Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава II Основные институты финансовой системы Российской федерации





2.1 Государственная бюджетная система

Бюджеты в финансовой системе занимают ведущее место. И это понятно, поскольку бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления[15]. Особое значение данного элемента финансовой системы Российской Федерации подчеркивается наличием отдельного Федерального закона, регулирующего рассматриваемые отношения - Бюджетного кодекса РФ, а также принятием Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.[16]

Совокупность бюджетов образует бюджетную систему. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:



федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.[17]

Такое построение бюджетной системы определено федеративным устройством Российской Федерации и, исходя из смысла ст. 130 Конституции Российской Федерации, самостоятельностью местного самоуправления.

Трехуровневое построение бюджетной системы Российской Федерации предполагает не только взаимосвязь и взаимозависимость всех бюджетов бюджетной системы государства, но и наличие между ними отношений иерархии, некоего подчинения при несомненном соблюдении принципа самостоятельности бюджетов и принципа равенства бюджетных прав территориальных образований одного уровня (ст. 31, 31.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации)[18]. Связь можно проследить на примере положений ст. 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано, что в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации им предоставляются дотации из федерального бюджета.

Все бюджеты, составляющие бюджетную систему Российской Федерации, выполняют свои функции.

Основное финансовое обеспечение стратегических целей развития страны обеспечивают средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при этом решающую роль имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет оказывает существенное влияние на валютный курс, уровень инфляции, тяжесть налогообложения и на другие показатели экономического развития государства[19].

Разграничение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований имеет важное значение. С организационной точки зрения значение разграничения бюджетов на различные уровни выражается в «удобстве» ведения бюджетных дел в соответствии с порядком, максимально приближенным к условиям конкретных публично-правовых образований. Если на федеральном уровне закладываются основы бюджетных правоотношений, в том числе характеристики режима формирования, утверждения и исполнения бюджета, то дальнейшая детализация этого режима осуществляется на уровне субъектов РФ и муниципальных образований с учетом требований федерального законодательства. Эффективность организации бюджетных правоотношений на разных уровнях можно отметить и на примере разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы. Экономическое значение разграничения бюджетов бюджетной системы на три уровня состоит в констатации собственной экономической основы публично – правовых образований[20].

Понятие бюджета законодательно закреплено, его мы ранее приводили в данной работе. Однако, рассматривать данное понятие можно в разных аспектах. Как материальная категория бюджет представляет собой фонд денежных средств. Под фондом в широком смысле понимается совокупность денежных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении объединений, предприятий, организаций, государственных институтов, имеющих целевое назначение[21]. Как фонд, бюджет характеризуется тем, что имеет денежный характер (денежные средства, находящиеся в бюджете, называются бюджетными денежными средствами), является централизованным, публичным фондом (т. е. он является основным и используется в общественно значимых (публичных) целях).

Роль каждого из них – см. откуда финансируются, на что идут средства, в общем их значение из инэта. Финансирование и трата из закона.

Правовой аспект бюджетов в составе финансовой системы состоит в следующем. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ, фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. К принятию правового акта о бюджете предъявляются требования бюджетного процесса, закрепленные БК РФ – ст. 151-273. Деятельность по составлению проектов бюджетов, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, их исполнению и утверждению отчетов об их исполнении носит название бюджетный процесс.[22] Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти (Федеральное собрание РФ) и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), Центральный Банк РФ, органы государственного (муниципального) финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами и иные субъекты.[23]

Экономическая составляющая бюджета состоит в том, что сосредоточенные в бюджете ресурсы выражают экономические отношения. В силу этого под экономическим аспектом бюджета подразумевается совокупность отношений распределения и перераспределения национального дохода через бюджеты публично-правовых образований с целью финансового обеспечения государственных задач и функций на общегосударственном и территориальных уровнях.

Понимание сущности бюджета в соотнесении с экономическими (денежными) отношениями широко распространено в литературе как экономической, так и финансово-правовой. Например Сабанти Б.М. определяет бюджет как систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих главным образом «чистого» дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций.[24] С экономической точки зрения бюджет также можно рассматривать в качестве финансового плана публично-правовых образований. «Плановый» характер бюджета состоит в том, что он представляет собой план образования и использования централизованного денежного фонда. Бюджет есть «абстрактное выражение всех процессов в области экономики и социальной сферы, происходящих в государстве» (О.Н. Горбунова).[25]

Бюджет, будучи элементом, фондом в составе финансовой системы, имеет сложную структуру. Так, в составе федерального бюджета – так называемые «внутренние» бюджетные фонды, относительно обособленные друг от друга. В структуре бюджета Российской Федерации в числе прочих выделяются следующие элементы: резервный фонд, фонд национального благосостояния, инвестиционный.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Резервный фонд формируется за счет:

· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

· доходов от управления средствами Резервного фонда.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

· нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

· доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Инвестиционный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

К инвестиционным фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды).

Таким образом, бюджет Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования как элемент финансовой системы имеет следующие характеристики.

Во-первых, бюджеты занимают ведущее место в финансовой системе государства. В бюджетных фондах сосредотачивается основная масса централизованных финансовых (материальных) ресурсов государства и муниципальных образований.

Во-вторых, бюджеты как фонды денежных средств формируются в публично-значимых целях. За счет средств публично-правовых образований осуществляется поддержка иных элементов финансовой системы.

В-третьих, функционирование бюджетов детально регламентировано в нормах права.

В-четвертых, будучи элементом сложного по структуре общественного явления – финансовой системы – бюджеты сами имеют сложную структуру.

Таким образом, бюджет как элемент финансовой системы представляет собой фонд денежных средств, функционирующий в рамках соответствующих ему видов финансовых (бюджетных) правоотношений, служащих сферой реализации финансово-правового статуса публично-правовых образований, режим которых регулируется нормами бюджетного права, устанавливающими правовые средства воздействия (стабилизации) соответствующих отношений.


 

2.2 Государственные внебюджетные фонды

Государственные внебюджетные фонды – это денежные фонды, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность, т. е. собирает, распределяет и использует средства для решения государственных задач[26]. Они представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, имеющих целевой характер и собственные источники доходов и управляемых специально созданным государственным учреждением (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

В настоящее время правовое регулирование государственных внебюджетных фондов – достаточно большой и относительно обособленный блок правовых норм. Это позволяет говорить о существовании в системе финансового права финансово-правового института государственных внебюджетных фондов, представляющего собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по формированию и использованию средств бюджетов государственных внебюджетных фондов[27].

Пенсионный фонд – это государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации[28].

Пенсионный фонд РФ был образован в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и действует на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г[29].

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

1. целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

2. организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

3. организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

4. организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца[30].

Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:

- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

- средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- доходы от коммерческих операций.

Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:

- на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);

- оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;

- содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;

- участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

- осуществление коммерческих операций фонда;

- другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемым Бюджетным кодексом РФ. В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии[31].

Фонд социального страхования РФ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О фонде социального страхования в РФ» и действует на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101[32].

Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений[33].

Основная задача фонда – обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством[34].

К основным источникам формирования средств Фонда государственного социального страхования относятся:

-средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

-средства федерального бюджета;

-средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;

-другие поступления и взносы.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[35].

Отличием Фонда обязательного медицинского страхования от других социальных внебюджетных фондов является его децентрализованность: существует федеральный фонд и отдельные территориальные фонды в субъектах Российской Федерации, подотчетные соответствующим органам исполнительной и представительной власти. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»[36].

Задачи Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

1. обеспечение предусмотренных законодательством прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

2. участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

3. аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования[37].

Источниками формирования фондов ОМС являются следующие:

1) страховые взносы хозяйствующих субъектов всех форм соб­ственности (включая индивидуальных предпринимателей без образо­вания юридического лица) в виде фиксированной доли единого со­циального налога (взноса);

2) ассигнования из бюджетов на выполнение программ ОМС;

3) добровольные взносы юридических и физических лиц;

4) средства от капитализации временно свободных денежных средств фондов ОМС;

5) другие источники, не запрещенные законами РФ.

Средства фондов ОМС используются на следующие цели:

1) на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

2) финансирование целевых медицинских программ (федераль­ной и территориальных);

3) на подготовку и переподготовку специалистов для сферы медицинского страхования;

4) развитие научных исследований в области медицинского страхования»;

5) улучшение материально-технического оснащения учрежде­ний здравоохранения;

6) компьютеризацию учреждений системы ОМС, содержание исполнительной дирекции и ее территориальных учреждений;

7) другие расходы, предусмотренные действующим законодатель­ством.


2.3 Государственный кредит

Государственный (муниципальный) кредит в науке финансового права рассматривают в нескольких аспектах.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств организаций и физических лиц в целях формирования ссудного фонда. Но, тем не менее, кредит является самостоятельным институтом финансового права.

Отдельные вопросы, касающиеся, например, порядка заключения конкретных договоров государственного займа, регулируются также ГК РФ (ст. 817). Однако это не противоречит выводу о том, что государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. Это подтверждается верховенством государства в регулировании самой организации публичного кредита; главными целями функционирования данного финансово-правового института, которыми являются решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений, т.е. публичными целями его функционирования; применением в качестве основного – императивного метода регулирования данных отношений; и, наконец, обязательным участием государства (иного публично-территориального образования) либо уполномоченного им органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений. Все это отличает их от гражданских правоотношений[38].

В правовом аспекте государственный (муниципальный) кредит рассматривается как отношения между государством (иным публично-территориальным образованием), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в которых публично-правовое образование выступает в качестве заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов. [39] При этом теорией финансового права не исключается возможность того, что государства в данных отношениях может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора.

В Бюджетном кодексе РФ термин «государственный кредит» используется уже. Законодательство представляет государство в кредитных отношениях только в качестве кредитора.

С учетом вышеуказанного, можно вывести определение государственного (муниципального) кредита – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и удовлетворения иных публичных интересов.

Государственный (муниципальный) кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией, как публичный (государственный, муниципальный) долг. Понятие «публичный долг» российское законодательство не использует, однако оно оперирует такими понятиями как государственный и муниципальный долг. В БК РФ государственному и муниципальному долгу посвящена отдельная глава (гл. 14). Кодекс не только впервые закрепил обобщенное понятие государственного долга, но и обособленно выделил понятие госдолга РФ и госдолга субъекта РФ. Так, в соответствии с абз. 17 ст. 6. БК РФ, государственный или муниципальный долг это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.[40]

При этом, в соответствии со ст. 97 БК РФ, к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ. [41]

Соответственно, государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Так как госдолг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, то долг субъекта РФ – соответственно всем имуществом субъекта РФ. Муниципальный долг как совокупность долговых обязательств муниципального образования обеспечивается, соответственно, всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

 


2.4 Страховые фонды

Следующий элемент в составе финансовой системы – страховые фонды.

Страховые фонды в современном понимании – часть финансовой системы, опосредующая реализацию функции страхования. Под страхованием в широком смысле следует понимать систему экономических отношений, включающую образование за счет предприятий, организаций и населения специальных фондов средств и их использование для возмещения ущерба от различных неблагоприятных явлений (причинения ущерба, наступления негативных событий, достижения определенного возраста, потери трудоспособности и т.д.).[42] В Законе РФ от 27.11.1992г. (в ред. от 08.03.2015г.) №4015-1 «Об организации стразового дела в Российской Федерации» страхование рассматривается как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.[43] Также закон определяет понятие страховой деятельности (страхового дела): сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.[44]

Рассматривая страхование, нельзя не затронуть вопрос о его классификации. Традиционно оно подразделяется на виды по различным критериям. Профессор Запольский С.В. приводит следующую классификацию страхования.

По объектам страхования выделяют личное и имущественное страхование. Личное страхование включает в себя страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование. В имущественное страхование включается страхование имущества, гражданской ответственности, предпринимательских и финансовых рисков.

По форме осуществления выделяют добровольное и обязательное страхование. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия его осуществления. такие правила установлены ГК РФ и Законом об организации страхового дела.

Обязательное страхование осуществляется в силу требования закона и направлено на обеспечение защиты от случайных опасностей, которые могут нанести значительный ущерб в социальной, экономической, технической (техногенной) экологической и иных сферах. Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды обязательного страхования: обязательное государственное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное коммерческое страхование. [45]

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых выступает государство. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Поэтому обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан. Выплата пособий по безработице и т.д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Рассмотрим эти виды страхование более подробно.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.[46]

Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах, открываемых Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Фондом обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.[47]

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. ФОМС – это самостоятельнео государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, созданное Российской федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.[48]

Также страховщиком может являться страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере ОМС. Страховая медицинская организация – это страховая организация, имеющая лицензию на осуществление медицинского страхования.[49]

Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия Федерального фонда в соответствии с Законом об ОМС и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.

К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.[50]

Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.[51]

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона от 15.12.2001№167-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПРФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.[52]

 

 


2.5 Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий,организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.[53]

В сферу децентрализованных финансов входят:

- финансы организаций (коммерческих предприятий и организаций, некоммерческих организаций, финансовых организаций);

- финансы домохозяйств.[54]

Сфера децентрализованных финансов составляет основу системы финансов РФ, в ней формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Ключевое место в сфере децентрализованных финансов принадлежит финансам коммерческих организаций (предприятий), поскольку именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является важным источником производственного и социального развития общества.

Финансы предприятия - совокупность экономических отношений, опосредующих формирование, распределение и использование денежных средств предприятия.

Финансы предприятий охватывают широкий круг экономических отношений, связанных, как уже говорилось, с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы предприятий формируются на стадии производства, а реально проявляются на стадии распределения. Тем самым финансы предприятий неправомерно рассматривать вне экономических (производственных) отношений, ибо ни денежные, ни тем более финансовые отношения попросту невозможны вне производства, распределения, обмена и потребления.

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей жизнедеятельности.

Экономическая природа финансов предприятий, их содержание проявляются в выполняемых ими функциях, классификация которых в экономической литературе представлена весьма разнообразно.

Классификация функций финансов предприятия

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.