Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование международных проектов в российских корпорациях.




Корпорация как способ получения дополнительных конкурентных преимуществ. Изменение институциональной среды проектирования. Организация и управление процессом проектирования. Международные проекты РАО Газпром, АО Лукойл, международные проекты в сфере образования (Проект Темпус). Формирование консорциума проекта.

 

Корпорация – это имеющий юридический статус хозяйствующий субъект, образованный юридическими и физическими лицами, каждый из которых может рассматриваться в качестве самостоятельных субъекта экономики, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Выделим из данного определения главные составляющие корпорации:

·объединение нескольких юридически самостоятельных предприятий;

· договорных отношений или системы финансового участия;

· единое хозяйственное управление;

· научно-технические и производственно-технологические связи.

Необходимо также добавить, что термин «корпорация» применяется в России, главным образом, по отношению к акционерным обществам, а это как правило, крупные структуры, с большой концентрацией материальных и интеллектуальных ресурсов.

Для каждого корпоративного объединения существуют свои определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. (Холдинг, Финансо-промышленные группы,Синдикат, Концерн, Консорциум, Ассоциаци).

Основными отличительными чертами этих структур является вхождение в них юридически самостоятельных предприятий и наличие специальной деятельности по координации усилий, направленных на решение некоторой хозяйственной задачи или задач.

Кроме того, не редко корпорации объединяются между собой образуя трех и даже четырехуровневые корпорации. Например, в «Базовый элемент» входит Русавтопром, владеющий Горьковским автозаводом, который в свою очередь, является концерном, так как включает в себя несколько предприятий. Поэтому в данном случае речь идет о трех уровневой структуре.

Как показала практика, функционирование хозяйственных структур в форме корпораций дает ряд преимуществ по сравнению с единым унитарным предприятием:

1) возможность оптимизации технологической цепочки (от получения сырья до производства и реализации конечной продукции);

2) экономию на торговых операциях (общеприменимые материалы и оборудование, закупаемые оптовыми партиями);

3) хорошие перспективы диверсификации производства для снижения рисков;

4) дотирование предприятий корпорации, ведущих разработку и освоение новой высокоэффективной продукции, либо выходящих на новый рынок;

5) консолидация финансовой отчетности для выработки стратегии минимизации затрат, в том числе выплаты наименьших налогов;

6) укрепление конкурентных позиций, создание олигополии конкурентного преимущества совместно с партнерами и даже монополии на рынке определенного вида продукции и услуг.

7) прозрачность, как дополнительная привлекательность для инвестора

 

А так же, возможность неограниченного привлечения денежных средств путем выпуска акций. Кроме того, в силу относительно большого размера и доходов, у корпорации есть возможность разделения функций собственности и управления (управляют - наемные менеджеры-профессионалы).
Недостатки
1. Сложность организации.
2. Субъект значительного контроля со стороны государства.
3. Двойное налогообложение: сначала платится налог с прибыли, а потом - с дивидендов (которые выплачиваются из той же прибыли).
4. Возможна потеря контроля со стороны собственников за контрольным пакетом акций.

 

 

Институциональная среда — в теории институционализма совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения.

Институты существуют и функционируют в экономической системе, сферу их существования выделяют в особую среду, которую принято называть институциональной.

Во-первых, создаются сами институты, которые развивают направление проектной деятельности: PMI (Институт управления проектами), IPMA (Международная Ассоциация Управления Проектами, Швейцария) в России представлена Ассоциацией Управления проектами (СОВНЕТ). Эти институты создают международные стандарты, программы компетенций специалистов, системы сертификаций и обучения менеджеров управления проектами.

Во-вторых, происходит развитие интеграционных процессов международного сотрудничества, экономики сближаются, барьеры упраздняются.

В-третьих, развитие ИТ-технологий помогает решать ряд задач на компьютере с помощью специализированных программ, расширяются возможности моделирования (например, этапов проекта).

А так же прочие институты: изменения в социокультурной сфере, она постепенно унифицируется, идет рост образованности населения, что подпитывает свежими кадрами организации.

 

 

Проекты состоят из процессов. Процесс это совокупность действий (функций), приносящих определенный результат. Управление проектами интегрированный процесс, любые действия (или отсутствие таковых) в какой либо конкретной области, влияет на деятельность в остальных областях. Такие взаимосвязи действий могут быть очевидными и хорошо осознаваемыми, а могут быть и неявными. Успешное управление проектами подразумевает управление такими взаимодействиями. Многие менеджеры проектов, описывают управлении ими, как балансирование между конкурирующими требованиями. При этом улучшение в одной из областей, часто может быть достигнуто только лишь за счет сознательного ухудшения ситуации (снижения требований) в других областях деятельность.

Ниже управление проектами будет описано через входящие в него процессы и группы процессов, что позволит проиллюстрировать отмеченную интегрированную природу управления проектами.

Процессы проекта обычно разделяют на две группы:
Процессы управления проектами, относящиеся к описанию и организации работ проекта и применимые ко всем проектам, на протяжении всего времени их выполнения.
Процессы, ориентированные на продукт, относящиеся к специфике производства продукта. Эти процессы, как правило, определяются жизненным циклом проекта и его предметной областью.

Описанные выше группы процессов перекрываются и взаимодействуют друг с другом, в частности определение содержания проекта требует знания, по меньшей мере, основ производства соответствующего продукта.

Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, каждая из которых реализует определенные функции управления:
Процессы инициации - принятие решения о начале проекта (или его фазы)
Процессы планирования - определение целей проекта и оптимальной последовательности действий, приводящих к их достижению. Установление критериев успеха для оценки выполнения проекта.
Процессы исполнения - координация людских и прочих ресурсов для выполнения плана
Процессы анализа - оценка соответствия исполнения проекта плану, поставленным целям критериям успеха, принятие решений о необходимости корректирующих воздействий.
Процессы управления - определение, согласование и применение необходимых корректирующих воздействий для достижения целей проекта
Процессы завершения - формализованная приемка работ проекта или его фазы, подготовка послепроектного отчета и другие действия, обеспечивающие упорядоченное завершение проекта.

 

Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разной интенсивностью на всех стадиях проекта.

Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами — результат выполнения одного становится исходной информацией для другого.

 

 

В самом общем виде методология проектного менеджмента определяет и формализует процедуры, методы и инструменты реализации пяти групп управленческих процессов (согласно стандарту PMBOK Guide):

  • Инициации проекта
  • Планирования
  • Организации исполнения;
  • Контроля исполнения;
  • Завершения проекта.

Группы процессов управления проектами
(согласно стандарту PMBOK Guide 3-d Edition)

Инициация проекта – процесс управления проектом, результатом которого является авторизация и санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.

Инициация проекта может включать следующие процедуры:

  • Разработка концепции проекта:
    • Анализ проблемы и потребности в проекте;
    • Сбор исходных данных;
    • Определение целей и задач проекта;
    • Рассмотрение альтернативных вариантов проекта.
  • Рассмотрение и утверждение концепции.
  • Принятие решения о начале проекта:
    • Определение и назначение менеджера проекта;
    • Принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.

Планирование проекта – непрерывный процесс, направленный на определение и согласование наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом всех факторов его реализации.

Основным результатом этого этапа является План проекта. Однако, процесс планирования не завершается разработкой и утверждением первоначального плана проекта. В ходе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и во внешнем окружении, которые требуют уточнения планов, а часто значительного перепланирования. Поэтому процессы планирования могут осуществляться на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта, и заканчивая детальным планом работ завершающей фазы проекта.

Планирование – комплексная, многокритериальная функция, предполагающая рассмотрение, анализ и прогнозирование нескольких функциональных областей проекта. Планирование проекта может включать следующие процедуры:

  • Планирование целей и содержания проекта
  • Календарное планирование работ проекта
  • Планирование затрат и финансирования проекта
  • Планирование качества
  • Организационное планирование
  • Планирование коммуникаций
  • Планирование управления рисками
  • Планирование контрактов
  • Разработку сводного плана проекта.

При этом очень важно не забывать, что по ходу реализации проекта, происходит уточнение и более четкая детализация планов, а также возможно перепланирование проекта.

Организация исполнения проекта – процесс обеспечения реализации плана проекта путем организации выполнения включенных в него работ и координации исполнителей.

Организация исполнения проекта может включать следующие процедуры:

  • Распределение функциональных обязанностей и ответственности
  • Постановку системы отчетности
  • Организацию контроля выполнения расписания проекта
  • Организацию контроля затрат по проекту
  • Организацию контроля качества
  • Оперативное управление мерами по снижению и предотвращению рисков
  • Управление командой проекта
  • Распределение информации в проекте
  • Подготовку и заключение контрактов
  • Управление изменениями в проекте

В ходе процессов организации исполнения менеджеру проекта сильно потребуются лидерские навыки, умение решать проблемы и разрешать конфликты.

Контроль исполнения проекта - процесс сравнения показателей плановых и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений.

Контроль проекта может включать следующие процедуры:

  • Сбор отчетности о ходе работ по проекту
  • Анализ текущего состояния проекта относительно основных базовых показателей (результаты, стоимость, время)
  • Прогнозирование достижения целей проекта
  • Подготовку и анализ последствий корректирующих воздействий
  • Принятие решений о воздействиях и изменениях

Завершение проекта – процесс формального окончания работ и закрытия всего проекта.

Завершение проекта может включать следующие процедуры:

  • Сдача результатов проекта Заказчику;
  • Заключительная оценка финансовой ситуации (постпроектный отчет);
  • Заключительный отчет по проекту и проектная документация;
  • Список открытых вопросов и заключительных работ;
  • Разрешение всех спорных вопросов
  • Роспуск команды проекта
  • Документирование и анализ опыта выполнения данного проекта.

В рамках данных процессов производится архивация основных управленческих и содержательных проектных документов для последующего использования при реализации других проектов.

 

 

Один из самых известных международных проекта Газпрома – это «Северный поток».

Планы строительства газопровода, напрямую соединяющего Россию c Германией по дну Балтийского моря, появились еще в конце 1990-х годов. Инициатором проекта выступил российский газовый монополист "Газпром". В 2000 году Евросоюз счел, что строительство нового трубопровода отвечает его интересам. В пользу магистрали говорили два аргумента. Во-первых, ее строительство гарантировало Европе получение дополнительных объемов газа на фоне прогнозируемого увеличения спроса. Во-вторых, новый маршрут исключал из схемы поставок транзитеров в лице Украины и Беларуси. Через пять лет проект - при активной политической поддержке Москвы и Берлина - стал приобретать реальные очертания.

Владимир Путин, занимавший тогда пост президента РФ, активно лоббировал этот проект. 8 сентября 2005 года он прилетел в Берлин, чтобы вместе с канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером лично присутствовать на подписании соглашения о строительстве газовой магистрали по дну Балтийского моря. Было решено, что вопросами проектирования и прокладки магистрали займется совместное предприятие, созданное "Газпромом" и немецкими концернами BASF и E.on. Для штаб-квартиры компании Nord Stream был выбран швейцарский город Цуг. "Газпрому" принадлежит в совместном предприятии 51 процент акций.

Маршрут проложен через исключительные экономические зоны пяти государств - России и Германии, а также Финляндии, Швеции и Дании. Причем первоначальный проект трассы практически не претерпел изменений. Несмотря на критику скандинавских стран и активное сопротивление Польши и Украины, все необходимые документы и разрешения были в итоге получены. Консорциуму удалось доказать, что строительство газопровода не нанесет ощутимого урона экосистеме Балтийского моря. По данным компании Nord Stream, строительство двух ниток трубопровода обойдется в 7,4 миллиарда евро.

Общая протяженность магистрали - от российского Выборга до немецкого Любмина - 1224 километра. Согласно проекту, газопровод будет состоять из двух веток, пропускная способность каждой - 27,5 миллиарда кубометров газа в год. Для сравнения: в 2010 году "Газпром" поставил в Германию около 35 миллиардов кубометров газа.

8 ноября 2011 года начались поставки газа. 18 апреля 2012 года была закончена вторая нитка. 8 октября 2012 года начались поставки газа по двум ниткам газопровода в коммерческом режиме.

9 июля 2011 года на переговорах между Дмитрием Медведевым и Ангелой Меркель обсуждалась возможность строительства третьей ветки Северного потока. Немецкая сторона не согласилась на дальнейшее увеличение импорта из России. Однако, вскоре к проекту может присоединиться еще один давний стратегический партнер России — Великобритания. Всего в планах Газпрома значится строительство ещё двух веток газопровода. Решение о их создании планируется принять до конца 2013 года.

 

Так же, Газопровод «Голубой поток» предназначен для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. «Голубой поток» дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.

«Голубой поток» существенно повысил надежность поставок газа в Турцию, а также способствует развитию газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны.

Учитывая, что более 60 км газопровода, расположенного на российском сухопутном участке, проходит по горной местности, а глубина залегания трубы на морской части (Черное море) достигает 2150 м в условиях агрессивной сероводородной среды, для повышения надежности газопровода при его строительстве применялись специальные технические решения. К ним относятся, к примеру, применение труб из высококачественной коррозийно-стойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием; испытание газопровода методом стресс-теста; использование интеллектуальных вставок на горном и морском участках и др.

Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный. Общая длина тоннелей составила 3260 м.

Запущен в эксплуатацию в ноябре 2005.

 

В декабре 2012 года началось строительство морского участка газопровода «Южный поток». Строительство европейского сухопутного участка планируется начать на территории Болгарии в июне 2013 года.

Первые поставки газа по газопроводу запланированы на конец 2015 года.

Маршрут по дну черного моря, далее через такие страны как Болгария, Сербия, Венгрия, Словения, и в Италию. От основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Республику Сербскую (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины).

 

Транспортировка нефти, добываемой «ЛУКойлом» в России, осуществляется по большей части трубопроводами «Транснефти», а также железнодорожным и водным транспортом. Нефть, добываемая на месторождениях компании в Казахстане, транспортируется, в том числе, через трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). «ЛУКойлу» принадлежит целый ряд нефтяных и нефтепродуктовых терминалов, используемых для экспорта нефти и нефтепродуктов (Финский залив, Баренцево море.

Оператором зарубежных проектов «ЛУКойла» в секторе геологоразведки и добычи является его дочерняя компания «ЛУКойл Оверсиз».

«Лукойл» участвует в реализации 16 проектов по разведке и разработке структур и месторождений на территории следующих стран: Азербайджан, Казахстан, Египет, Ирак (Западная Курна-2) – наиболее актуальна; Иран (Анаран); Колумбия, Венесуэла, Саудовская Аравия и др.

Добыча углеводородов из всех вышеперечисленных проектов осуществляется только в Казахстане (5,5 млн т нефти и 1,9 млрд м³ в 2006 г.) и Египте (0,2 млн т). В остальных только подготовка и налаживание отношений со странами участницами.

 

 

Tempus – одна из программ Европейского Союза, направленная на содействие развитию систем высшего образования в странах-партнерах (не членах ЕС).

Программа является одной из самых продолжительных, ее первый этап начался в 1990 г.: Tempus I - 1990-1994;Tempus II - 1994-1998; Tempus II bis - 1998-2000; Tempus III- 2000-2006 гг. Очередной этап программы – Tempus IVначался в 2007 г. В России программа действует с 1994 г.

Основная задача программы – расширение сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии (новая стратегическая цель Европейского Союза, направленная на повышение его глобальной конкурентоспособности за экономическое обновление и улучшение в социальной сфере и охране окружающей среды) и Болонского процесса (процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования).

 

В качестве партнеров и грантозаявителей в проектах могут участвовать представители:

  • 27 стран-членов ЕС
  • Западных Балкан: Албании, Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Косово
  • Южного региона добрососедства: Алжира, Египта, Израиля, Иордании, Ливана, Ливии, Марокко, Сирии, Палестинской автономии, Туниса
  • Восточного региона добрососедства: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, России, Украины
  • Центральной Азии: Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана

Кроме того, на условиях самофинансирования допускается участие в проектах представителей Турции, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии, Хорватии и бывшей Югославской Республики Македонии

 

В программе Tempus IV могут принимать участие высшие учебные заведения и другие организации, при условии, что они являются юридическими лицами и зарегистрированы в странах-членах ЕС или странах-партнерах.

К ним относятся:

  • высшие учебные заведения
  • ассоциации, объединения или сети высших учебных заведений, национальные или международные ассоциации ректоров, преподавателей или студентов;
  • неправительственные организации;
  • социальные партнеры и их структуры, занимающиеся обучением
  • торгово-промышленные палаты, ассоциации и другие профессиональные общественные и частные организации;
  • частные и государственные предприятия;
  • научно-исследовательские структуры

Все вышеперечисленные организации должны иметь статус юридического лица не менее 5 лет.

Государственные структуры (министерства, другие национальные, региональные или местные органы власти) могут участвовать в программе, но не могут получать финансирование.

Внутри самого проекта Темпус осуществляется множество других проектов (социальные, образовательные, магисторские, обмен студентами, программы получения двойных дипломов и множество других), а так же тренинги, семинары, конференции и другие мероприятия.

 

 

Консорциум (соучастие, сообщество) — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

В той же самой газовой отрасти, серенный поток – консорциум. В нем принимало участие как Российская сторона, так и немецкие компании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...