Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важнейшим средством психического развития является игра.




В самостоятельном пользовании детей должны быть раз­нообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр. Включение дидакти­ческих игр способствует сенсорному развитию ребенка, фор­мирует понятия, развивает способность обучаться, совершен­ствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрослых игрой детей должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Развитие дифференцированного слухового и фонемати­ческого восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готов­ность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно свя­зана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е. умением услышать в слове отдельные звуки и их опреде­ленную последовательность. Обучение детей различать зву­ки ведет к развитию внимания к звуковой стороне речи.

Предстоящий переход к обучению в школе предъявляет новые требования к организму ребенка. Психофизиологи­ческие исследования детей 6 лет показывают, что этот воз­раст представляет собой особый переломный период.

В настоящее время особое значение приобретает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформированность лексико-грамматической стороны речи), развитие осознания языковой дей­ствительности, элементов языка, смысловой стороны слова.

Ребенку, поступающему в I класс, необходим запас зна­ний об окружающих предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о моральных нормах поведения.

Формирование умения соблюдать дисциплинарные тре­бования, предъявляемые детям в школе, идет через разви­тие всех сторон психики и личности ребенка.

При наличии у ребенка речевых нарушений возрастает необходимость своевременной диагностики степени функ­циональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уве­ренностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставления ему отсрочки.

Школе принадлежит большая роль в охране нервно-пси­хического здоровья детей. У детей с речевыми нарушения­ми адаптация нередко проходит болезненно: усиливаются неустойчивость внимания, памяти, отвлекаемость. Они ста­новятся раздражительными, часто крайне возбудимыми, неусидчивыми, теряют аппетит, плохо спят, с трудом вхо­дят в контакт с педагогом. Лишь постепенно эти явления уменьшаются. Критериями наступившей адаптации служат уменьшение утомляемости, восстановление аппетита и сна, установление нормальных взаимоотношений с педагогом и товарищами. Правильное поведение педагога в этот труд­ный для первоклассника период, его терпение и доброжела­тельность, постепенность включения детей в учебную на­грузку, индивидуальный подход облегчают адаптацию к школе.

Необходимо помнить, что устную речь у школьника (осо­бенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматичес­кой ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразитель­ности, т. е. всего того, что способствует укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента эксп­рессивной речи.

Особое внимание необходимо обращать на тех» учащих­ся, речь которых делает их «трудными» в обучении, во вза­имоотношениях со сверстниками и старшими, а также на детей с повышенной тревожностью, эмоциональной неустой­чивостью, склонностью к самообвинениям, застенчивостью, замкнутостью, склонностью к бурному реагированию на стрессовые факторы.

Таких детей нужно адаптировать к коллективу сверст­ников, способствовать развитию контактов между ними, умению сотрудничать. В целях преодоления у школьников с речевой патологией чувства неуверенности, эмоциональ­ной напряженности в процессе речевого общения логопедом должна проводиться массированная психотерапевтическая работа.

Окружающим ребенка взрослым необходимо понимать значение авторитета педагога для младшего школьника, а также авторитета группы сверстников для подростка и роль самооценки в раннем юношеском возрасте. Незнание или игнорирование этих сведений неизбежно ведут к стрессам и нарушениям психического здоровья детей, что может ска­заться на речевом поведении.

Вторичная профилактика

Известно, что нарушения речи отражаются на психичес­ком развитии ребенка, формировании его личности и пове­дения (вторичные расстройства). В коррекционную работу должны быть максимально вовлечены родители. Им следу­ет знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая дви­гательная активность, низкий уровень развития сосатель­ного рефлекса и проч. свидетельствуют о повреждении головного мозга.

Господствующие в обществе взгляды на излечимость и прогноз органических поражений мозга оказывает влияние на отношение родителей к ребенку. Логопед должен разъяс­нять родителям механизмы компенсации имеющегося орга­нического дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для раз­вития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реакций у ребенка. Родители должны хорошо представлять себе, что чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями бу­дет идти речевое и интеллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, ро­дители стараются меньше разговаривать и начинают общать­ся жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребен­ка накапливается словарный запас, необходимый для даль­нейшего развития его речи (Е. М. Мастюкова, М. В. Ишюлитова, 1985).

Степенью, характером речевой недостаточности и психи­ческих наслоений определяются возможности ребенка учить­ся и активно участвовать в общественной жизни школы. Ус­певаемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задержива­ется нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас­се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими на­выками анализа и синтеза звукового состава слова. Это со­стояние можно рассматривать как первое следствие, созда­ющее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органи­ческое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Не­редки ситуации, когда будущее для подростка, страдающе­го речевой патологией, теряет свои четкие очертания. Некоторые расстройства речевой функции влияют не толь­ко на получение профессии, но сказываются на устойчивости энергетического потенциала деятельности и сохранности ее
операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует проанализировать с этих позиций состояние звуковой сто­роны речи, ибо недостаточная сформированность фонема­тических процессов даже при полностью скомпенсирован­ных дефектах звукопроизношения может привести к недостаткам в овладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые нару­шения, родителям и педагогам необходимо постоянно ос­мысливать свое поведение и свою позицию. Взаимопонима­ние, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между пе­дагогами и родителями играют серьезную роль в профилак­тике психогенных реактивных явлений у детей, страдаю­щих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес­кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, логопеду необходимо суще­ственно усилить психотерапевтический акцент в своей ра­боте. Всякий раз этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуаль­ного психологического реагирования.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про­явления речевого дефекта, а также условия его полной ком­пенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изуче­ние каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспи­тания и обучения детей с патологией речи и вторичной про­филактике осложнений. Четкое знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоления дефекта в целом, уста­новить необходимые для этого сроки, сделать прогноз в отно­шении обучения по программе общеобразовательной школы.

Третичная профилактика

Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обуче­ние лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи тре­тичной профилактики последствий речевых нарушений.

Основным направлением этого этапа является глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого уче­ника, страдающего тяжелым нарушением речи. У таких учащихся должна быть возможность выбора с помощью пе­дагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно этой личности достичь наилучших ре­зультатов. Для этого контингента учащихся особенно важ­но перенести центр тяжести обучения с когнитивного раз­вития на эмоциональное и социальное.

Изменения в состоянии здоровья детей отрицательного характера, различные хронические заболевания, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии, делают необходимым со­здание центров медико-психолого-педагогической реабили­тации, центров надомного обучения и других детских реа­билитационных учреждений. В нашей стране появляется тенденция к организации новых образовательных учреж­дений, где учитываются не только способности и склоннос­ти учащихся, но и их психофизическое состояние.

Контрольные задания

1. Опишите систему профилактики нервно-психичес­ких нарушений у детей, являющуюся основой для предупреждения речевой патологии.

2. Дайте характеристику форм профилактической ло­гопедической работы.

3. Раскройте направления, формы и содержание про­паганды педагогических и логопедических знаний.

4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых на­рушений.

СЛОВАРЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...