Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия резидента и нерезидента валютных операций




Во многом по-новому решается в Законе № 173-ФЗ вопрос о разграничении участников регулируемых им отношений на резидентов и нерезидентов (подпункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона). Резиденты разделяются на две группы: лица - физические и юридические; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами РФ обособленные подразделения юридических лиц - резидентов (филиалы, представительства и т. п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к резидентам относятся:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. [5]

Анализируя понятие резидентства относительно физических лиц нужно в первую очередь раскрыть понятие постоянного места жительства в валютном законодательстве России. Традиционно признак постоянного места жительства присущ международному частному праву, где он является основным признаком института домицилия физических лиц.

Отметим в первую очередь, что признак постоянного места жительства не зависит и не связан с временным фактором, со сроком пребывания. Следовательно, и категория резидентства в валютном законодательстве не имеет ничего общего со сроком пребывания физического лица на территории России или за рубежом, поэтому понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что признаки категории резидентства в валютном праве РФ совпадают с признаками домицилия в международном частном праве.

Обобщая все сказанное выше, можно сформулировать два основных правила, отличающих домицилий граждан в международном частном праве и резидентство физических лиц в валютном праве от категории резидентства в налоговом праве.

Во-первых, как было сказано, временной фактор не является основным признаком валютного резидентства, также как и признаком домицилия, в то время как в налоговом праве временной фактор является основным признаком определения резидентства физических лиц.

Во-вторых, домицилий и валютное резидентство приобретаются либо по рождению, либо по выбору (осмысленному намерению проживать в стране постоянно), в то время как налоговым резидентом РФ можно стать безо всякого намерения. Сам выбор, осмысленное намерение должно сопровождаться рядом юридически значимых действий лица в частности, подачей заявления в органы МВД или консульские учреждения, однозначно свидетельствующих об осмысленном намерении лица получить соответствующий статус.

У категории резидентства в валютном и налоговом законодательствах есть и одна общая деталь. Закон о валютном регулировании и контроле, также как и Налоговый кодекс, разграничивает резидентство от института гражданства, т.к. резидентами РФ являются любые физические лица вне зависимости от гражданства (подданства), в том числе лица без гражданства, имеющие постоянное местожительства в РФ. Иными словами можно быть гражданином РФ, но иметь статус нерезидента России, и, наоборот.[12,c.89]

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" к нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" данного пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 части 1;

Из сопоставления подпунктов "а", "б" пункта 6 и подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Причем речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина РФ этого статуса служит принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве указанного гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя такого государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина РФ соответствующей консульской отметки). Согласно ст. 25 Консульского устава Союза ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года, консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его округе граждан РФ. Только учетная отметка российского консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия у гражданина РФ статуса постоянного жителя иностранного государства.

В отличие от гражданина РФ иностранные граждане и лица без гражданства предполагаются нерезидентами, если они не проживают постоянно на территории РФ на основании вида на жительство. В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. на 11 ноября 2003 года) вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Отметим, что перечень резидентов в пункте 6 Закона закрытый, в то время как перечень нерезидентов в пункте 7 оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень указанных в пункте 6 видов резидентов и не относящееся ни к одной из поименованных в пункте 7 категорий нерезидентов, в силу подпункта "ж" пункта 7 Закона признается нерезидентом.

Например, подпункт "в" пункта 6 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" относит к числу резидентов юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а подпункт "б" пункта 7 данного Закона относит к нерезидентам юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ. Нетрудно заметить, что применительно к российским юридическим лицам Закон не обусловливает отнесение их к числу резидентов местонахождением на территории РФ, в то время как для иностранного юридического лица необходимым условием для отнесения к числу нерезидентов служит его местонахождение за пределами территории РФ.

Таким образом, мы привели подробный перечень физических и юридических лиц, относящихся в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" к резидентам и нерезидентам валютных операций. При рассмотрении понятия резидента мы более подробно остановились на различиях в трактовке данного понятия в валютном и налоговом законодательстве. Нами также было отмечено, что перечень резидентов является закрытым, а перечень нерезидентов законодатель оставил открытым.

 

 


Задача

Российская компания «Белый ветер» заключила импортный контракт с корейской фирмой «SAMSU» на поставку в Россию партии ЖК-дисплеев. Авансовый платеж в контракте не предусмотрен.

Построить и описать схему документооборота при расчетах инкассо по данной операции. Составить бухгалтерские проводки при расчетах инкассо по импортной операции без предоплаты. [14,c.6]

Решение:

Фирма «SAMSU» - поставщик

   1

Компания «Белый Ветер» - плательщик

 

   2

    8                   

 

3                            6

  5

Иностранный банк

   7

Коммерческий банк РФ

 

 

 

   4

 
                   

 

Рис. 1 Схема документооборота при расчете инкассо по импортным операциям

 

На рисунке 1 представлена схема документооборота при расчете инкассо по импортным операциям: 1- заключение контракта; 2 – фирма «SAMSU» отгружает товар Компании «Белый Ветер»; 3 - фирма «SAMSU» сдает в свой банк отгрузочные документы; 4 - фирма «SAMSU» высылает в Коммерческий банк РФ письмо с отгрузочными документами и просьбой перечисления платежа; 5 – Коммерческий банк РФ передает своему клиенту (Компания «Белый Ветер») отгрузочные документы и инкассовое поручение на акцепт; 6 – Компания «Белый Ветер» дает банку акцепт; 8 – иностранный банк выдает своему клиенту (Фирма «SAMSU») выписку о зачислении платежа.

На балансе коммерческого банка расчеты по инкассо-импорт учитываются на счете 91103 «Документы и ценности, полученные на инкассо от банков-нерезидентов» и отражается следующими проводками:

1. В Коммерческий банк РФ поступили от иностранного банка документы на инкассо:

Д-т 91219 «Документы и ценности, принятые и присланные на инкассо»

К-т 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».

2. Компанией «Белый Ветер» Коммерческого банка РФ оплачены полученные на инкассо документы:

Д-т 40702840 «Коммерческие организации»

К-т 30111840 «Корреспондентские счета банков-нерезидентов».

Закрываем внебалансовый счет:

Д-т 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи»

К-т 91219 «Документы и ценности, принятые и присланные на инкассо».

3. Удержана комиссия за счет импортера (Компании «Белый Ветер»):

а) комиссии Коммерческого Банка РФ:

Д-т 40702840 «Коммерческие организации»

К-т 70103810 «Доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями»;

б) комиссия иностранному банку:

Д-т 40702840 «Коммерческие организации»

К-т 30111840 «Корреспондентские счета банков-нерезидентов».[6]


Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.)

2. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года (в ред. 2008 года).

3. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 03.11.2006).

4. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.12.2003 N 169-ФЗ.

5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

6. Положение ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

7. Положение ЦБ РФ "О правилах обмена электронными документами между ЦБ РФ, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами ЦБ РФ при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России" от 12.03.98 № 20-П (в ред. от 11.04.2000 № 774-У, с учетом указания ЦБ РФ от 24.04.2003 № 1274-У).

8. Положение ЦБ РФ от 23.06.98 № 36-П "О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть ЦБ РФ" (в ред. от 13.12.2001, с учетом указания ЦБ РФ от 24.04.2003 № 1274-У).

9. Положение ЦБ РФ от 03.10. 2002 г. № 2-П " О безналичных расчетах в РФ" (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У, от 11.06.2004 № 1442-У, от 02.05.2007 № 1823-У, от 22.01.2008 № 1964-У).

10. Инструкции №109-И от 14 января 2004 года «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

11.  Г.Н. Бурлак, О.И. Кузнецова «Техника Валютных Операций»/ Учебник. – М., 3-е издание, 2009 г.

12.  Банковское дело: Учебник / Под. ред. С.М. Шкрябина - М., 2008г.

13.  Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2005. – 567с

14.  Г.Н. Бурлак, О.И. Кузнецова, А.В, Рогозёнков «Техника Валютных Операций. Методические указания по выполнению контрольной работы» - М., ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2007г.

15.  www.cbr.ru

16.  www.bankir.ru

17.  http://www.consultant.ru/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...