Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

33.Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.




33. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

Выборочный метод основывается на законе больших чисел и сущность его состоит в построении математической модели, которая применима на практике, когда есть определенные условия. Он предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (их называют генеральной совокупностью), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность может совпадать по величине с генеральной, если объем последней невелик или, например, во время переписи населения (что бывает нечасто). Такие исследования называются сплошными. Выборочная совокупность, как правило, строится таким образом, чтобы при минимуме опрашиваемых людей удалось с необходимой степенью гарантии представить генеральную совокупность. Другими словами, структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной. Выборка и генеральная совокупность в идеале соотносятся между собой как подобные фигуры. Репрезентативность (представительность) выборки означает, что с некоторой заранее заданной или вычисленной погрешностью можно отождествлять установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Другими словами, репрезентативность (достоверность) выборки – это ее способность отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности. Принято различать несколько основных методов формирования выборки: 1. Случайная выборка – это выборка, которая формируется на основе опроса случайно встреченных людей в месте опроса в данное время. 2. Вероятностная выборка – это выборка, которая формируется на основе того факта, что при опросе определенного числа респондентов в данное время в данном месте возникает совокупность, достаточно близко совпадающая со структурой генеральной совокупности. Среди вероятностных выборок применяется и гнездовой метод. Его сущность в том, что он предполагает сплошной опрос в специально выделенных по случайному методу группах (гнездах) респондентов. Здесь единицы отбора представляют собой статистические серии: например, семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив предприятия и т. д. Гнездами можно считать, например, места компактного проживания мигрантов или пункты торговли спиртными напитками. Выбор гнезд в данном случае осуществляется по правилам случайной выборки, а отобранные гнезда подвергаются сплошному обследованию. 3. Целевая выборка – это выборка, формирующаяся по специальным заранее заданным признакам генеральной

совокупности. Примером такой выборки является метод квотной (пропорциональной) выборки, когда респонденты выбираются целенаправленно, с соблюдением параметров квот, изначально заданных по модели генеральной совокупности, т. е. пропорции, существующие в генеральной совокупности, соблюдаются и в выборочной. Однако следует иметь в виду, что таких пропорциональных соотношений может быть не более пяти, так как в противном случае формирование выборки значительно усложнится. При любом способе формирования выборки необходимо придерживаться следующего принципа: любой элемент генеральной совокупности должен иметь равный шанс попасть в выборку.

 

 

34. Основные компоненты культуры как системы. Белорусская культура и её компоненты.

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т. д. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности: · терминальные (ценности цели)· инструментальные (ценности средства)Уже на ранних стадиях существования человеческого общества люди пришли к выводу о необходимости правил, регулирующих их совместную деятельность, т. е. общественной целесообразности норм. В современном обществе существует множество разнообразных норм - от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики. Норма — это образец, стандарт, модель требуемого (желаемого, должного) поведения, т. е. правило поведения. Социальные нормы, выполняющие регулятивную функцию, возникли на ранних стадиях развития человеческого общества как необходимое условие, обеспечивающее эффективность совместной деятельности людей. Обычаи — установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать как культурные привычки. Традиции — совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и являются ценностью в рамках данной культуры. Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Верование - утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания. Нормы по различным основаниям делятся на разные типы. Типы норм: 1) Формальные и неформальные. 2) Общесоциальные и групповые. 3) Нормы-правила и нормы-ожидания. 1) Формальные, т. е. официально закрепленные (например, законы) и неформальные (т. е. «неписаные правила»: мораль, этикет). 2) Общесоциальные (действуют в рамках всего общества: обычаи, традиции, законы, этикет) и групповые (ограничены рамками конкретной социальной группы, например, подростково-молодежной среды). 3) Нормы-правила (самые важные механизмы регуляции общественной жизни, диктующие то, как обязан поступать человек). За нарушение этих норм применяется суровое наказание - например, уголовное преследование за нарушение законов. Нормы-ожидания (менее важные); не прямые, а косвенные требования: чистить зубы, пользоваться столовыми

приборами, поступить в вуз после школы. Несоблюдение этих норм серьезно не наказывается. В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимает право как наиболее оперативное и эффективное средство, поэтому среди участников контроля первостепенная роль принадлежит государственно-правовым институтам (МВД, прокуратуре судебной системе). Именно с помощью них в обществе устанавливается единый нормативный режим — правопорядок. Законы – это нормы поведения, оформленные парламентскими или правительственными документами, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...