Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Эмотивный тип. 5. Тревожный (боязливый) тип акцентуации. 6. Педантичный тип акцентуации




4. Эмотивный тип

В подростковом возрасте появляется крайняя лабильность настроения, которое меняется часто, резко и от ничтожных поводов. Нелестное слово, неприветливый взгляд могут погрузить в мрачное состояние, а комплимент, приятная встреча способны вселить жизнерадостность, веселость. От настроения зависит все - самочувствие, аппетит, работоспособность и т. д.

Им присущи глубокие чувства, искренняя привязанность, преданность. В общении предпочитают тех, кто способен утешить, понять, разделить радость, удовольствие. Они любят компании и новую обстановку, но в отличие от гипертимных ищут здесь не поле деятельности, а только новые впечатления. Очень чутки к различным знакам внимания. Эмотивные личности очень чувствительны, их волнует все, что связано с душой, отзывчивостью, гуманностью.

Увлечения эмотивных имеют информационно-коммуникативный характер.

Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом, ухаживаниями. Влечения долго остаются малодифференцированными, поэтому у эмотивных могут легко возникать отклонения в сторону транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

Душевные потрясения оказывают глубокие болезненные воздействия и способны вызвать реактивную депрессию. Душевный разлад иногда приводит к суицидным попыткам. Угнетенность приводит к потере сопротивляемости, и протест, как таковой, становится невозможным.

Типичный пример акцентуации:

(Софокл « Электра»)

Самый яркий литературный пример – Вертер (Гете «Страдания юного Вертера»).

 

 

5. Тревожный (боязливый) тип акцентуации

Уже в детстве тревожные личности пугливы, боязливы. Они боятся темноты, животных, им страшно оставаться одним. Сторонятся шумных сверстников, не любят подвижных игр и озорства, более уверенно чувствуют себя среди маленьких. Создается впечатление, что они замкнуты, но они весьма общительны с теми, с кем, к кому привыкли. В школе им трудно отвечать у доски, они боятся контрольных и экзаменов, старательно учатся.

Начало пубертатного периода у тревожных подростков протекает нормально. Позднее, вступая в самостоятельную жизнь, из-за чрезмерной впечатлительности и чувства

неполноценности оказываются в окружении почти неразрешимых проблем. Упреки и наказания вызывают слезы, отчаяние, и гораздо реже - протест. Сочувствие со стороны, участие, особенно неожиданные, могут вызвать бурные слезы.

У сензитивных рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерное требование к себе и окружающим.

У подростков возможна гиперкомпенсация, когда они пытаются утвердиться именно в той области, где чувствуют себя слабо.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации, ни к курению у таких личностей склонности не отмечается. Под воздействием алкоголя усиливаются, обостряются депрессивные переживания. Самооценка у тревожных подростков обычно высоко объективна. Лгать и притворяться не любят, не умеют. Им проще отмолчаться.

Самый сильный удар для них - стать объектом насмешек, подозрений в недобрых делах, несправедливого обвинения, особенно публичного.

С возрастом, при благоприятной обстановке сензитивность сглаживается. Обострения могут быть у " старых дев", одиноких людей.

Типичный пример акцентуации:

Катерина Ивановна Мармеладова («Преступление и наказание»),

Франц Моор (Шиллер «Разбойники»)

6. Педантичный тип акцентуации

Педантичные или психастеничные (по Личко) подростки отличаются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждениям, " интеллектуальным" историям. Иногда возникают фобии - боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться за закрытой дверью и т. д.

Если ребенок воспитывается в условиях повышенной ответственности за другого, то у него резко усиливаются психастенические черты. Ребенок страшится не оправдать родительских ожиданий, потерять их любовь, и такие переживания, опасения приводят к синдрому " повышенной ответственности". Этот синдром усиливают и высокие требования родителей.

В пубертатном периоде обострения этого типа акцентуации редки и возникают только в силу очень высоких требований. У педантичных подростков часто наблюдаются реакции гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционных высказываний, утрированной решительности, скоропалительности действий именно тогда, когда требуется осмотрительность, осторожность.

Подростковая эмансипация выражена слабо и заслонена патологической привязанностью к кому-либо из близких людей. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Их увлечения больше интеллектуального и эстетического плана.

Педантичные личности отличаются нерешительностью, склонностью к бесконечным рассуждениям, тревожностью за будущее. Им свойственны мнительность, легкость возникновения навязчивых опасений.

Придумывание ритуалов, условностей, наделение определенным смыслом предметов, могут рассматриваться как психологическая защита.

Другой формой защиты являются педантизм и формализм, проявляющиеся в том, что личность поступает по принципу: если все заранее продумать, предусмотреть, то ничего плохого не произойдет.

Психастеничный тип акцентуации мало подвержен трансформации, и если степень акцентуации не доводит человека до болезненного состояния, она считается безопасной.

Замечено, что женщины подвержены педантичности больше, чем мужчины, но и для тех и для других характерны основательность, четкость, законченность, особенно в профессиональной деятельности.

 

Типичный пример акцентуации:

Одиссей,

Гамлет,

Евгений Онегин,

Корейко («Золотой теленок»)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...