«Свидетели Иеговы». Новые (неклассические) виды девиантного поведения. Терроризм как девиантное поведение
«Свидетели Иеговы» " Свидетели Иеговы" – одно из поздних направлений в протестантизме, которое можно отнести к так называемым вторичным протестанским церквям, возникшим на основе лютеранства и кальвинизма с теми или иными отклонениями от них в своем вероучении. Возглавляет общины " Свидетелей Иеговы" Бруклинский центр, в аппарате которого свыше двух тысяч работников. Центр имеет около 100 филиалов, разбросанных по всему миру. Всего же среднее число " Свидетелей Иеговы" (по их же данным) на начало 2003 года достигло 5 миллионов 400 тысяч человек в 232 странах. Общины иеговистов называются " собраниями", которые возглавляются советом старейшин. Один из старейшин назначается " надзирателем", или пресвитером. Собрания объединяются в округа, а те - в " обводы", возглавляемые разъездными надзирателями, которые подчиняются краевому комитету во главе со " слугой края". Собрания состоят из нескольких " студий" по 10-15 человек. Занятия студий проводятся на квартирах, собрания студий – в школах, ПТУ. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся конгрессы " Свидетелей Иеговы", которые собирают целые стадионы. Студии и собрания занимаются изучением Библии по своим журналам и брошюрам, причём от " брата" или " сестры" требуется почти дословный пересказ содержания брошюры и её интерпретации Библии. Темы для обсуждения на студии всегда соответствуют журналу, выпущенному организацией на момент обсуждения. Для вовлечения в свою церковь новых членов организуются не только массовые мероприятия, но и проводится индивидуальная работа - беседы с прохожими на улицах, в парках, разговор с людьми в транспорте, обязательный обход квартир. Квартиры обходятся всегда двумя хорошо подготовленными " свидетелями". Ведётся учёт времени общения с кем-либо и часов занятий на дому. Больший статус получают те, у кого больше часов (60 часов проповедничества в месяц – статус " подсобного пионера", 90 часов – " общего пионера", 140 и более часов в месяц – " миссионера" ).
Руководители всех подразделений строго соблюдают субординацию и неукоснительно следуют инструкциям Бруклинского центра. Большое внимание иеговисты уделяют распространению религиозно-пропагандистской литературы. В настоящее время их литература издается более чем на 160 языках. В том числе " Сторожевая башня" - на 125 языках тиражом почти 22 млн. экземпляров, журнал " Пробудитесь! " - на 81 языке тиражом около 18 тыс. экземпляров. Кроме этого издаётся огромное количество всевозможных брошюр и песенников на десятках языках тиражами в десятки миллионов экземпляров. Все эти издания печатаются на качественной бумаге, имеют много красочных иллюстраций, а ряд изданий - твёрдые переплёты. Журнал " Сторожевая башня" выходит дважды в месяц, а " Пробудись! " - один раз. В этих журналах и брошюрах открыто заявляется: " Мы даем ответ на все жизненно важные вопросы, которые часто встают перед людьми…". К 2003 году по всему миру в разных отделах, типографиях, жилых помещениях и на фермах работало почти 14 тыс. добровольных работников. С 1920 года по 2003 год организация, по различным подсчетам, выпустила свыше 9 миллиардов книг, брошюр, журналов более чем на 200 языках. Одна из наиболее отличительных особенностей " Свидетелей Иеговы" - открытая спекуляция на Библии. Достаточно сравнить журналы и брошюры Свидетелей Иеговы за несколько десятков лет. Провозглашая жизнь по библейским законам, " Свидетели Иеговы" с неприязнью отзываются о приверженцах других религиозных культов, а также о тех, кто не принял их " весть".
Иеговисты говорят о пороках современного мира, и это справедливо. Но они ничего сами не делают, чтобы помочь этому миру исправиться. Располагая огромными денежными средствами, эта организация не создала ни одного благотворительного фонда. " Свидетели Иеговы" утверждают, что помогают людям другим образом, а именно - проповедуя детальное изучение Библии. Но в этом изучении они делают упор не на нравственном наследии Библии (десяти заповедях и всем с ними связанным), а на слепой вере в истинность каждого библийского слова.
Вопросы для самопроверки: 1) Каковы социально-политические причины активизации деятельности религиозных сект на территории России? 2) Каковы критерии, по которым можно отличить тоталитарную деструктивную секту? 3) Перебирая в уме типы акцентуаций характера, проанализируйте для каждого опасность вовлечения в тоталитарную секту.
Тема 17 Новые (неклассические) виды девиантного поведения
Терроризм как девиантное поведение Терроризм, который еще десять лет назад был в нашей стране событием, из ряда вон выходящим, превратился, едва ли не в повседневную реальность современной жизни. В условиях развала сложившихся стереотипов в области морали, политики, экономики и права утрачены прежние, десятками лет вырабатывавшиеся механизмы упорядочения и регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства. Фактически в значительной степени утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Современная российская действительность воспроизвела целый комплекс факторов, которые прямо порождают или косвенно благоприятствуют возникновению противоправных посягательств и их реализации. В толковом словаре В. И. Даля подчеркивается нацеленность терроризма - устрашать смертью, насилием. Терроризм - использование силы в политических целях, специфическая форма насилия. С такой трактовкой терроризма соглашается большинство специалистов, она позволяет отделить терроризм от подлинно уголовного преступления. Недавно появился и такой термин, как уголовный терроризм - совершение террористических акций уголовными элементами, мафией, с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власти, население и т. д.
Предыстория развития новой волны терроризма включает в себя войну в Афганистане, оживление националистических и анархических настроений, сопряженных с желанием применения вооруженного насилия, боевые действия в Чечне и других северокавказских территориях, а также появление десятков тысяч социально дезадаптированных, нравственно деформированных, разочаровавшихся, обозленных молодых людей, усвоивших привычку в конфликтных ситуациях немедленно браться за оружие. В настоящее время более активен и агрессивен этнический терроризм, чем терроризм идеологический, поскольку он имеет более широкую социальную базу. Л. Дробижева и Э. Паин называют основные источники терроризма и экстремизма. 1) Терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам Участниками террористических действий становятся маргинальные группы населения. 2) Социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма. 3) Проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад. 4) Незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе. 5) Важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.
Существует определенный набор личностных черт, которыми должны обладать террористы. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, которые отличают приверженцев религиозных культов. В террористических организациях обычно велик процент агрессивных параноидов. Их члены склонны к экстернализации, к возложению ответственности за неудачи на обстоятельства и поиску внешних факторов для объяснения собственной неадекватности. При всем различии террористических группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к террористам. Настоящая причина- сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности. Обычно членами террористических организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же антисоциальной, как и он сам. террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно — это равносильно психологическому самоубийству. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность.
Изучение личности террориста - дело крайне трудное. Террористы практически не доступны исследователям. Они готовы встречаться с журналистами с целью пропаганды своих взглядов, но контакт с психологами для них нежелателен. Описывая мотивацию террористической деятельности, Д. В. Ольшанский выделяет семь типов мотивов: 1) Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором - это способ заработать деньги.
2) Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность. 3) Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира, с желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости. 4) Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть. 5) Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов. 6) Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников. 7) Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация - удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация - признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|