Методика бухгалтерского учета движения материалов
Синтетический учет материалов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 002 «Товарно-материальные ценности принятые на хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной политике. Система счетов по учету материалов представлена в табл. 1.6. [29]
Таблица 1.6. Система счетов по учету материалов
Учет поступлений материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования.
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» - используются для отражения информации о приобретении заказов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально - производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей. На счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально - производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений. Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов - когда учет ведется по фактической себестоимости. В первом случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись, представленная в табл. 1.7. [34]
Таблица 1.7. Типовые проводки по оприходованию материалов
Запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда поступили материалы - до или после получения расчетных документов поставщика. При этом по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывается стоимость приобретенных запасов по покупным ценам.
После оприходования и оплаты материалов НДС, уплаченный поставщикам, относится на расчеты с бюджетом по НДС. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам. В результате произведенных записей по каждой партии материалов на счете15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» будут отражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости. Если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делается бухгалтерская запись отрицательным числом («красная сторно»): Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» При таком порядке учетов материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 «Материалы» по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) материалов должны оформляться первичными учетными документами табл. 1.8. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. [35]
Таблица 1.8. Первичные документы по учету материалов.
Материалы поступают в организацию от поставщиков на основании заключенных договоров поставки, из цехов, подразделений своего производства, от подотчетных лиц и прочих дебиторов. При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов поставщика. Бланки приходных ордеров выдаются заведующему складом в заранее пронумерованном виде. Можно приходовать материалы без выписки приходного ордера, если нет расхождений между фактически принятым количеством материалов и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика. После поступления в бухгалтерию акцептованных счетов у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере оплаты банком этих счетов бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика. Если при приемке материалов от поставщиков установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишки, пересортица) или имеет место неотфактурованная поставка (поступление материалов без сопроводительных документов поставщика), заведующий складом вместе с представителем поставщика или независимой организации составляет акт о приемке материалов в двух экземплярах. В этих случаях приходные ордера не составляются, и акт является одновременно и приходным документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиками. Второй экземпляр акта передается поставщику. Организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. Типовые проводки по учету материалов представлены в табл. 1.9. Учет расчетов с поставщиками материалов организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет по отношению к балансу - пассивный: сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц. [36]
Таблица 1.9. Типовые проводки по учету материалов
Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале - ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал - ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца; по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых еще не наступил, или просроченным - материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60); по акцептованным платежным документам оплаченным - материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет); по акцептованным платежным документам неоплаченным - материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз», сальдо на начало месяца); сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для оплаты их не поступили). Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке: по договорам купли - продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством; путем изготовления материалов силами организации; внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации; получения организацией безвозмездно (включая договор дарения). [40] На материалы, поступающие по договорам купли - продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика расчетные документы (платежные требования - поручения, платежные требования, счета, товарно-транспортные накладные) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения). При этом необходимо: зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов; проверить соответствие данных этих документов договорам по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором; проверить правильность расчетов в расчетных документах; акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты); определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора; передавать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации (рис 1.3) [38] и (рис 1.4.) [38]. Методы аналитического учета материалов представлены на Рис. 1.2.
Рис. 1.2. Методы аналитического учета материалов
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий, сооружений, оборудования приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Рис. 1.3. «Документооборот при поступлении материалов»
Оприходование неотфактурованных поставок осуществляется по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетные документы не поступят, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков. Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства оформляют требованиями-накладными. [41]
Рис. 1.4. Документооборот при отпуске материалов
Материалы отпускаются со склада предприятия на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение. При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно). Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть сообщены соответствующим лицам, осуществляющим указанный отпуск материалов со складов. В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и наименование затрат. Отпуск материалов со складов организации на производство осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации. Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков материалов на начало и конец планируемого периода. [46] Итак, учет материалов ведется на активном счете 10 «Материалы», учет поступлений материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использования. Все операции по движению материалов должны оформляться первичными учетными документами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|