Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовый анализ хозяйственной деятельности




БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

Отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета.

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

- ф.№1 «Бухгалтерский баланс»;

- ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 годовая отчетность организаций (кроме бюджетных) состоит из:

- Бухгалтерский баланс (форма № 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- Отчет об изменениях капитала (форма №3);

- Отчет о движении денежных средств (форма №4);

- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

- Пояснительную записку;

- Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;

- Специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;

- Итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

Организации (предприятия), имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, при заполнении форм бухгалтерской отчетности должны включать во все формы отчетности показатели деятельности филиалов(представительств, иных подразделений). То есть такие организации составляют единый отчет, который включает в себя как показатели собственной деятельности, так и показатели деятельности филиалов и представительств.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности перед составлением годовой отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и денежных обязательств.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах её деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации включаются соответствующие дополнительные показатели.

При этом организация имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае организация должна соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 года № 10. Начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года был введен в действие Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999г. №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. В представляемых формах бухгалтерской отчетности организации могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на начало отчетного периода причины следует объяснить. Изменения в бухгалтерской отчетности относящиеся как к текущему периоду, так и к прошлому, уже утвержденному, производятся в отчетности того периода, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, подписавших ее с указанием даты исправления.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней и не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Следует отметить, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации или собственникам её имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту её регистрации.

В соответствии с законодательством РФ, бухгалтерская отчетность может представляться другим органам исполнительной власти, банкам и иным заинтересованным пользователям. В частности, необходимость представления бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту учета налогоплательщика обусловлена содержанием статьи 23 первой части Налогового кодекса РФ.

Бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут с ней ознакомиться и получать ее копии.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Так, например, в соответствии с Федеральными законами от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» утверждение бухгалтерского баланса общества входит в компетенцию общего собрания участников (акционеров).

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством РФ. К ним относятся ОАО, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных, и государственных источников. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, достигших ее пользователям.

Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общего собрания акционеров. Из общего перечня форм годовой отчетности обязательной публикации подлежат ф.№ 1 и ф. №2. Такой подход принят в международной практике. Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокращенной форме, содержание которой определяет предприятие в соответствии с ПБУ4/99.

Основанием представления баланса к публикации служат:

- валюта на конец года не должна превышать 500000 кратного размера МРОТ по законодательству;

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Управление финансами.

 

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных, для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

· государственный бюджет

· внебюджетные фонды

· государственный кредит

 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

· федеральные финансы

· финансы субъектов РФ

· местные финансы

 

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

· финансы коммерческих предприятий и организаций

· финансы некоммерческих организаций

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

- отношения с другими предприятиями и организациями;

- внутри предприятия;

- внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

- с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.

По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:

· социальное;

· личное;

· имущественное;

· страхование ответственности;

· страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

- осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

- развивает бюджетный федерализм;

- разрабатывает проект федерального бюджета;

- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

- составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

- подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений

- участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

 

Финансовые рынки.

Финансовые рынки это особые сферы движения денежных средств, удовлетворяющие целевые потребности экономической системы общества в финансовых ресурсах.

Основные участники финансовых рынков:

ИНВЕСТОРЫ, в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие свободными финансовыми ресурсами, направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего извлечения прибыли;

РАСПОРЯДИТЕЛИ, в роли которых могут выступать специализированные финансовые структуры (банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке), осуществляющие мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивающие их распределение среди пользователей за соответствующую плату, часть из которых составляет их собственное комиссионное вознаграждение:

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы, на соответствующем финансовом рынке и оплачивающие право на их использование.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ финансовых рынков:

- обеспечение оперативного распределения финансовых ресурсов, дополняющего процесс бюджетного распределения;

- мобилизация временно свободных денежных средств государства, юридических и физических лиц, с последующим их использованием в интересах, как непосредственных участников соответствующего рынка, так и экономической системы общества в целом;

- обеспечение децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и территориальном уровнях.

СОСТАВ финансовых рынков:

- рынок ссудных капиталов,

- фондовый рынок,

- страховой рынок.

Основные признаки современных финансовых рынков:

- в абсолютном большинстве экономически развитые государства обеспечивают перераспределение основной части финансовых ресурсов общества;

- характеризуются исключительно жестким уровнем конкуренции между распорядителями, определяющиий их преобразование из «рынка продавца» в «рынок покупателя»;

- централизованно регулируются и контролируются государством в лице уполномоченных им спецальных финансовых органов;

- усиление процесса интеграции (в отдельных случаях – прямого сращивания) между отдельными рынками.

Другие особенности финансовых рынков в условиях перехода к рыночной экономике:

- находятся в стадии формирования, что определяет несовершенство действующего законодательства и недостаточную эффективность регулирования со стороны государства;

- отсутствие полноценной конкуренции между распорядителями финансовых ресурсов и как результат – сохранение за всеми рынками статуса «рынка продавца», с вытекающими негативными последствиями для инвесторов и пользователей;

- диспропорции на каждом из финансовых рынков, в части как их общей структуры, так и по составляющим элементам;

- информационная «непрозрачность» финансовых рынков, в части как совершаемых на них операций, так и характеристик участников;

- дефицит профессионально подготовленных кадров для всех типов финансовых организаций (особенно на фондовом рынке и рынке ссудных капиталов).

РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ.

Рынок ссудных капиталов определяется как совокупность специализированных кредитно-финансовых учреждений, механизмов кредитных отношений и кредитного законодательства, посредством которых осуществляется движение ссудного капитала.

ССУДНЫЙ КАПИТАЛ –рассматривается как денежный капитал, предоставляемый в ссуду за плату в ввиде процента.

Базовые принципы функционирования ссудного капитала:

- возвратность (предоставляется во временное пользование);

- срочность (предоставляется на изначально фиксированный срок);

- платность (предоставляется на платной основе).

Основные источники ссудного капитала:

- свободные финансовые ресурсы государства, юридических и физических лиц, аккумулированные, в основном, на депозитных счетах в кредитных организациях;

- денежные капиталы временно высвобождающиеся в процессе круговорота промышленного и торгового капиталов и аккумулируемые, в основном, на счетах юридических лиц в кредитных организациях.

Общая структура рынка ссудных капиталов:

- денежный рынок – как совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих, в основном, движение оборотных средств;

- рынок капиталов – как совокупность среднесрочных и долгосрочных кредитных операций, обслуживающих, в основном, движение основных средств;

- фондовый рынок – как совокупность кредитных операций по обслуживанию рынка ценных бумаг;

- ипотечный рынок – как совокупность кредитных операций по обслуживанию рынка недвижимости.

Основные участники рынка ссудных капталов:

ИНВЕСТРОРЫ:

- государство (специальные депозитные счета для хранения финансовых резервов; золото – валютные резервы в Центральном банке; расчетные счета государственных предприятий и учреждений, в том числе – коммерческих банках);

- физические лица (сберегательные счета, текущие валютные и рублевые счета в коммерческих банках и ссудно-сберегательных учреждениях);

- юридические лица (все виды счетов в соответствующих кредитных организациях).

РАСПОРЯДИТЕЛИ

- центральный банк, как специализированный эмиссионный банк, находящийся чаще всего в государственной собственности и законодательно наделенный монопольными функциями по формированию, регулированию и структурным преобразованиям рынка ссудных капиталов;

- коммерческие банки, как разновидность специализированных кредитно финансовых организаций, осуществляющих основной объем операций на данном рынке;

- кредитно – финансовые организации, специализирующиеся на отдельных видах операций на рынке ссудных капиталов (сберегательные кассы, кредитные союзы и т.п.)

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ – государство, юридические и физические лица, выступающие в роли заемщиков.

Дополнительная специфика рынка ссудных капиталов в условиях перехода к рыночной экономике:

- нерационально завышенный уровень государственного капитала в уставном капитале большинства ведущих кредитно-финансовых организаций;

- недоступность рынка финансовых капиталов для большинства потенциальных заемщиков из числа предприятий производственной сферы и физических лиц из-за высокой ставки ссудного процента;

- общая ориентация рынка на краткосрочные операции;

- диспропорции в общем составе распорядителей (в основ присутствуют либо крупные банки с высоким удельным весом государственного капитала, либо мелкие банки, из-за ограниченности собственных активов не способные осуществить полноценное обслуживание клиентов).

ФОНДОВЫЙ РЫНОК.

Фондовый ранок определяется как специфическая сфера финансовых отношений, возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами

Базовая функция фондового рынка – перераспределение капиталов между отдельными сферами и конкретными областями национальной экономики (аналогично – и на международном уровне).

Общая структура фондового рынка:

1. Рынок ценных бумаг:

биржевой рынок, как совокупность операций с ценными бумагами, совершаемых с участием специализированного финансового посредника – фондовой биржи и работающих на нем брокерских (маклерских) и диллерских фирм, как непосредственных продавцов и покупателей ценных бумаг, действующих по поручению клиента и от своего имени;

внебиржевой рынок, как совокупность операций с ценными бумагами, совершаемых напрямую между продавцами и покупателями минуя фондовую биржу (основные участники операций на внебиржевом рынке – коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, другие финансовые структуры, имеющие собственных квалифицированных специалистов в области фондового дела, следовательно, не нуждающихся в услугах специализированных посредников).

2. Фондовые операции, как совокупность конкретных сделок по купле-продаже ценных бумаг:

кассовые и инвестиционные операции, имеющие своей основной целью извлечение прибыли из совершаемой сделки в форме дохода непосредственно от конкретных ценных бумаг (например, дивидендов по акциям, процентов по облигациям и т.п.);

срочные и игровые операции, имеющие своей основной целью извлечение прибыли от совершаемой сделки в форме дохода не от самих ценных бумаг, а от их последующей перепродажи за счет разницы в курсовой стоимости;

3.Фондовое законодательство, как совокупность государственных нормативных актов, регламентирующих состав участников и порядок совершения сделок на рынке ценных бумаг.

УЧАСТНИКИ ФОНДОВОГО РЫНКА:

Федеральная комиссия по ценным бумагам – общее регулирование и контроль рынка ценных бумаг, его нормативно-методическое обеспечение;

Органы государственного управления, наделенные правом эмиссии (выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг;

Центральный банк - организация выпуска и первичное размещение федеральных займов, контроль за деятельностью коммерческих банков в части их участия в операциях с ценными бумагами, операции с государственными ценными бумагами;

Фондовые биржи, брокерские и диллерские фирмы – операции на биржевом фондовом рынке в качестве специализированных посредников;

Коммерческие банки – выпуск и размещение как собственных, так и сторонних ценных бумаг, кредитование под залог ценных бумаг, иные операции на фондовом рынке от своего имени и по поручению клиентов;

Инвестиционные банки – выпуск и первичное размещение акций вновь создаваемых предприятий;

Инвестиционные компании (фонды) - вложение средств собственных акционеров в ценные бумаги сторонних эмитентов, активные операции на фондовом рынке;

Страховые компании, пенсионные и медицинские фонды – операции на фондовом рынке путем капитализации средств, переданных клиентам в форме страховых взносов;

Другие юридические и физические лица – эмиссия определенных ценных бумаг (только для юридических лиц), операции с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках.

Дополнительная специфика фондового рынка в условиях переходного периода:

- приоритет операций игрового, а не инвестиционного характера;

- ограниченность номенклатуры участвующих в операциях видов ценных бумаг;

- непропорционально высокий удельный вес операций на внебиржевом рынке;

- относительная замкнутость национального рынка ценных бумаг;

- неэффективная государственная защита финансовых интересов от недобросовестных эмитентов и распорядителей.

СТРАХОВОЙ РЫНОК.

Страховой рынок, как особая сфера финансовых отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая финансовая услуга – страховая защита финансовых рисков.

Базовые функции страхового рынка:

- удовлетворение потребностей государства, юридических и физических лиц в страховой защите их имущественных и неимущественных рисков;

- мобилизация финансовых ресурсов общества с последующим использованием их на других финансовых рынках.

Структура страхового рынка:

Департамент Министерства финансов РФ по надзору за страховой деятельностью (за рубежом – аналогичные государственные органы) – специализированный орган централизованного управления финансовой системой общества, наделенный государством определенными контрольными и регулирующими функциями на страховом рынке;

Страховщики – универсальные или специализирующиеся на определенных видах операций страховые компании, непосредственно осуществляющие страхование различных рисков;

Страховое законодательство, как совокупность государственных нормативных актов, регламентирующих состав, права и обязанности участников, а также порядок совершения операций на страховом рынке.

Общая классификация страховых операций:

Социальное страхование физических лиц от возможного падения их личного дохода страхователя на временной (временная нетрудоспособность) или постоянной (выход на пенсию) основах.

Личное страхование физических лиц в форме страхования риска потери жизни, здоровья, трудоспособности и т.п.

Имущественное страхование как страхование любого имущества государства, юридических и физических лиц (в отдельных случаях может осуществляться на обязательной основе).

Страхование ответственности страхователя (страхование прямой ответственности страхователя и страхование ответственности третьих лиц)

Страхование предпринимательских рисков (страхование коммерческих рисков в сфере товарообращения и страхование финансовых рисков кредитных, фондовых и непосредственно страховых (операции перестрахования)).

Специфика страхового рынка в условиях переходного периода:

- ограниченность номенклатуры предоставляемых страховщиками услуг;

- ограниченность платежеспособного спроса на традиционные для развитого страхового рынка услуги;

- недостатки налоговой системы, затрудняющие развитие страхового рынка;

- относительная закрытость страхового рынка России от иностранных страховщиков.

 

Финансовый анализ хозяйственной деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...