Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура проведения экспертизы уровня качества товаров




Процедура проведения экспертизы технического уровня ка­чества изделий включает две основные стадии — сравнительный анализ и оценку.

Сравнительный анализ потребительских свойств изделий — составная часть экспертизы уровня качества, ее первая стадия, пред­шествующая проведению оценки и связанная с выяснением сужде­ний экспертов об основных достоинствах и недостатках изделий. В процессе анализа потребительских свойств изделия рассматривает­ся как их качественная, так и их количественная определенность.

Качественный анализ — это логическая процедура мыслен­ного расчленения, разложение целостного объекта–качества изделия— на его составляющие элементы — потребительские свойства, исследование каждого из них и построение иерархичес­кой схемы отношений (связей), т. е. структуры свойств.

Качественный анализ включает операцию по изучению изделия и материалов к нему, на основе которой выявляют и исследу­ют всю совокупность потребительских свойств этого изделия, определяющих его качество, и операцию по построению иерар­хической структуры (перечня) потребительских свойств анали­зируемого изделия.

Изучение изделия и материалов к нему проводится путем тща­тельного исследования особенностей производства и потребления данного изделия, его аналогов и прототипов, существующих сег­ментов потребителей и продукции с учетом их требований и т. д.

Построение иерархической структуры потребительских свойств осуществляется экспертами путем составления своеобразного «дерева» качества с выделением нескольких уровней рассмотре­ния (уровней комплексности). На первом уровне выделяются че­тыре основные группы потребительских свойств: социальные, функциональные, эргономические и эстетические*. На следую­щих уровнях эти свойства членятся на более простые и частные.

При построении структурной схемы следует стремиться к тому, чтобы в группе было минимальное число свойств. Приня­той номенклатуре потребительских свойств должна соответство­вать номенклатура потребительских показателей качества ана­лизируемого товара.

Построение структуры потребительских свойств и показате­лей качества товаров эксперты осуществляют в зависимости от назначения товара, условий его использования, требований по­требителя и т. п. По типовым и развернутым перечням потреби­тельских свойств и показателей качества, предварительно разра­ботанным для товаров данной группы, строят перечень потреби­тельских свойств конкретного вида товара путем отбора наиболее важных свойств и конкретизации их значений (табл.1,).

Количественный анализ включает операцию по измерению свойств и нахождению их численных значений, обусловливает пе­реход от рассмотрения потребительских свойств к оперированию со значением потребительских показателей качества изделия.

Для измерения потребительских свойств с целью получения их численных значений используют различные методы. Среди них:

—измерительный, базирующийся на использовании техни­ческих средств измерения (показатели массы убранной пылесосом пыли с контрольной площади, равномерности помола кофе в бытовой кофемолке, количества расхода моющих средств, воды в автоматической стиральной ма­шине и т. п.);

—расчетный, построенный на использовании теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества от ее параметров.

—социологический, базирующийся на выявлении и сборе мне­ний фактических и потенциальных потребителей изделий;

—органолептический, основанный на получении информа­ции с помощью органов чувств человека. При анализе по­требительских свойств универсальных кухонных машин отечественного производства органолептический метод используется для определения значения показателя прозрач­ности фруктовых соков, полученных с помощью соковыжималки. Предварительно в прозрачный тонкостенный стакан наливалось 150-200г сока. После непродолжитель­ного отстаивания (2-3 мин.) визуально определялись его прозрачность, количество выпавшей в осадок мезги и ее дисперсность. Шкала для определения прозрачности сока включала четыре градации: прозрачный, полупрозрачный (мутноватый), мутный, очень мутный;

— экспертный, основанный на решениях, принимаемых экспертами. При анализе потребительских свойств женского золотого кольца эксперты выделили основные функциональные показатели, характеризуемые комплексом эстетическо-художественных признаков, свойственных данно­му изделию. Эстетические признаки, выражающие значе­ния функциональных показателей, характеризовались экспертами в качественно-описательной форме.

Измерения могут быть прямыми и косвенными. В случае пря­мых измерений искомое значение величины определяется непос­редственно из опытных данных. Если же потребительское свой­ство не может быть измерено непосредственно или имеет место слаженная связь технических и потребительских показателей, используются косвенные измерения.

Существуют два основных вида анализа при проведении экспертизы: дифференцированный (детальное рассмотрение и изу­чение одной из групп потребительских свойств изделия) и пол­ный (комплексное рассмотрение всей совокупности потребитель­ских свойств изделия на основе исследования каждого свойства и единичного показателя качества).

Оценка базируется на результатах сравнительного анализа, определяет уровень потребительской ценности изделия, прово­дится в два этапа:

1. Оценивание

—выбор критериев оценки (базовых показателей);

—сопоставление показателей качества анализируемого изделия и базового образца (отношение тождества или различия)

2. Синтез результатов оценки

—определение коэффициентов весомости показателей;

—определение комплексного показателя.

Значения базовых показателей определяют на основе сравни­тельного анализа аналогов (изделия, признанные лучшими на международных выставках, заслужившие признание массового потребителя, успешно конкурирующие с другими изделиями на внешнем рынке). Используется информация из журналов, ката­логов, результатов экспертиз, проведенных потребительскими организациями, и т. п. На основе полученных данных эксперты ранжируют рассмот­ренные изделия-аналоги по их потребительской ценности, выделяют базовую группу и определяют значение базовых показате­лей. При экспертизе используют обычно безразмерные шкалы, фиксирующие значения показателей в долях единицы, процен­тах, баллах и шкалы качественных оценок.

Устанавливается отношение тождества (равенства) или различия потребительских показателей качества анализируемо­го изделия и выбранного базового образца (основания сравнения) путем их попарного сопоставления. Результаты такого сравнения соотносятся с выбранными ценностными шкалами. При этом эк­сперты оперируют понятиями типа «больше» «меньше», «равно», а при оценке— «лучше», «хуже», «на уровне».

Существует несколько методов нахождения коэффициентов весомости, но наиболее часто используется экспертный метод. Он позволяет определить, какой из совокупности оцениваемых по­казателей самый важный, какой менее важный и т. д. Для этого используют способы рангов, попарного сравнения, комбиниро­ванный и др.

Обычно при определении коэффициентов весомости эксперты исходят из условия равенства суммы всех коэффициентов весомости единицы (метода фиксированной суммы).

Комплексный показатель качества, относящийся ко всей совокупности его потребительских свойств, находят путем объе­динения всех оценок единичных показателей с учетом их коэф­фициентов весомости (взвешенных оценок) и выражают, как пра­вило, в безразмерной системе единиц.

Методы определения комплексных показателей включают две основные модификации:

· метод средневзвешенных величин (комплексный показа­тель определяют усреднением оценок отдельных показате­лей с учетом их коэффициентов весомости);

· экспресс-метод (комплексный показатель определяют на основе анализа оценок экспертами значений отдельных показателей без их предварительной оценки и определения коэффициентов весомости).

Для того, чтобы получить полную оценку потребительского уровня качества изделия, необходимо использовать интеграль­ный критерий качества, который заключается в сопоставлении полезного эффекта, получаемого человеком от изделия, и суммар­ных затрат на приобретение и потребление (эксплуатацию) этого изделия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...