Глава I Сущность финансовой системы Российской Федерации
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение В условиях глобального кризиса, распространившегося из США в том числе и на Россию, сохраняет свою актуальность поставленная Президентом России и Правительством РФ задача формирования в Российской Федерации нового мирового финансового центра и превращения рубля в резервную валюту. Как вследствие нетрадиционности такой задачи для России, так и в силу недавнего летне-осеннего экстраординарного, а именно четырехкратного падения российского финансового рынка эта задача должна быть адресована не только к отечественным структурам государственного управления и бизнеса, но и к науке, и прежде всего к финансовому праву. В своих главных постулатах, в своей парадигме доктрина российского финансового права не обновилась при переходе от партийно-командных государства и экономики СССР к нынешним демократическим формам государства, общества и рыночной экономической деятельности. Предпринимаются попытки внести обновление в понятие финансовой системы.[1] Пристальное внимание к тематике финансовой системы. Причины: 1. Попытки преобразования нашей финн системы в приближенную европейской (курс на европу, гос программа или что-то подобное) 2. Нестабильность. Здесь прослеживается тесная связь с политикой.
Глава I Сущность финансовой системы Российской Федерации 1.1 Понятие финансовой системы Российской Федерации Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.[2]
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Легального определения финансовой системы законодательство не содержит. Однако многие нормативно-правовые акты оперируют данным понятием. Например, термин «финансовая система» присутствует в Главе 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования", также в Главе 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Некоторые трактуют ее во взаимосвязи с бюджетной либо банковской системой (Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О Счетной палате Российской Федерации", Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации", Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во всех вышеуказанных НПА данный термин закрепляется, нов них не дается его определения. Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что понимание финансовой системы на нормативном уровне неоднозначно и размыто.
В различных доктринах сущность финансовой системы понимают по разному. Существует несколько подходов к пониманию данного вопроса: материальный, экономический, институциональный, правовой.[3] Согласно материальному пониманию финансовой системы, она является совокупностью элементов (звеньев) финансовой системы, имеющих форму фондов и сходных с ними по организации звеньев финансов. В обществе, где действуют товарно-денежные отношения на любом уровне своего развития, государство использует и не может не использовать различные экономические рычаги для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных интересов.[4] Такими экономическими рычагами являются различные элементы финансовой системы. Экономическое понимание финансовой системы – как совокупности элементов в форме финансовых (денежных и иных) отношений, развивающихся в связи с функционированием элементов финансовой системы. Институциональное понимание финансовой системы – как совокупности элементов в виде учрежденных органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в финансовой деятельности, а также иных органов, организаций, предприятий и учреждений, в том числе наделенных финансами частного порядка. Правовое понимание финансовой системы – совокупность установленных нормативными правовыми актами характеристик финансовой системы, имеющих форму нормативных требований к режиму ее функционирования (финансовое («экономическое») законодательство, предусмотренные в нормах средства и способы стабилизации финансовой системы, финансовая политика в ее правовых формах, функции, а также методы деятельности в рамках финансовой системы, реализующиеся в дальнейшем в действиях конкретных уполномоченных субъектов). Стр 38-40 из диссертации Приведем также несколько точек зрения на определение финансовой системы из доктрины финансового права. Крохина Ю.А.: финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства. Звенья финансовой системы РФ:
1. бюджетная система, которую образуют Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты; 2. внебюджетные государственные фонды; 3. кредит (государственный и муниципальный); 4. обязательное государственное страхование; 5. финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.[5] Савин А.Ю.: категории государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и финансы государственных предприятий представляют собой финансовые институты, характерные для стран с рыночной экономикой, при помощи которых государство аккумулирует и расходует необходимые ему денежные средства. Совокупность этих институтов составляет финансовую систему государства. Финансовый институт в свою очередь – экономическая категория, представляющая собой совокупность однородных финансовых отношений. [6] Бельский К.С.: под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предметное) содержание. Каждый такой институт характеризуется правовыми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (например, бюджетная система) и политическими свойствами. Представляется, что каждый из институтов финансовой системы выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо метода, способствующего нормальной работе финансовой системы государства, в частности, мобилизации денежных средств в соответствующие фонды государства или, напротив, законному и рациональному расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства. [7] Финансовая система РФ – это совокупность основных финансово – правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.[8]
По мнению автора, элементами финансовой системы являются: налоговая система, денежная, бюджетная и банковская системы, система государственного и муниципального кредита (долга), имущественное и личное страхование, финансы хозяйствующих субъектов и финансы населения. Ашмарина Е.М.: категорию «финансы» следует рассматривать с двух позиций: по форме как совокупный фонд денежных средств, а по содержанию как общественные отношения по его образованию, распределению и использованию. Таким образом, в свою очередь, финансовая система: - с одной стороны (по форме), совокупность фондов денежных средств (финансовая система в материальном смысле); - с другой стороны (по содержанию), совокупность общественных отношений, связанных с их образованием, распределением и использованием.[9] Химичева Н.И., Покачалова Е.В.: финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды.[10] Карасева М.В.: с институциональной точки зрения финансовая система представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них – финансовые органы, налоговые органы, представительные органы власти и т.д.[11] С учетом всего вышеуказанного, можно сказать, что финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя: 1. Государственную бюджетную систему; 2. Внебюджетные специальные фонды; 3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне); 4. Фонды страхования (имущественного и личного); 5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
1.2 Становление и развитие законодательства финансовой системе Российской Федерации Финансовая система Русского государства стала складываться в IX - X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. В таких государствах монархи распоряжались ресурсами страны как своей собственностью. С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века и лишь в XVI—XVII вв. с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникли государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит. В XVIII веке, в процессе реформ Александра I (а именно в рамках министерской реформы 8 сентября 1802 года) в России было создано Министерство финансов. Министерство занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Надо отметить, что в эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия - одной из крупнейших, ведущих держав мира. Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.[12] После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики - экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения - самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.[13] Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований». После прихода к власти Горбачева в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы. Нормативный метод распределения доходов стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.[14] Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|