Высшие психические функции
— сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Гаммацизм — недостаток произношения звуков г, г'. Гемиплегия — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Герц (ГЦ) — международная единица измерения частоты колебания. Гиперакузия — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, наблюдается при сенсорных нарушениях. Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы. Гипоксия — кислородное голодание организма. Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функции организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболевания, повреждений). Деонтология — термин происходит от греческого слова deon — должное. Совокупность этических норм и принципов поведения логопеда при выполнении своих про-фессиональных обязанностей. Педагогическая д. является учением о педагогической этике, нравственности. Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей. Дислалия — нарушение звуко-произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Задержка речевого развития —замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
Каппацизм — недостаток произношения звуков к, к'. Кинестетические ощущения — ощущения положения и движения органов. Клоническая судорога — быстро следующее одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц. Комбинированный речевой дефект — сочетание двух и более речевых патологий. Коммуникативная функция речи — функция общения. Компенсация — сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам. Коррекция нарушений речи — исправление недостатков речи, используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений». Ламбдацизм — неправильное произношение звуков л, л'. Логопедическое воздействие — педагогический процесс по коррекции, компенсации личности ребенка. Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, наблюдается при сенсорных нарушениях. Локализация функций — связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга. Механизм нарушения речи — характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности. Микроглоссия — врожденное недоразвитие языка (макро — массивный язык). Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д. Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией. Мутация голоса — изменение голоса, наступающее в результате изменений в голосовом аппарате (13—15 лет).
Мутизм — прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения речи (синонимы — расстройство речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) — отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. Р. есть нарушения вербальной коммуникации. Нарушение речевого развития — группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. ПриН. р. р. нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставания в темпе. Недоразвитие речи — качественно низкий уровень сформированное™ сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нейролингвистика — отрасль психологической науки,пограничной с психологией, неврологией и лингвистикой. Нейроонтогенез — созревание нервной системы. Нейрон — нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов. Невропатия — конституциональная нервность (повышенная возбудимость нервной системы). Негативизм — немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой Н. — упорный отказ от общения. Обтуратор — приспособление для закрытия дефекта твердого неба при его расщелинах. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Ортодонтия — раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.
Отраженная речь — повторенная за кем-либо. Перевоспитание (в логопедии) — коррекция и компенсация лиц с нарушениями речи. Позотонические рефлексы — врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения головы. Психическая (в том числе и речевая) система — сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития. Парафазия — нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи. Патогенез нарушений речи — раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития нарушений речевой деятельности. Персеверация — повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия. Пренатальный — относящийся к периоду перед рождением. Психотерапия — лечение психическим воздействием. Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга. Релаксация — расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры. Рефлекс-запрещающая позиция — специальная поза ребенка, в которой достигается максимальное расслабление. Рефлексы орального автоматизма — врожденные Р., вызываемые в области рта. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата. Ротацизм — неправильное произношение звуков р, р'. Сенсорный — чувствующий (противоположный — моторный, двигательный). Сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипящих звуков. Симптом нарушения речи — признак (проявление) нарушения речевой деятельности. Синапс — область соприкосновения (контакта) нервных клеток друг с другом (межнейронный с.) или с иннервируемыми ими тканями (органный с). Синдром — сочетание признаков (симптомов) речевой деятельности в нарушенном виде.
Синтагма — синтаксическая интонационно-смысловая единица. Симультанный — анализ и синтез, имеющий определенный целостный (одновременный) характер. Сложный (комбинированный) дефект — дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания. Соматический — телесный. Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз. Структура речевого дефекта — совокупность речевых и неречевых симптомов и их связи. Судороги — непроизвольные сокращения мышц. Сукцессивный — анализ (и синтез), реализуемый по частям (последовательный), а не целостно. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Тоническая судорога — длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение. Тремор — непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка. Фактор риска — различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний. Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие — специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.). Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Экстирпация (гортани) — удаление. Этиология — учение о причинах. Эхолалия — автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением. Церебральный — мозговой. Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения. ПЕРСОНАЛИИ О заикании у детей дошкольного возраста. М., Педиатрия, 1974. № 7. Заикание (в соавторстве с К. П. Беккером).М.; Берлин, 1978 (перевод с нем.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|