Аттестация требований
Аттестация должна продемонстрировать, что требования действительно определяют ту систему, которую хочет иметь заказчик. Проверка требований важна, так как ошибки в спецификации требований могут привести к переделке системы и большим затратам, если будут обнаружены во время процесса разработки системы или после введения ее в эксплуатацию. Стоимость внесения в систему изменений, необходимых для устранения ошибок в требованиях, намного выше, чем исправление ошибок проектирования или кодирования. Причина в том, что изменение требований обычно влечет за собой значительные изменения в системе, после внесения которых она должна пройти повторное тестирование. Во время процесса аттестации должны быть выполнены различные типы проверок документации требований. 1. Проверка правильности требований. Пользователь может считать, что система необходима для выполнения некоторых определенных функций. Однако дальнейшие размышления и анализ могут привести к необходимости введения дополнительных или новых функций. Системы предназначены для разных пользователей с различными потребностями, и поэтому набор требований будет представлять собой некоторый компромисс между требованиями пользователей системы. 2. Проверка на непротиворечивость. Спецификация требований не должна содержать противоречий. Это означает, что в требованиях не должно быть противоречащих друг другу ограничений или различных описаний одной и той же системной функции. 3. Проверка на полноту. Спецификация требований должна содержать требования, которые определяют все системные функции и ограничения, налагаемые на систему. 4. Проверка на выполнимость. На основе знания существующих технологий требования должны быть проверены на возможность их реального выполнения. Здесь также проверяются возможности финансирования и график разработки системы.
Существует ряд методов аттестации требований, которые можно использовать совместно или каждый в отдельности.
1. Обзор требований. Требования системно анализируются рецензентами. Этот процесс обсуждается в следующем разделе. 2. Прототипирование. На этом этапе прототип системы демонстрируется конечным пользователям и заказчику. Они могут экспериментировать с этим прототипом, чтобы убедиться, что он отвечает их потребностям. Методы прототипирования описаны в главе 8. 3. Генерация тестовых сценариев. В идеале требования должны быть такими, чтобы их реализацию можно было протестировать. Если тесты для требований разрабатываются как часть процесса аттестации, то часто это позволяет обнаружить проблемы в спецификации. Если такие тесты сложно или невозможно разработать, то обычно это означает, что требования трудно выполнить и поэтому необходимо их пересмотреть. 4. Автоматизированный анализ непротиворечивости. Если требования представлены в виде структурных или формальных системных моделей, можно использовать инструментальные CASE-средства для проверки непротиворечивости моделей. Этот процесс показан на рис. 6.13. Для автоматизированной проверки непротиворечивости необходимо построить базу данных требований и затем проверить все требования в этой базе данных. Анализатор требований готовит отчет обо всех обнаруженных противоречиях.
Рис. 6.13. Автоматизированный анализ непротиворечивости требований
Трудности аттестации требований нельзя недооценивать. Продемонстрировать, что все требования отвечают потребностям пользователя, очень трудно. Пользователи должны представить систему в действии и вообразить, как эта система впишется в их работу. Это трудно представить даже квалифицированным специалистам, не говоря уже о пользователях системы. В результате аттестации требований редко обнаруживаются все проблемы системной спецификации, поэтому в ней неизбежны изменения даже после согласования документа требований.
Обзор требований Обзор требований – это процесс просмотра системной спецификации для нахождения неточных описаний и ошибок. К этому процессу привлекается большое количество лиц как со стороны заказчика, так и со стороны разработчиков. Обзор требований можно организовать так же, как и инспекцию программ (см. главу 19). Обзор требований может быть неформальным и формальным. Неформальный обзор – это простое обсуждение требований с большим количеством лиц, участвующих в их формировании. Удивляет то, что часто связь между разработчиками системы и этими лицами заканчивается после формирования требований без документального подтверждения, что эти требования описывают ту систему, которая необходима данным лицам. Многие проблемы перед переходом к формальному обзору могут быть обнаружены простым обсуждением разрабатываемой системы с лицами, формирующими требования. При формальном обзоре группа разработчиков должна "вести" заказчика через спецификацию, объясняя причину включения каждого требования. При этом проверяется непротиворечивость требований и их полнота. Обнаруженные во время обзора противоречия, ошибки и упущения в требованиях должны быть зафиксированы документально. Затем эти документы передаются заказчику и разработчикам системы для принятия соответствующих мер.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|