Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Застревающий тип акцентуации




9. Застревающий тип акцентуации

У детей этот тип акцентуации возникает в силу " маятникового" воспитания, когда ребенок " колеблется" между преувеличенной строгостью родителей, с одной стороны и мягкостью - с другой. Ребенок мечется между возможностью исполнения желаний и наложением полных запретов на них.

Этот тип называют еще паранойяльным из-за стойкого аффекта, действие которого прекращается гораздо медленнее, чем возникает. Сильные эмоциональные переживания легко оживают только при одном воспоминании о неприятном событии. Эгоистические аффекты наблюдаются тогда, когда задеты личностные интересы, уязвлены гордость, самолюбие.

Застревающих личностей часто называют злопамятными, мстительными, болезненно обидчивыми, чувствительными. У них очень сильны жажда материальных благ и страсть к приобретательству. Когда они борются за гражданские права, справедливость, то они борются лишь в той мере, в какой это касается их интересов.

Натыкаясь на преграды по пути к цели, они испытывают враждебность, а в силу чередующихся удач и провалов может возникать состояние «шатания» из стороны в сторону, своеобразный эмоциональный «маятник». Такие ситуации вызывают аффективные реакции, когда сила аффекта зависит от длительности чередования успехов и неудач. Стойкие мощные аффекты приводят к застревающим тенденциям, к возникновению сверхценных, бредовых, параноических идей.

Особенно ярко проявляются аффекты на почве ревности. У эпилептоидных страдания от осознания измены легко достигают апогея и здесь же противопоставляются ощущениям счастья, связанного с надеждой на то, что измены не было.

Застревающие личности очень часто бывают вовлечены в различные судебные тяжбы. Они находятся в состоянии подъема и ликования, когда выигрывают процесс, и резко " падают" в состояние отчаяния, если проигрывают дело.

Застревающий тип акцентуации, в тяжелой его форме, может привести к паранойяльному психозу, а иногда - ипохондрическому симптомокомплексу.

 

Типичный пример акцентуации:

царь Эдип,

Отелло,

Жюльен Сорель (Стендаль «Красное и черное»),

Алеша Валковский («Униженные и оскорбленные»),

Парфен Рогожин («Идиот»),

Васисуалий Лоханкин («Золотой теленок»)

 

10. Дистимический тип акцентуации

Дистимичность легко определяется уже в детстве. На нее указывают явная робость, нерешительность, застенчивость, подавленность, частые слезы, уход от инициативы в контактах, опрятность. Дистимных подростков часто не принимают в группе сверстников, поэтому они проявляют искреннюю благодарность тем, кто оказывает им внимание. Пассивность, медлительность мышления при нормальном интеллектуальном развитии заставляет дистимного подростка тратить много времени на подготовку уроков и, тем не менее, такие подростки часто не успевают в школе.

Дистимность - прямая противоположность гипертимности; проявляется в серьезности, обычной сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни. Радости у дистимных подростков редки и быстро проходящие. Глубоко потрясшее событие может довести до состояния реактивной депрессии.

Серьезная настроенность дистимных подростков приводит к серьезным этическим позициям. На переднем плане у них - тонкие возвышенные чувства, совершенно не совместимые с эгоизмом.

Субдепрессивное состояние, которое характерно для них, может переходить при определенных условиях в депрессивное психическое заболевание.

Дистимическим личностям свойственны критическое отношение к себе, чувство вины — во всех неудачах они склонны обвинять только себя. Надеясь что-то изменить, они иногда пытаются попробовать что-то новое, например, поменять профессию, но это не приносит им ощущения равновесия и, как правило, это новое тоже окрашивается печальными красками. С возрастом дистимичность снижается, а при умеренной выраженности она соответствует норме.

 

Типичный пример акцентуации:

Офелия,

Соня Мармеладова

 

 

Рисунок 4.

 

На рисунке 4 представлены для сравнения средние значения акцентуаций в двух группах:

девиантные подростки, состоящие на учете в милиции и контрольная группа нормальных школьников. Количество испытуемых - по 40 человек в каждой группе.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1) Как понятие нормы используется в определении понятия «акцентуации характера»?

2) Как, по мнению А. Е. Личко, акцентуации характера соотносятся с вероятностью психической травматизации, и, как следствие, - с отклоняющимся поведением?

3) Каково мнение А. Е. Личко в отношении статичности или изменчивости акцентуаций во времени?

4) Попытайтесь, по примеру автора пособия, отнести тот или иной литературный персонаж к определенному типу акцентуации. Следует иметь в виду, что такая классификация может не быть однозначной.

5) Какие обобщающие выводы Вы могли бы сделать, рассмотрев график, приводимый к данной теме? Что объединяет, и что различает хулиганов и подростков контрольной группы?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...