Лидерства и руководства, соотношение понятий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
27. стили руководства. их виды и характеристика. Стиль рук-ва — это совокупн. характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе упр-ия деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных, для более эффективного достижения ее (организации) целей. Автократический руководитель в управлении в отношениях с работниками авторитарен,характеризуется высокой степенью единоличной власти, при этом никаких полномочий группе не делегируется Согласно этой теории:1.Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.2.У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.3.Больше всего люди хотят защищенности.4.Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. Демократический руководитель характеризуется разделением власти и участием сотрудников в управлении. Ответственность за работу не концентрируется только на рук-ле, а распределяется между подчиненными с учетом порученной работы. Демократический рук-ль действует убеждением и избегает прямолинейно навязывать свою волю подчиненным, что приводит к высокой степени децентрализации управления и полномочий. Либеральный руководитель дает подчиненным почти полную свободу в определении своих целей и в контроле своей собственной работы. Управленческая решетка включает пять основных стилей руководства, характеризуемых ситуациями в 4-х крайних и одном среднем положениях учитываемых параметров модели: 1.1 характеризует стиль руководства, когда со стороны руководителя требуется минимальное усилие, чтобы добиться качества работы, которое позволит избежать увольнения.1.9 соответствует стилю, при кот. рук-ль полностью сосредотачивается на хороших, теплых человеч. отношениях, но мало заботится об эффективности выполнения производств. заданий. 9.1 отражает стиль, необходимый в ситуациях, когда рук-ль должен заботиться об эффективном выполн. работы, обращая мало внимания на моральный настрой подчиненных.5.5 определяется равным отношением рук-ля к эффективности и хорошему моральному настрою подчиненных (находя соответствующий баланс между ними) для достижения приемлемого качества выполнения заданий.9.9 обеспечивает высокий моральный настрой и высокую эффективность подчиненных благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности работы. Рук-ль добивается того, чтобы подчиненные добровольно приобщались к целям организации, в силу чего этот стиль рук-ва явл. самым эффективным и отражает поведение рук-ля, приводящее к формированию команды.
28.-Управленческое решение, технол. их подготов-ки, принятие, реализ-я. Управленческое решение - это творческий акт субъекта управ-ния направ-ный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управ-ния. Любое управленч-кое решение проходит через 3 стадии: 1. Уяснение проблемы: a)сбор инф-ции; b)анализ полученной инф-ции; c)выяснение актуальности; d)выяснение, опред-ние условий при которых эта проблема будет решена. 2. Составление плана решения: a)разработка альтернатив-х вариантов решения; b)сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися рес-ми; c)оценка альтернативных вариантов по соц-ным последствиям; d)оценка альтернативных вариантов по эк-ской эф-сти; e)состав-ние программ решения; f)разработка и составление детального плана решения. 3. Выполнение решения: a)доведение решений до конкретных исполнителей; b)разработка мер поощрений и наказаний; c) контроль за выполнением решений. Эф-ность оценивается с помощью количественных методов принятия решения. Методы принятия управленч-х решений. Методы - это конкретные способы, с помощью которых м.быть решена проблема: 1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов. 2. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, кот. решаются в первую очередь. Используется при ограничен-х ресурсах. 3. Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются. 4. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не прийдут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод испол-ется для достижения эф-ности. 5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но явл-ся специалистами в смежных областях. 6. Линейное программирование. Имитационное моделирование. Метод теории вероятности. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности. Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управ-ния.
29.Управление конфликтами. Конфликт - противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. но следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации. Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Существует 4 основных типа конфликтов 1. Внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. 2.Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Чаще всего это борьба рукодителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, совместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом. 3. Конфликт между личностью и группой. между личностью и группой возникает конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. 4.Межгрупповой конфликт. Как известно, организациистоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты. Причины конфликтов- 1.Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников.2. Усталость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. 3.Ограниченность ресурсов. 4.Недостаточней уровень профессиональной подготовки.5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.6. Неблагоприятные физические условия. первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников,после определения причин надо минимизировать количество его участнике. Затем необходимо провести анализ конфликта и разрешить его. Способы преодоления (разрешения) конфликтов: Педагогические- Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта, Административные - Силовое разрешение конфликта -подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору -решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда. Способы разрешения конфликтов 1. Избегание – действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры. 2.Принуждение - действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. 3.Сглаживание –действия направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий, с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами.4. Компромисс - действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. 5. Решение проблемы. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.
30.Сущность стратегич-го управ-я. Эталонные группы стратегий. Термин стратегия появ-ся в 60-70гг. Он был предназначен обозначать отличия в управ-нии. При стратегич-м управ-нии каждый момент фиксируется, действия должны предприним-ся сейчас, чтобы достичь желаемых целей в будущем, с учетом возможного изменения условий. Речь идет не о плане того, что орг-ции предстаит делать в будущем, а о выборе действий сегодняшнего дня. Стратегия-в переводе-искуство полководца. Управлен-кая стратегия – это общая концепция того как достигаются глав.цели, как решаются проблемы. Стратегия – это система управлен-ких решений направ-х на реализацию миссии орг-ции, ее преобразование в новое состояние. Стратегич.управ-е –это система целенаправ-х действий орг-ции, ведущих к долгосрочному превышению ур-ня результативности деят-ти орг-ции над ур-нем результатив-ти конкурентов. Система стратегич.управ-я вкл: анализ среды, опред-ние миссии и целей, выполнен-е стратегий, выбор и оценку стратегий, контроль над выполнен-ем стратегий. Эталонные группы стратегий: 1)стратегия концентрированного роста (усиление позиций на рынке, развитие и поиск новых рынков), 2)стр.интегрированного роста (направ-на на снижение зависимости от поставщиков, за счет преобретения нов.поставщиков), 3)стр.диверсификационного роста, 4)стр.сокращения.
31.SWOT-анализ. Оценка стратегич. положения и перспектив организации и формулировка стратегии часто осуществляются на основе так называемого SWOT-анализа. Его суть состоит в том, что во внешн. среде фирмы выявляются факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой-угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в сфере производства, финансов, управления, маркетинга, НИОКР. Затем происходит их попарное сопоставление с помощью SWOT-матрицы. При этом нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот — предотвращенные угрозы создать дополнительные возможности. Примеры сильных сторон: наличие необходимых финансовых ресурсов, собственных технологий, признанного лидерства, эффективной рекламы, высококвалифицированных менеджеров. Примеры слабых сторон: отсутствие четкой стратегии, устаревшее оборудование, низкая прибыльность, отставание НИОКР, отсутствие профессионализма, слабые каналы сбыта, плохой имидж. Примеры возможностей: новые потребители, выход на новые товарные рынки или сегменты, расширение набора продуктов, интеграция, падение торговых барьеров, слабость конкурентов, быстрое расширение рынков. Примеры угроз: появление мощных конкурентов, рост продаж товаров-заменителей, снижение темпа роста продаж, спад в экономике, политика данного и других государств, изменение во вкусах и предпочтениях. 32.-Основные теории лидерства 1.Теория лидерских качеств. Первые исследователи пытались выявить те кач-ва, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. 2.Концепции лидерского поведения. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследов-ях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто явл-ся лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. 3.Концепции ситуационного лидерства. Исследует взаимод-вие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. В процессе различных исследований рассм-вались такие хар-стики личности лидера, как возраст, рост, ур-нь интеллекта, академические достижения, способ-сть к логическим суждениям, проницательность и т.п, - каждая из которых, по общему мнению, являлась верным залогом успешного лидерства. Эти исслед-ния проводились в разнообразных условиях и разной среде: военные подразделения, деловые фирмы, студенческие орг-ции, начальные школы и университеты. Они привели к довольно неутешительному заключению: никакая конкретная черта, которая, по общему мнению, была присуща известным лидерам, не связана с лидерством в изученных ситуациях. 33.-Методы подбора и оценки управленч-го персонала. Люди -самый ценный рес-с орг-ции, они делают ее такой, какой она есть. Когда разработаны планы функционир-ния орг-ции, спроектирована идеальная организац-ная стр-ра, наступает время для выполнения важнейшей управленч-кой функции - подбора и оценки кадров. Подбор –это процесс, сост-щий из опред-ния нужных кадров, процесс их изучения с целью опред-ния пригодности выдвигаемых кондидатов для выполнения функциональных обязан-тей по данным должностям. Ответств-ность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс подбора и оценки кадров столь же сложен и точен, как и любая другая управленч-я ф-ция. На этом этапе особенно важно полно и правильно опред-ть и разъяснить претенденту суть будущей работы. Иначе м.потратить много времени на прием и беседы с претендентами, не имеющими нужной квалиф-ции. Он должен четко представ-ть, кого нужно продвигать по службе, перемешать или увольнять, кого принять по новому набору и т.д. Методы подбора: 1)анализ анкетных данных-придается значение жизненному опыту, семейным отношен-ям, позволяет узнать о предыдущ.работе, о личных интересах и увлечен-х, 2)собеседов-е(наиб.эф-ное-93%), тестиров-е(49%по мнению раб-в), 3)анализ выполнен-я профес-ных заданий(дает рез-т 65%), 4)интервью. Наиб.прогрессив-м руков-ли признают профес-е тесты, 5)сост-ются резюме, 6)наведение справок на раб-ка(о его предыдущ.месте работы). Методы оценки персонала. Их м.объед-ть в 3 осн. группы: 1)прогностический метод. При таком методе широко использ-ся анкетные данные; письменные или устные харак-тики; мнения и отзывы руковод-ля и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты; 2)практический метод. Проверяется пригодность работ- ника к выпол-ю служебных обязан-тей на основе резул-тов его практической работы. Для этого испол-ся техника пробных перемещений; 3)имитационный метод. Претенденту предлагается ре- шать конкретную ситуацию (ситуации). В конечном итоге проводится экспертная оценка св-в и деловых кач-в личности. В каждом конкретном случае набор критериев оценки будет зависеть от содержания и кач-ва выполняемой в будущем работы. Предпочтение м.быть отдано либо профес-ным, либо личным кач-вам. Для решения данной задачи целесообразно испол-ть метод пробных перемещений, с помощью кот-го опред-ется степень эф-ти труда претендента. Задача состоит в том, чтобы получить инф-цию об эф-ти выполнения каждым претендентом будущих функциональных обязанностей. Наиб-ю сложность здесь представляет процедура получения от экспертов объективных оценок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|