Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тоталитарные деструктивные секты




Тема 16

Тоталитарные деструктивные секты

Ни для кого не секрет, что в настоящее время в связи с отсутствием в нашей стране какой бы то ни было официальной идеологии, кроме фетиша оголтелой наживы, ее место стремятся занять различные околорелигиозные учения. (Традиционные религии не в счет. ) За каждым таким учением стоят те, кто их создал и пропагандирует, кому это выгодно. Секты возникают, видоизменяются, исчезают, нередко сохраняя неизменными своих лидеров, перерастают из оккультных в криминальные или – хуже того – в политические группы. Очень трудно учесть даже их общее количество, ибо они динамичны, хотя количество это измеряется уже числом с тремя нулями. Существенное большинство этих организаций – иностранного происхождения, и есть мнение (не совсем безосновательное), что конец нити ведет к западным разведкам. Основное препятствие для решительной борьбы государства с этим злом – этическое понятие свободы совести, за которым (в том или ином его законодательном варианте) прячутся руководители сект. Второе главное препятствие – коррупция, ибо всякая сколько-нибудь влиятельная секта в первую очередь ищет и находит того, кто защищал бы ее интересы «сверху». Тем не менее, имеется успешный зарубежный опыт законодательной борьбы с сектами. Причем, практика показывает, что только решительные меры могут дать желаемый эффект.

Столь активная деятельность таких организаций оказывается успешной не только из-за тщательного планирования и жесткой внутренней структуры, не только из-за попустительства властей, но и вследствие личностных особенностей той категории потенциальных и состоявшихся адептов, на вовлечение и удержание которых направлена вся их активность. Всё это, как правило, оказываются люди доверчивые, с низкой способностью к критическому анализу действительности, и к отстаиванию собственного мнения, интересов и свобод.

 

Необходимо твердо помнить, что конечной целью деятельности подобных сект всегда является нажива.

 

Разумеется, что внешний вид при этом может до некоторых пор сохраняться весьма благопристойный, но рано или поздно неофит оказывается в умственной, а то и физической кабале. Плоды его усилий полностью присваиваются сектой, а вся ее пропагандистская и идеологическая деятельность, в конечном счете, направлена на подавление воли индивида. Идеология сект всегда включает компонент видимой добровольности принудительных поступков и суждений.

 

Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия

 

Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания. При этом на территории России действует множество традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, не являющихся деструктивными. Поэтому появляется проблема правильной идентификации религиозной организации, оценки ее характера. Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для некоторых деструктивных религиозных организаций признакам и критериям.

 

1. Характер лидерства:

- есть ли претензии на " харизматическое" лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;

- характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);

- строгая обязанность подражать лидеру;

- есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй);

- практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли возможность сдерживать власть лидера (лидеров) или противостоять ей.

 

2. Характер и структура доктрины:

- наличие " внутренних" доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);

- формулируется ли в той или иной форме убеждение, что {" цели оправдывают средства", } и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;

- индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром " мы/они" ), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро;

- утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.

 

3. Характер создания и поддержания членства в группе:

- активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование " фасадных групп",

- использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;

- использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой " семьей", наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью данного человека;

- внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других адептов;

- разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой);

- постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для адепта;

- ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь " внешнего" мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения;

- внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ- хороший, мир вне культа - плохой);

- создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами;

- отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.

 

К сожалению, в рамках настоящего пособия мы не можем уделить внимание подробному рассмотрению вопроса, и ограничимся приведением минимально необходимых сведений о самых активно действующих сектах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...