37. Понятие и содержание правовой культуры, значения правового образования и правового воспитания для ее формирования.
37. Понятие и содержание правовой культуры, значения правового образования и правового воспитания для ее формирования. Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами, связана с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.
Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т. е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма. Правовое воспитание – формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции. Правовое воспитание заключается в передаче правовой информации, опыта и знаний о праве из поколения в поколение. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.
Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. Таким образом, правовое воспитание населения представляет собой одну из важных функций государства. Большую роль в правовом воспитании населения играет профессиональное юридическое образование и наука. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. 38. Правомерное поведение: понятие, содержание, виды, значения. Правомерное поведение — это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством. Структура правомерного деяния представляет собой единство четырех элементов: субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон. Субъектами выступают физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке. Объектами правомерного деяния являются предметы материального мира или поведение субъектов. Объективная сторона включает все элементы, характеризующие правомерное деяние как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно судить лишь по одному признаку - по их действиям.
Субъективная сторона правомерного деяния отражает его внутреннюю сторону. Виды правомерного поведения можно классифицировать по различным основаниям. По форме проявления правомерное поведение делится на: действие, бездействие. По форме реализации права правомерное поведение делится на: соблюдение запретов, использование субъективных прав, исполнение юридических обязанностей, применение права. По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения: Социально-активное поведение, Привычное поведение, Конформистское поведение, Маргинальное поведение. В зависимости от субъекта правомерного деяния различают: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций. По отраслевой принадлежности норм выделяют: поступки административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т. п. 39. Правонарушение: понятие, признаки, виды, соотношения с неправомерным поведением. Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Признаки правонарушения: поведение человека, выраженное в деянии (действии или бездействии); общественная вредность (вредный результат) противоправного деяния; противоправность поведения (противоречие деяния образцу поведения, установленному правовой нормой). Противоправность выражается в превышении должностных полномочий, в неисполнении возложенных обязанностей, в прямом нарушении запретов; виновность поведения субъектов права означает, что правонарушением считается только виновное деяние; наказуемость противоправного деяния означает необходимость применения к правонарушителю мер государственно-властного воздействия, которое выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя. Виды правонарушений: В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на: преступления и проступки. Преступления — это общественно опасные, запрещенные законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на наиболее значимые интересы и подпадающие под запрет уголовного законодательства.
Классификация преступлений по степени общественной опасности: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие преступления. Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью социальной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. Классификация проступков применительно к отраслям права, по видам отношений, по видам взысканий: Гражданские проступки — это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданские проступки связаны с причинением имущественного или морального вреда. Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Дисциплинарные проступки — это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, нарушающие в основном порядок отношений подчиненности по службе. Дисциплинарные проступки нарушают трудовую, служебную, учебную дисциплину и влекут за собой дисциплинарную ответственность. Неправомерным поведением признается поведение, противоправное, выражающееся в несоблюдении правовых предписании, нарушении установленных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных: на субъекта обязанностей. Виды неправомерного поведения: ситуативно-случайное (когда правонарушение совершено непреднамеренно, вызвано стечением обстоятельств или влиянием аффекта), обусловленное (когда оно совершено намеренно и осознанно). Правонарушение является основным видом неправомерного поведения и, соответственно, оно является разновидностью правового поведения, поскольку относительно последнего неправомерное поведение выступает как его вид.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|