Соединение стратегии с этикой
При разработке стратегии необходимо учитывать, что любая компания имеет этические обязательства перед владельцами, служащими, покупателями, поставщиками и обществом. Обязательство компании перед покупателем основывается на ожиданиях, которые присутствуют при покупке товаров или услуг. Неадекватная оценка этого обязательства привела к принятию законов о защите прав потребителей и к созданию множества регулирующих органов для их защиты. [3] В России “Общество по охране прав потребителей” тоже имеет влияние и может испортить репутацию любой организации, на которую жалуются потребители. Пример обязательств компании Harris перед покупателями “...Что касается покупателей, то нашей задачей является достижение все возрастающих уровней удовлетворения покупателей путем предоставления качественной продукции и услуг с действительными выгодами для покупателей как на временной, так и на постоянной основе по всему миру. Наши взаимоотношения с покупателями будут честными и нравственными и будут основаны на доверии и уверенности друг в друге…” [3].
Выбор стратегий Выбор конкретных стратегий определяется спецификой конкретного предприятия, в частности, состоянием и динамикой внешней и внутренней среды, целями и ожиданиями руководства или собственников. В настоящее время известны многочисленные подходы к определению стратегий предприятия, которые призваны облегчить выбор конкретных стратегий предприятия. Например, в стратегическом планировании используются модели, разработанные М.Портером и И.Ансофом.
Модель М.Портера М. Портер разделял три стратегии, которым компания может следовать: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование [18]
Рис. 1. Три основные стратегии (М. Портер).
1. Лидерство по издержкам - продукты схожи, предприятие пытается снизить цену. 2. Стратегия дифференциации - какому-то из качеств продукта (упаковка, габариты, послепродажное обслуживание, экологичность и пр.) придается отличие (разумеется, в лучшую сторону) от продуктов конкурентов. В рамках этой конкурентной стратегии продукт ориентирован на всех потребителей. 3. Стратегия концентрации - ориентация на изолированные сегменты рынка (на удовлетворение специфической потребности). Считается, что специализироваться надо на качестве (фокус-диференциация). Смотри прототип раздаточных материалов № 15.
Модель И. Ансофа При разработке стратегий может использоваться матрица, предложенная И. Ансофом (матрица “продукт-рынок”) [8].
Рис. 2. Альтернативные направления развития
Матрица “продукт - рынок”
Диверсификация – самая сложная стратегия. Диверсификация может быть ¨ связной · горизонтальная - освоение, присоединение связных видов деятельности. Может выражаться в форме договоров о партнерстве, слиянии, присоединении компаний. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые использовали бы уже имеющиеся возможности фирмы.
· Вертикальная интеграция вперед - к потребителю, в этом случае фирма начинает заниматься упаковкой своего товара, доставкой его потребителю собственным транспортом и т.п. интеграция назад - к поставщику - рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. ¨ несвязной - освоение абсолютно нового для предприятия вида деятельности, никак не связанного с существующими, что приводит к созданию конгломерата. С точки зрения ряда специалистов по современной теории управления в сегодняшних экономических условиях создание конгломератов - это неправильно, так как при этом не может быть обеспечена возможность маневра ресурсами. Смотри прототип раздаточных материалов № 16. При стратегическом анализе могут применяться и другие методы или модели, например, для анализа портфельных стратегий может применяться матрица БКГ[6] “доля рынка/темп роста рынка” или матрица МакКинзи-Дженерал Электрик, подробно описанные в литературе- см., например, [8]. Смотри прототип раздаточных материалов № 19. Следует подчеркнуть, что никакие методы стратегического планирования сами по себе не определяют выбор стратегии. Они являются только ориентирами и источниками информации для тех, кто принимает решения. Таким образом, процесс стратегического планирования предприятия не может быть полностью формализован. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН Цель разработки Стратегический анализ и выбор стратегии имеют небольшое значение для организации, до тех пор, пока новая стратегия не применяется. “Разработка стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии - главные задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком направлении движется организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а также те шаги и действия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план. ” [3] Таким образом, в “Стратегическом плане” определяются конкретные мероприятия по применению стратегии компании. Главная цель разработки стратегического плана – определить потребности организации в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.
Структура стратегического плана В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии организации, а также конкретные мероприятия по их реализации. Желательно, чтобы результаты работ были оформлены в виде отдельных документов. Мы считаем, что это более целесообразно, чем составление единого документа по следующим причинам: · это дает возможность вносить изменения в каждый документ отдельно; · повышается “обозримость” и “читабельность” документов; · к различной стратегической информации предъявляются различные требования конфиденциальности[7] и если они будут оформлены в виде отдельных документов, управление ими будет проще. В состав стратегического плана могут входить следующие документы (примерный перечень): · Отчет о стратегической диагностике. · Миссия предприятия. · Основные стратегические цели. · Стратегия развития компании. · План стратегических мероприятий. Ниже приводятся примерные сведения, которые должны в войти в каждый из этих документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|