесс наблюдения за изменениями внешн. и внутрен.среды орг-ции. Для осуществл. контроля необходимо наличие: а)объективных и существенных контролируемых пок-лей; б)критериев, позволяющих классифицировать отклонения от пок-лей как существен. и опасные либо как допустимые; в)системы и процедуры контроля. Мониторинг — это система постоянного наблюдения за отдельными составляющими внешн. или внутрен. среды предпр. с целью сбора и обработки соответств. инф-ции. Контроллинг — это система непрерывного планирования, контроля и анализа, ориентированная на эффективность управления и прибыльность предприятия. Главная задача контроля-количественная и качественная оценка результатов работы организации, ее подразделений и сотрудников с обязательным устранением выявленных отклонений Типы коптроля. По характеру воздействия на объект контроля выделяются упреждающая и результирующая формы контроля. Тактический контроль нацелен на анализ выполнения тактических планов организации и ее ключевых подсистем. Оперативный контроль обеспечивает наблюдение за выполнением оперативных работ и использованием методов, избранных для реализации всех операций в организации. Предварительный контроль осуществляется на входе процесса, обеспечивающий максимальное соответствие требуемым стандартам и нормам ресурсов. Текущий, или производственны контроль ведется по ходу выполнения всех этапов и процедур самого процесса й, производства. Заключительный контроль — результирующий. Он констатирует качество результата, полученного по завершении процесса производства (например, качество продукции, оценку выполнения работы
24. Коммуникации. Коммуникационные сети, стили. Коммуникация -общение, сообщение. Осн. цель коммуникационного процесса сводится к обеспечению понимания инф-ии, кот. явл. предметом обмена. Для осуществления коммуникации необходимо наличие как минимум 2-х субъектов коммуникации, способных воспринимать инф-ию — видеть, слышать, осязать, ощущать запах и вкус и т.п. Субъектами коммуникации могут выступать отдельные индивиды, группы людей и организации. Способы коммуникации - Письменный:Устный: Сис-а связи субъектов коммуникации с помощью информационных потоков образует коммуникационную сеть, кот. конентрирует внимание на потоках инф-ции. Ком. сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных коммуникаций (связей). Вертикальные (линейные) связи строятся по линии рук-ва от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществл. м/у равными по уровням иерархии субъектами в организации. Диагональные связи устанавл. м/у работниками разных уровней, не связанными линейно. Сеть всех связей отражает реальную структуру организации. В сетях типа «круг» коммуникация устанавливается только м/у рядом расположенными членами группы. В сетях типа «колесо» и «игрок» она может осуществл. только через одного субъекта коммуникации. Сети типа «цепочка» уже включают и горизонтальные связи-элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы, они создают усл. для открытых коммуникаций, потому используются, когда необходимо вовлечь всю группу в р-ие проблем.Знание типов коммуникационных сетей важно для понимания отношений власти и контроля в организации, так как информация — источник власти, а ее централизация поддерживает властные полномочия. Способ, с помощью которого субъект коммуникационных отношений предпочитает строить обмен информацией, называется коммуникационным стилем. выделяют пять стилей: «открытие себя» — стиль, характеризующийся высокой степенью открытости субъекта перед партнерами по коммуникации и низкой обратной связью. «реализация себя» — стиль, отличающийся как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. «замыкание в себе» — стиль, имеющий низкий уровень открытости и обратной связи. «защита себя» — стиль с низкой открытостью, но высоким уровнем обратной связи «торговля за себя» — стиль, для которого характерны умеренная открытость и умеренная обратная связь. 25.Понятие и содержание власти, источники власти. Власть - способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле. Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть- это власть должности, обеспечивающая единство действий всех подчиненных, связана с офиц. статусом лица в структуре управления организацией. Реальная власть — это власть авторитета, влияния, обусловленного местом человека в системе отношений. Источниками власти на личностной основе являются: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. Экспертная власть — это способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей под готовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Власть примера рассматривается как способность руководителя влиять на поведение подчиненных, используя свою харизму, т.е. привлекательность и обаяние личности. Право на власть предоставляется занимаемой должностью и имеет более четкие границы, чем другие источники. Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать предоставление информации для влияния на подчиненных. Потребность во власти — это желание иметь влияние на других. Она может проявляться в стремлении давать настойчивые советы, предлагать помощь, вызывать эмоции у других, укреплять свою репутацию. Источниками власти, имеющими организационную основу, являются: принятие решений, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей. В процессе управления власть может проявляться по-разному, исходя из факторов и особенностей деятельности управления. Сила источников власти ситуационно обусловлена авторитетом. Власть, возникающая на основе того, что принимается людьми, с чем они согласны и считают правильным, называется авторитетом. Выделяют три формы авторитета: формальный (должностной), моральный и функциональный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|