Исцеляющий танец (хореотерапия)
Что может быть выразительнее и содержательнее искрометного, текучего или взрывающегося страстями танца? Многие из тех, кто так или иначе прикоснулись к стихии танцевального действа, на всю жизнь запомнили его силу, сияние и жизнеупорядочивающую организованность. Однако мало кто из современников во всей полноте осознает исцеляющее могущество танца. А ведь древним был ведом целительный аспект танцевального искусства, о чем свидетельствует приравнивание в той же Индии мастеров танца к врачевателям. Искусство танца удивительно тем, что в большинстве случаев пациенту, в общем-то, нет нужды вытанцовывать различные па. Сам танцующий словно присоединяет к себе психику и тело созерцающего танец и вынуждает его эфирное тело передвигаться в такт собственным движениям, словно ведет за собой, направляет и окрыляет. Каждый из воплощенных людей по-своему талантлив и волен танцевать. Танец — это синтетический язык, на котором общается тело и дух. Рассудочно многие способны обманывать, но как говорил один из современных психотерапевтов, тело соврать не способно. Известный богомильский учитель Петр Донов называл человеческое тело всемогущим ключом ко всем проблемам, имея в виду не столько организмическую структуру, сколько динамику самовыражающейся в танце телесности. Современные психотерапевты, такие как Вильгельм Райх, Леонард Орр, Александр Лоуэн, Фриц Перлз и Станислав Гроф высоко ценили порой презираемое профанами тело, как сокровищницу духовного опыта. Парадоксальный учитель неоиндуизма Ошо непрестанно напоминал своим последователям об одном из главных человеческих грехов — о грехе забвения собственной воплощенности.
Организм есть целое не только в анатомо-функциональном, но и в динамически-пластическом смысле. Когда стихия танца овладевает телом человека, замедленная киносъемка удостоверяет всякого сомневающегося в том, что в каждый отдельный миг времени все части тела движутся по своим Дао-траекториям, из мига в миг сохраняя удивительную сбалансированность пропорций во взаимоотношениях друг с другом. Таким образом, танец представляет собой особого рода музыку, в которой один Дао-композиционный аккорд политической координации сменяет другой. Известна исцеляющая сила так называемого спонтанного танца. Оставшись наедине с собой, закрывшись от глаз людских и обнажившись, включив соответствующую настроению музыку, исцеляемый предоставляет своему телу возможность двигаться самостоятельно. Поначалу отражающие наше внутреннее засорение и дисгармонии движения тела некоторое время остаются рваными, угловатыми и неровными, в полноте соответствуя нашей внутренней дезорганизованности. Но по мере овладения искусством спонтанного танца, движения тела становятся все плавнее и синтетичнее, с каждым часом, с каждым занятием принося все большее и большее наслаждение. Спонтанный танец — это не только опыт свободы от самопринуждения, но и немалый внутренний труд. Помните — «ты достигнешь совершенства лишь тогда, когда перестанешь думать о белой обезьяне». Для того, чтобы преодолеть сопротивление привычных, неадекватных реальности стереотипов, необходимо со временем суметь опереться на внутренний творческий взрыв, к которому способен каждый из нас. Тогда мало-помалу и достигается состояние, которое гениально танцующий Мариус Лиепа определял так: «Мозг танцует, а тело думает». Вот она, подлинная синтетичность самовыражения. Да еще голос начинает звучать, радостно сопровождая высвобождающие душевные силы движения тела, начинается особый танец энергоцентров и силовых каналов организма. Тело словно впитывает музыку и ритм, непосредственно резонируя им в своих движениях. Таковы шаманские танцы. Таковы динамические медитации вертящихся дервишей, экстатически погруженных в зикр. Такой танец, будучи сотворенным поначалу с некоторым душевным усилием, оказывается своего рода динамической версией упражнений Ци-гун и Хатха-Йоги.
Разумеется, хореотерапия не ограничивается возможностями спонтанных танцев, доступных каждому из нас и развивающихся по мере нарастания опыта индивидуальной практики. Существует и кажущийся противоположным спонтанному, так называемый магически организованный танец. Он весь пронизан дисциплиной и в чем-то подобен танцу растущего кристалла или пляске развивающегося дерева. Магический танец совершается в определенные дни, в определенном месте при условии обязательной ориентации по сторонам света, он неизменно требует присутствия Учителя и всегда является результатом длительной и весьма суровой подготовки. Существует и так называемый недвижимый танец. Существует танец подражания стихиям или другим существам, танец воспоминаний и танец выстраивания будущего. Много их, исцеляющих танцев. Но принцип остается един: душевные корни болезни могут быть обнаружены и извлечены именно посредством предоставления психике возможности высказаться посредством организуемых музыкой движений. Тогда исчезает молотилка словес, тогда тело оказывается своего рода зеркалом, отражающим истинные наполнения глубин человеческого духа. Ну а каков сам человек — таков и его танец. Хореотерапевт ведет нас от нестройных и хаотичных движений к согласованной музыке священной пляски.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|