Инокиня Василисса
Я жила в миру и ходила к батюшке на послушание. Это было лет десять назад. Я тогда еще совсем мало что понимала. В летнее время я приходила к нему в кофточке с короткими рукавами. Тогда в его доме еще не была устроена церковь, и поэтому служили все, кроме литургии. Батюшка по своему смирению мне вначале долго ничего не говорил, а однажды подозвал и спросил: -Лидия, а у тебя есть кофта с длинными рукавами? -Батюшка, у меня есть одна кофта с длинными рукавами, но я ее одеваю, только когда иду в Успенскую церковь. -А у меня здесь такая же церковь, если не выше.
• • • Однажды к батюшке с Украины приехала Елена. Мы с ней выполняли какое-то послушание и одновременно разговаривали о духовном. Батюшка находился в той же комнате и молился по четкам. Я рассказала о старце Сампсоне, о котором недавно прочитала книгу, а батюшка потом добавил, что он был с ним лично знаком. Затем Елена задала батюшке вопрос, касающийся иерархии ангельских чинов. Батюшка ей о тветил. После этого Еле-на спросила: -Батюшка, а вы к какому чину относитесь? Наверное, к Серафимам или Херувимам? В ответ батюшка тихо и как бы застенчиво произнес: -Да...
• • • Одна женщина рассказала батюшке, что ее муж надолго пропадает и не ночует дома. Батюшка ей ответил: -Смерть может застать его во время греха. Услышав такое, она упала к батюшкиным ногам и стала рыдать так, как будто муж уже умер, а батюшка подтверждал: -Умрет, умрет, на чужой постели умрет. Женщина не переставала рыдать и сквозь слезы просила: -Батюшка, ну помолись, ну попроси за него Господа... Батюшка запрокинул свою головку на спинку коляски и молился. Прошло некоторое время. Потом батюшка сделал благословляющий жест в воздухе, как бы благословляя ее мужа, и проговорил:
-Нет, не умрет... добрые дела не дадут умереть. После этих слов она стала такая радостная, так как поняла, что батюшка вымолил жизнь ее мужу и дал время для покаяния.
• • • Однажды, когда я был у батюшки, мать Зиновия, обращаясь к нему, стала говорить: -Батюшка, сейчас вон сколько людей приходят к тебе, а вот ты умрешь, и никто не придет. Батюшка вздохнул и сказал: -Да, вам трудно будет без меня. Мать Зиновия обратилась ко мне: -Вот, Миша, куда поедем? Сейчас батюшка с нами, хорошо с ним. Не смотри, что такой убогонький, а волю Божию знает. Не надо никуда ни ходить, ни ездить. Это было сказано за полгода до батюшкиной кончины. Конечно, батюшка уже давно слабел, он почти ничего не ел и совсем мало разговаривал. Батюшка помолчал, а потом с трудом проговорил: -Да, когда меня не будет, вам не к кому будет ходить. Такого уже не будет. Матушка Зиновия возразила: -Ну что ты, батюшка, ведь останутся же старцы. В Сергиевом Посаде отец Наум, отец Кирилл... Батюшка немного помолчал, а потом вздохнул и сказал: -Это все не то. Матушка продолжала: -Люди-то к ним ходят. -Люди-то ходят. А такого, как я, уже не будет. Кроме деловых разговоров батюшка всегда меня расспрашивал о семье, о детях. Спрашивал, как мы молимся, а потом давал много полезных советов, как лучше и правильнее все устроить. Мы с батюшкой о многом за все эти годы проговорили. Однажды он сказал мне такие слова: -Михаил, Господь Сам все твои дела управит. Слушай меня, что я тебе говорю, а когда меня уже не будет, то делай так, как сам надумал. Я тебе буду мысль подавать. Только не надо разные мнения выслушивать, а то лукавый с толку собьет и свое навяжет. Для нас всех была великая радость, когда батюшка приезжал к нам в Кузнецк. Это был праздник для моей семьи и всех наших близких. Он утешал болящих и скорбящих. Он мог ответить на любой вопрос.
Однажды моя мать сказала батюшке, что у нее на фронте в войну без вести пропал брат и она не знает, как за него молиться. Батюшка ответил: -Он у вас не отпетый, его нужно обязательно отпеть. Многим он открывал забытые и нераскаянные грехи. Батюшка понуждал в них каяться и говорил: -Главное не начало жизни, главное - покаянный конец. Одна женщина, увидев батюшку впервые, расспрашивала его про своих детей. У нее их было трое. Она сказала, что они уже определены, но в семьях у каждого из них что-то не ладится. Батюшка ей сказал: -За них нужно молиться матери. А вы, как придете в церковь, встанете в уголок и занимаетесь не теми делами. Получив такой ответ, она задумалась, а потом подошла ко мне и спросила: -Михаил, а откуда ему известно, что это мое место в церкви? -Ему все известно про нашу жизнь. Господь ему все открывает. Батюшка ведь не случайно вам так сказал. Я потом в нашей церкви еще специально посмотрел на эту женщину. Батюшка все в точности про нее сказал. Придет она в церковь, встанет в угол, где левый клирос, поставит свечки, а потом всю службу и проговорит. То начнет менять шапку на платок, то совсем куда-то уйдет. И так всю службу не теми делами занимается, молиться-то, и правда, некогда. Однажды наши местные священники узнали, что батюшка остановился в моем доме. Они заехали к нам, желая с ним поговорить. Батюшка их хорошо встретил и долго разговаривал, а потом дал им напутствие: -Духовенству не положено носить короткие волосы и бороду. Стричься грешно, надо служить Богу, а не миру. Батюшка говорил всем просто и доступно. И он знал каждого из нас, как будто прожил с нами всю жизнь. Ему было открыто Богом все потаенные наши грехи и мысли. Только жалко, что многие не понимали, какой великий старец и молитвенник посещал нас. Однажды я прочитал статью в газете о том, что в селе Державино Оренбургской области есть иконы, которые стали мироточить и кровоточить. Я у батюшки спросил: -Можно эти иконы привезти к нам в церковь в Кузнецк? -Привезите, привезите. Мы позвонили и договорились с той женщиной, у которой эти иконы замироточили о том, чтобы их привезти в Кузнецк. Она рассказала нам, как все это началось. Они в то время были почти неверующими. И вот однажды им подарили икону Николая Чудотворца, привезенную из города Бари, где ее прикладывали к мощам святителя.
В доме они устроили «святой угол», и поставили туда эту икону. Через некоторое время икона стала как бы разрываться по центру, и оттуда начали вылетать искры. Им посоветовали повесить перед иконой лампадку. Как только они повесили лампадку, то икона вновь разорвалась, и от вылетевшей искры лампадка сама зажглась. После этого икона стала мироточить. Когда рядом поставили другие иконы, то и они стали мироточить. В общей сложности стало мироточить около 20 икон, а икона Спасителя - кровоточила. Все эти иконы привезли к нам в Кузнецк для поклонения. Когда их везли, мироточение прекратилось, а когда стали служить молебен, то с них буквально ручьем стекало миро, и все емкости очень быстро наполнялись. У всех, кто там находился, после этого вся одежда благоухала. Батюшка тоже тогда приезжал в Кузнецк и прикладывался к этим иконам. Потом кто-то из присутствующих спросил батюшку: -А хорошо это или плохо, что иконы мироточат и кровоточат? -Хорошего в этом мало. Из батюшкиного ответа я понял, что через эти явления Господь нас предупреждает о грядущих на Церковь новых гонениях и испытаниях.
• • • В перерыве между работой Владимир подошел к батюшке и стал расспрашивать его о своем. Сначала он рассказал о теще, что она пьет и все выносит из дому. Потом спросил: -Батюшка, может, ее закодировать? -Не надо, не надо, ни в коем случае. Придет время, и она сама перестанет пить. А если ее закодировать, то она вначале потише будет, а потом еще хлеще пить начнет. А потом ей и подносить будут, но она уже не будет пить. Это было сказано более десяти лет назад. А сейчас это все так и исполнилось. Теща Владимира заболела и совсем перестала пить. Потом Владимир рассказал, что у него есть родственники на Украине, и что они помогают ему материально. Батюшка сказал: -Скоро там будет очень плохо. Будет война, голод, и даже людей будут есть. Лучше бы им оттуда уехать.
• • • Батюшка нас у чил никого не осуждать, а следить за собой и видеть только свои грехи. И если твоя духовная сестра в чем-то согрешила, то нам надо молиться за нее да бояться самим упасть. Я как-то подумала об одной женщине: -Вот блудница. Так потом сама долго не могла отвязаться от блудных мыслей, пока не покаялась, что осудила за это.
• • • Одна из моих дочерей осуждала свою знакомую, что та плохо себя ведет. Я с ней поговорила и просила, чтобы она ее не осуждала, но через некоторое время все повторилось. И вот меня батюшка так вразумил ей сказать: -Ты сейчас лучше нее. Но ты не знаешь, что будет завтра. Она, может, на расстрел пойдет за Христа. А ты сможешь это понести? • • • Меня в деревне многие ругали за приемных детей. То якобы они голодные, то грязные, то босиком. Конечно, бывало всякое. Перед обедом голодные, к вечеру грязные. Многие старательно следили, как я их воспитываю, и комиссию вызывали, если что-то не нравилось. Комиссия приедет и, не разобравшись, начнет ругать. Я вначале горько плакала, так было обидно: взяла сирот, пожалела, а на меня столько грязи льют. А батюшка вразумлял: -Ты им в пояс должна поклониться, как они тебя очищают. Сколько ты через них благодати получаешь. Надо стараться перед Богом быть хорошей, а люди пусть ругают.
• • • Еще батюшка нас предупреждал, что милостыню лишнюю не надо брать. А если взяла, то надо передать тому, кто в этом нуждается. Батюшка говорил: -Не будь никому должна, лучше пусть тебе будут должны. А то придется на мытарствах отвечать за тех, кому должна. А кто знает, хватит ли у тебя добрых дел на себя. Милостыня - она ведь то же, как и долг. Если взяли, то надо молиться за этого человека. А если не молиться, то лучше не надо и брать. Поэтому когда мы подавали батюшке что-нибудь, то, затаив дыхание, ждали батюшкин ответ: возьмет или нет. Он всегда в таких случаях головку закинет, помолчит и потом как согласится принять, то так радостно становится на сердце: значит, будет молиться за нас. А на мытарствах поможет своими молитвами.
• • • Мария Лылина при мне попросила у батюшки: -Батюшка, помолись, чтобы у нас в роду была хоть одна девственница. Вот у нас сейчас две девушки, может, хоть одна и осталась бы такой. Батюшка ответил так: -Это очень высокая честь, это венец драгоценный. Кто сможет у вас его понести? Тот род, у кого девственников не было, может кровью мученической спастись. Одна из моих дочерей очень дорожила своим девством и называла его «сокровищем». Да оно так и есть. Ведь благодаря этому двери райские отворяются. Ей очень хотелось такой и остаться. Ее сватали, а она жениху сказала, что хочет сохранить свое девство, и замуж не будет выходить.
Мы все за нее радовались. А через какое-то время она из-за этого, видимо, возгордилась и стала держать себя с высоко поднятой головой. К тому же еще и батюшка благословил ее носить черное послушническое платье и апостольник. И вот она как оденет платье и апостольник, так прямо от земли и отрывается: мы-то все в мирской одежде ходили. А затем она стала маму свою учить и поправлять. Постепенно стала и грубить. Когда к нам приехал батюшка, то я ему ничего не рассказывала, но сердцу было так больно. Батюшка долго держал свою ручку на моей голове, а потом грустно сказал про нее: -Потеряет свое сокровище. Я поняла, что она не будет девственницей, отнимется у нее. Потом подошла и дочка. Батюшка ее благословил, но ничего не сказал. Но после этого она сняла платье и апостольник и не стала больше их одевать. Что интересно, батюшка сказал о ее девстве такими же словами, как и она говорила, - «сокровище». Прошло какое-то время, и батюшкины слова, конечно же, исполнились. Я за нее очень переживала и молилась, и батюшка, видя мои тревоги, однажды сказал: -Ничего, покается. Будет, будет монахиня, но уже не девственница. Хорошо бы так, а то бывает и совсем плохо. Недавно я в духовной литературе прочитала, что за непослушание родителям у детей может отняться разум. И действительно, сколько этому есть примеров. Сколько бед сами себе наделают, такую «кашу» заварят в своей жизни и не поймут, почему у них вся жизнь наперекосяк.
• • • Батюшка учил нас никому не жаловаться и не искать сочувствия. Бывало, обидит меня кто-то, и вот я звоню другим, плачу, жалуюсь. И получается, что и те меня не понимают. Ни сочувствия, ни поддержки, - и благодать утеряна. Сколько раз батюшка всем нам говорил: -Терпеть надо! И за все благодарить Бога. Как научиться каждый момент помнить, что мы здесь не для того, чтобы сладко спать и вкусно есть, - здесь мы строим свою жизнь в вечности. Прежде всего надо думать, что сделать и что сказать, чтобы это было спасительно и человеку, и тебе самой. И часто получается, что то, что спасительно, людям не нравится. Например, мои дети не один раз мне говорили: -Ты, мама, редко нас хвалишь. А я боюсь их духовно обокрасть своей похвалой. Добрых дел у нас все-таки меньше, чем грехов. И если за эти дела еще хвалить, то выходит, что и награду мы уже получили. А что же останется? И наоборот, отругала я их за что-то, - больно, обидно, слезы. А ведь наказание-то уже получили, так что благодарите Бога. Дважды за одно и то же не наказывают. Здесь наказаны, а там Господь даст помилование. Однажды я услышала от одной женщины: -Вот сколько к батюшке езжу, а все равно что-то у меня не ладится, что-то случается. Как будто я и не христианка. А мне подумалось: «Как будто христианство - это здоровье, счастье и долголетие... » Счастлив человек может быть только тогда, когда живет в нем Христос, и ничего ему больше не надо. Святые смерть свою ждали с радостью. Отойти ко Господу, куда всю жизнь стремились, - вот их счастье.
• • • Одна женщина долго исповедовалась у батюшки. И, видимо, кто-то подумал, что она большая грешница, раз так долго исповедуется. В это время Екатерина, батюшкина сестра, говорит: -Некоторые люди очень строго к себе относятся. Они каж-дый день свои грехи записывают, чтобы ничего не забыть. Считают себя греховнее других. А некоторые своих грехов не видят, даже если им кто-то и подскажет. Когда душа очищается, то человек начинает лучше видеть свои собственные грехи. Это первое, о чем надо Бога просить. Если видеть не будем, то и покаяться не сможем, а если не будем каяться - погибнем совсем.
• • • Недавно я читала книгу о старце иеросхимоиахе Сампсоне и поняла, как я плохо молюсь. Старец Сампсон говорил своим чадам, что молиться надо медленно-медленно, пропуская каждое слово молитвы через сердце. Он говорил, что слова можно повторять несколько раз, что молиться надо постоянно, чередуя Иисусову молитву с другими. Он говорил, что это и есть молитвенное делание. Я попробовала так выполнять и не смогла. И от этого я приуныла. Конечно, это огромный труд. У старца Сампсона духовные чада очень много молились, он каждому большое правило давал. И тут я вспомнила, что наш батюшка не раз говорил своим чадам: -Я с вас строго не требую. У меня спастись легче, чем в каком-либо другом месте. Вы только выполняйте послушание, а я за вас буду молиться. Да оно и понятно. В обители еще столько надо построить. А если все будут каждый день на литургии стоять и на вечернем богослужении, а в промежутках еще и правило исполнять-то кто же тогда будет работать? И пост строгий батюшка не налагал, особенно на тех своих чад, которые в миру. Батюшка просил: -Трудитесь добросовестно, от чистого сердца, как для своего дома, -и получите спасение.
• • • Часто мы говорили о физических страданиях батюшки, мало понимая, насколько тяжело ему было душевно. Как-то я была у батюшки, и к нему в это время пришла женщина. И вот она подает ему пачку денег. Пачка была очень толстая, но мелкими купюрами. Батюшка тут же подозвал одного из приезжих молодых людей и велел отдать эти деньги на облачение. А я стою и думаю: -Денег-то мало. Даже на ткань не хватит. И почему она так принесла? Так же неудобно. Лучше бы разменяла и принесла одной купюрой. Когда женщина отошла, батюшка, как бы отвечая на мое недоумение, тихонько проговорил: -Она их специально собирала, чтобы пачка была толстая, думая, что обманет. То есть батюшка все знал, видел лукавство и ложь, но даже и виду не подал. Я бы на его месте ей сказала: -Иди отсюда, и деньги мне твои не нужны. А батюшка и на это мне ответил: -Нет у тебя смирения. А ей чем спасаться?
• • • Я раньше думала: -Вот хорошо батюшке, ему все открыто, даже мысли людей знает. Легко так жить, когда все знаешь. Не будет никакой неожиданности, можно предупредить какое-то событие. Если бы я так все знала, то не ссорилась бы ни с кем. Я бы знала, как и что кому сказать. И вот в один период моей жизни мне это стало немного открываться. И я увидела во многих людях лукавство, ложь и двуличие: когда люди говорят одно, а думают другое... Мне стало так тяжело жить, что я просто вся скисла. Оказалось, что даже среди самых близких людей нет таких, на которых можно положиться, кому можно доверять. Я увидела, что люди ищут выгоду во всем, даже близкие подруги ищут для себя выгоду в дружбе: Чтобы мне было хорошо, чтобы мне было с кем поделиться своими проблемами, чтобы мне не быть одной. Да, ссоры у меня прекратились, но легче от этого не стало, а наоборот, боль стала глубже. Ведь часто ссоры бывают из-за того, что мы хотим кого-то исправить, надеемся, что если все выскажем, то этот человек поймет и не будет поступать так. И теперь я поняла, что такую глыбу мне никогда не сдвинуть. У меня нет столько сил и желания, потому что вижу, на сколько, оказывается, близкий человек чужд мне и далек. И даже хорошие его поступки были сделаны с целью получения выгоды для себя. Мне стало очень плохо. Возле себя я увидела только одного человека, который по-настоящему меня любил. Батюшка после того, как я ему об этом сказала, ответил так: -А тебе этого мало? Уже один есть, значит, будут и еще. Тогда я поняла, как трудно батюшке видеть нас всех насквозь, все наши мысли и желания. Разве они у нас чистые? Какие мы перед ним по-настоящему убогие-убогие душой, искалеченные грехами. Как же было батюшке тяжело нас видеть такими. Но ведь он не гнушался нами, старался исправлять, очищать и непрестанно молился за нас. Всех умел прощать! Вот чему нам надо учиться!
• • • Еще наш старец говорил, что священников будут их матушки искушать. Многие через своих матушек упадут, потому что в жены берут не благочестивых, а иногда даже и неверующих.
• • • Помню, был такой случай. Однажды в калитку позвонили. Вошел водитель и, узнав дома ли батюшка, предупредил, что сейчас войдут два очень больших начальника. В это время в калитку «вошли» два пьяных человека. Они почти не могли самостоятельно идти и передвигались, только поддерживая друг друга и держась за стенки дома. С большим трудом, почти ползком они смогли добраться до батюшки и, припав к его коленкам, чуть не в голос зарыдали: -Батюшка, помоги, пропадаем, помолись. Никак не можем остановиться... Конечно было видно, что они из больших начальников. Одеты были в дорогие костюмы, в галстуках, на головах шляпы... Батюшка их участливо выслушал, утешил, подбодрил и сказал, что помолится о них. После их ухода он сказал: -У этих начальников есть шляпы, а под шляпой «г... ». И что ни начальник, так обязательно блудник. И батюшка рассмеялся. И с такими людьми батюшке нередко приходилось встречаться и молиться за них. Мне батюшка доверял раздевать себя и укладывать в постель. И часто после подобных посещений все его тельце покрывалось красными волдырями. Батюшка просил: -Почеши меня посильнее. Такое состояние, что никто бы не выдержал, если бы Господь не давал сил. И я расчесывал батюшкино тельце, нередко даже до крови. А утром, когда его поднимали, то тело было уже вновь чистым и белым, как у младенца. И так до следующей встречи с очередным руководителем. Как-то мы с ним приехали на Победу, и мать Анна стала жаловаться, что у нее там и там болит. А батюшка ей ответил: -Анна, если бы ты знала, как у меня болит, то ты бы о своих болячках и не заикалась. Покойный владыка Серафим очень плохо относился к нашему старцу. Он батюшку не любил, не понимал и всегда с насмешкой и унизительно о нем отзывался. Владыка запрещал подвозить батюшку близко к амвону. Бывало так, что когда в конце службы все подходили к кресту, то он его старцу не давал. Батюшка все это смиренно сносил. В день тезоименин так получилось, что у Владыки с шеи слетела панагия и упала на землю. Когда батюшке об этом сказали, он тихо произнес: -Еще немного и Владыка преклонит свою голову. Пойдет глину сторожить. После этого случая владыка Серафим заболел и, немного полежав, скончался. Но, несмотря на такое отношение, батюшка все старался делать по благословению. И обо всем, что он ни совершал, перед этим непременно уведомлял. Например, если батюшка задумал строить церковь, то кого-нибудь посылает к Владыке. Ему говорят, что Владыка не разрешит, а батюшка отвечает: -Пусть он и не одобрит это дело и не благословит, а я должен с ним считаться и известить его о строительстве. Когда батюшке пришло время принимать схиму, то он также послал своих духовных чад к Владыке. Тот на это ответил так: -Что надумал, пусть делает. Благословляю. Батюшка принял схиму сразу же после того, как избрали патриархом Алексия II. Я еще помню, батюшка сказал о Патриархе такие слова: -Он уже был женат, так не положено. Патриарх должен быть девственником. В схиму батюшку постригал архимандрит Василий из Почаевского монастыря. После пострига они с батюшкой еще долго о многом разговаривали. Уже в конце разговора архимандрит произнес такие слова: -По моим делам после кончины бесы на мытарствах всю мою драгоценную одежду сорвут. Буду просить, чтобы хоть один подрясник оставили. Отче, будешь мне помогать при прохождении мытарств? А как же, конечно буду... Я еще тогда после этих слов устрашился. Если уж такой духовный человек боится проходить мытарства, то что о нас говорить. Хотя конечно перед Господом намного труднее держать ответ тем, у кого был дар рукоположения.
• • • На Страстной седмице Великого поста батюшка сидел вечером на улице, а жил он недалеко от центра города. Пасха в этом году была поздняя, поэтому было тепло. Молодежь гуляла. Мимо нас проходили полуголые девушки с сигаретами, были слышны песни вперемешку с руганью. Батюшка глубоко вздохнул и сказал: -Если бы кто понимал, что на земле сейчас настоящий ад. Сами на земле, а души - в аду. Когда я услышала это из уст батюшки, мне стало страшно за себя и за детей. Я и сама ведь когда-то жила такой жизнью, тоже не зная, когда идет Великий пост, и творила такое, о чем стыдно и вспоминать.
• • • К батюшке можно было подойти с любым вопросом и с любым делом. И потом все вопросы легко разрешались как бы сами собой. Рядом с ним было всегда мирно и спокойно. Не надо было о чем-то переживать и задумываться. Батюшка сам обо всех думал и заботился. Он сам всегда старался быть весел и шутлив и старался нас поддерживать. Я даже иногда думал про себя: -Что же ты, батюшка, все время весел? А он на мои такие мысли как-то мне ответил так: -Хоть плачь, а смейся. Я видел, что батюшке часто было очень скорбно и тяжело, но он никогда не показывал вида.
• • • В один из дней я приехала к батюшке на послушание. Когда я вошла, то в гостиной были только батюшка, мать Зиновия и приезжий архимандрит. Матушка мне предложила присесть. Я села в уголок, но чувствовала себя неловко, потому что они продолжали свой разговор. Мне было неудобно, как будто я подслушиваю, но уйти я не решилась ради послушания. Я старалась не слушать разговор, но против моей воли он мне запомнился. Архимандрит задавал вопросы о католической вере. В конце разговора он спросил: -А наш владыка примет католическую веру? -А куда он денется... После этого он у нашего батюшки попросил благословения уехать в деревню, в родительский дом, чтобы там молиться и спасаться. Но батюшка ему не дал на это благословения, а сказал так: -Никуда не поедешь. А уйдешь в лес, возьмешь антиминс, будешь спокойно молиться и спасать людей. Говоря это, батюшка все время своей ручкой стучал по столу, и никто не мог понять, что это означает. Потом батюшка продолжил: -Нет, спокойно не будешь молиться. Спокойно враг не даст молиться! Архимандрит еще спросил: -А Святейший примет? -Святейший велик пред Господом. Господь его заберет. Архимандрит встал перед батюшкой на колени и попросил благословения. А матушка ему говорит: -Ты вон какой видный, высокий, хороший, а батюшка что, сидит да сидит в своем ящичке. Батюшка с такой радостью поддержал: -Да, да, я никто, только сижу в ящичке и все. Батюшка так всегда скрывал свою святость. Насколько он велик пред Господом, настолько он был и смиренный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|