Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

37. Понятие и содержание правовой культуры, значения правового образования и правового воспитания для ее формирования.




37. Понятие и содержание правовой культуры, значения правового образования и правового воспитания для ее формирования.

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами, связана с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны.

 

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая активность, т. е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Правовое воспитание – формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции. Правовое воспитание заключается в передаче правовой информации, опыта и знаний о праве из поколения в поколение. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению.

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды. Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. Таким образом, правовое воспитание населения представляет собой одну из важных функций государства. Большую роль в правовом воспитании населения играет профессиональное юридическое образование и наука.

Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.

38. Правомерное поведение: понятие, содержание, виды, значения.

Правомерное поведение — это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Структура правомерного деяния представляет собой единство четырех элементов: субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон.

Субъектами выступают физические (частные) или юридические лица, признанные таковыми в установленном государством порядке. Объектами правомерного деяния являются предметы материального мира или поведение субъектов.

Объективная сторона включает все элементы, характеризующие правомерное деяние как акт внешнего действия, ибо о помыслах и чувствах реальных личностей можно судить лишь по одному признаку - по их действиям.

Субъективная сторона правомерного деяния отражает его внутреннюю сторону.

Виды правомерного поведения можно классифицировать по различным основаниям.

По форме проявления правомерное поведение делится на: действие, бездействие.

По форме реализации права правомерное поведение делится на: соблюдение запретов, использование субъективных прав, исполнение юридических обязанностей, применение права.

По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения: Социально-активное поведение, Привычное поведение, Конформистское поведение, Маргинальное поведение.

В зависимости от субъекта правомерного деяния различают: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций.

По отраслевой принадлежности норм выделяют: поступки административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т. п.

39. Правонарушение: понятие, признаки, виды, соотношения с неправомерным поведением.

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Признаки правонарушения:

поведение человека, выраженное в деянии (действии или бездействии);

общественная вредность (вредный результат) противоправного деяния;

противоправность поведения (противоречие деяния образцу поведения, установленному правовой нормой). Противоправность выражается в превышении должностных полномочий, в неисполнении возложенных обязанностей, в прямом нарушении запретов;

виновность поведения субъектов права означает, что правонарушением считается только виновное деяние;

наказуемость противоправного деяния означает необходимость применения к правонарушителю мер государственно-властного воздействия, которое выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя.

Виды правонарушений:

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на: преступления и проступки.

Преступления — это общественно опасные, запрещенные законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на наиболее значимые интересы и подпадающие под запрет уголовного законодательства.

Классификация преступлений по степени общественной опасности: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие преступления.

Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью социальной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

Классификация проступков применительно к отраслям права, по видам отношений, по видам взысканий:

Гражданские проступки — это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданские проступки связаны с причинением имущественного или морального вреда.

Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей.

Дисциплинарные проступки — это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, нарушающие в основном порядок отношений подчиненности по службе. Дисциплинарные проступки нарушают трудовую, служебную, учебную дисциплину и влекут за собой дисциплинарную ответственность.

Неправомерным поведением признается поведение, противоправное, выражающееся в несоблюдении правовых предписании, нарушении установленных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных: на субъекта обязанностей.

Виды неправомерного поведения:

ситуативно-случайное (когда правонарушение совершено непреднамеренно, вызвано стечением обстоятельств или влиянием аффекта),

обусловленное (когда оно совершено намеренно и осознанно).

Правонарушение является основным видом неправомерного поведения и, соответственно, оно является разновидностью правового поведения, поскольку относительно последнего неправомерное поведение выступает как его вид.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...