Формирование международных организаций (МО).
Стр 1 из 4Следующая ⇒ История возникновения и типология МО. Правовые основы МО. Международные неправительственные организации. Межправительственные организации. Организации ООН, ЕС, Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция России в международное сотрудничество. Роль МО в организации и управлении международным проектом. Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. В древней Греции в VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмакии), или религиозно-политических союзов племён и городов (например, Дельфийско-Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения явились прообразами будущих международных организаций. Многие учёные справедливо подчёркивали, что на том этапе эти союзы сближали греческие государства и смягчали их замкнутость. Следующим этапом развития международных организаций явилось создание международных экономических и таможенных объединений. Один из первых таких союзов был Ганзейский торговый союз в Северной Германии. Этот союз был окончательно оформлен в XVI веке. В начале XIX был создан Германский таможенный союз. Все государства, вошедшие в этот союз, должны были подчиняться одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товара. Все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народа населения. Специалисты, изучающие историю международных организаций, считают, что первой межправительственной организацией в её классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, образованная в 1831г. Уже во второй половине XIX века были созданы международные союзы для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.) и другие.
В этот период сотрудничество государств становится более обширным, затрагивая всё большие сферы жизни. Все организации данного периода имели постоянные органы фиксированных членов и штаб-квартиры. Компетенция их ограничивалась обсуждением специализированных проблем. Следующим важным этапом в развитии международных организаций является период после первой мировой войны, когда государства приступили к созданию международной организации по поддержанию мира и международной безопасности. Так в 1919г. была образована Лига Наций. Основными органами Лиги Наций являлись собрание всех представителей членов Лиги, совет и постоянный секретариат. Главной её задачей являлось поддержание мира, и предотвращение новых войн. Лига Наций должна была предпринимать все меры для сохранения мира. После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и другие. Таким образом, создание международных организаций и их развитие происходило поэтапно. Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус. Для классификации международных организаций применяются различные критерии: 1. по характеру членства: а) межправительственные; 2. по кругу участников: а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива); в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства; 3. по компетенции: а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН); 4. по характеру полномочий: а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников; б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами; (Конвенция по защите прав человека, Международный суд) 5. с точки зрения порядка приема в международные организации: а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению; б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО); 6. по критерию структуры: а) организации с упрощенной структурой; б) организации с развитой структурой; 7. по критерию способа создания: а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией; б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
К числу основных регуляторов МО относят международные договоры и международно-правовые обычаи. Международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор является основным источником международного права и важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. Международный (международно-правовой) обычай – форма воплощения норм международного права, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной. Международный обычай – термин, который используется как для обозначения одного из основных источников международного права, так и для обозначения самих норм международного права, и существующих не в письменной форме. Международный обычай – форма существования определенной категории норм международного права, их источник, а содержание международного обычая – нормы международного обычного права. В качестве вспомогательных источников международного права рассматриваются документы, принимаемые органами международных организаций (резолюции, декларации и др.), судебные решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина). К судебным решениям, которые являются вспомогательными источниками, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов.
Международные межправительственные организации (ММПО) — постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем. (ООН, НАТО, Евросоюз)
Международные неправительственные организации (МНПО) — постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п (Международный Красный Крест, Гринпис, Международная Федерация по Правам Человека). А так же Транс Национальные Корпорации (Марс, Нестле, Филипс).
Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Была создана по прототипу Лиги Наций (1919-1943) для миротворческих целей, но Лига Наций со своей задачей не справилась, поэтому конйеренция в Сан-Франциско в апреле 1945 года стала учредительной для ООН. Присутствовали делегаты из 50 стран. Принятый Устав провозгласил целями ООН не только поддержание международного мира, но и содействие реализации прав стран и народов на самоопределение и свободное развитие, поощрение равноправного экономического и культурного сотрудничества, воспитание уважения к правам человека и основным свободам личности. В ООН в настоящее время входит 193 государства
Структура ООН: Генеральная Ассамблея - Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного орган. Совет Безопасности - Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Международный суд - Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Экономический и социальный совет - Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Специализированные учреждения - самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (Защита культурного наследия) и др.
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию.
Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. И в 1957 было учреждено Европейское экономическое Сообщество – ЕЭС. Интеграционные процессы развивались и в 1992 году был создан ЕС и вступил в силу 1993 году. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту – евро.
ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность, однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются: Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза. Отвечает за выполнение решений Союза, контролирует соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждает в суде Европейского союза иск против стран-членов за нарушение членских обязательств. Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира. Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. Основные направления ЕС – укрепление и развитие экономических и политических отношений.
Азиатско-Тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. В регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российского Дальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США.
Многие экономисты полагают, что с постепенным угасанием старых индустриальных центров в Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион. Крупнейшие международные организации АТР - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке подписанием «Бангкогсксой декларация». Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Страны-члены: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: • установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН • ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи • поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.
(АТЭС) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. Участвующие экономик: Китай, США, Индонезия, Россия (с1998), Япония, Канада, Австралия, Мексика, Чили, Перу и тд.
В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима среди экономик-участников.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.
ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АСЕАН), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества (хотя изначально это не было целью союза), энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
После развала СССР в Беловежской пуще 8 декабря 1991 было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Цели организации Основными целями организации являются: · сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; · всестороннее развитие государств — участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; · обеспечение прав и свобод человека; · сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; · взаимная правовая помощь; · мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации. К сферам совместной деятельности государств — участников относятся: · обеспечение прав и основных свобод человека; · координация внешнеполитической деятельности; · сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; · сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; · охрана здоровья и окружающей среды; · вопросы социальной и миграционной политики; · борьба с организованной преступностью; · сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ
среди стран СНГ находится мало точек соприкосновения, поэтому есть резон искать новые. Другие интеграционные процессы России активно развиваются со странами бывшего Советского пространства. — Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка (Россия, Казахстан, Белоруссия). Кроме этого, Россия осуществляет интеграцию и с прочими странами: Китай (БРИК, АТЭС), Индия (БРИК), Бразилия (БРИК), Турция (прерпектива создания Евразийского союза, безвизовый режим), Большая Восьмерка: Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии, а так же с огромным количеством стран через ООН. Роль МО в организации и управлении международным проектом. Сотрудничество разных стран может осуществлять более эффективно, если используются междунарожные стандарты. Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов. Цели международной стандартизации: 1. сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах; 2. обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции; 3. содействие международной торговле; 4. содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса. Все это содействует развитию и международных отношений и специалисты из разных стран могут говорить «на одном языке», что способствует их сближению и объединению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|