Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29. Программа социологического исследования: теоретико-методологическая и методико-процедурная части.




29. Программа социологического исследования: теоретико-методологическая и методико-процедурная части.

Программа социологического исследован ия – это документ, в котором изложены: теоретико-методологические предпосылки исследования, общая концепция исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами исследования, методические и процедурные основы его выполнения, выдвигаемые гипотезы и логически последовательных операции их проверки. Программа конкретного исследования выполняет три основные функции: теоретико-методологическую функцию (определение научной проблемы и принципов её решения; ); методическую функцию (определение способов сбора данных, описания и интерпретации полученных результатов); организационную функцию (планирование деятельности исследователя на каждом этапе).

Структура программы: 1) Методологическая часть(теоретическая) - Зачем проводить исследование? Какая существует проблема? Как предположительно можно решить данную проблему? Что именно нужно исследовать? 2) Процедурная часть- Каким способом проводить исследование? Какие методы применить? Как сконструировать выборку? Какие вопросы задавать? Как анализировать и обобщать результаты?

Методологическая часть программы ПСИ: Вычленение и осмысление возникшей проблемы; Уточнение предмета и объекта; Определение рабочих терминов и понятий, их толкование; Формулировка целей и задач исследования; Формулировка рабочих гипотез;

Методико-процедурная часть программы ПСИ: План исследования; Способ построения и тип выборки; Применяемые методы; Выбор инструментария (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения); Процедура исследования (последовательность действий); Техника исследования (специальные приемы); Предполагаемые результаты.


 

30. Опрос как метод сбора социологической информации. Разновидности опроса.

Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование . Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т. д. ).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т. д. ).

Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т. е. соединяются признаки открытости и закрытости. Любая анкета включает в себя три основные части: вводную; содержательную (основную) часть; заключительную часть (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами. Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...