Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

анализ дебиторской задолженности.




Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:

проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности;

проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений.

разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.

Приступая к анализу нужно проверить прежде всего расчеты с дебиторами, выяснить правильно ли отражена дебиторская задолженность в балансе. Остатки её на начало и конец года показываются как в разделе I «Долгосрочные активы», так и разделе II «Текущие активы». В I разделе показывается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а во II разделе – платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев. При анализе по I разделу необходимо обратить внимание на своевременное взыскание сумм и на задолженность, по которой истек срок исковой давности.

В долгосрочных активах дебиторская задолженность показывается в разрезе следующих статей:

счета к получению;

векселя полученные;

задолженность по внутригрупповым операциям между основным хозяйствующим субъектом и дочерними предприятиями;

задолженность должностных лиц субъекта;

прочая дебиторская задолженность.

В текущих активах к этим статьям дебиторской задолженности добавлена статья «Авансовые платежи».

При анализе необходимо выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого по данным журнала-ордера № 11 и регистрам аналитического учета и счетам, предназначенным для отражения расчетов, считают остатки по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками по соответствующим статьям баланса, а затем анализируют каждый вид расчетов.

Анализ состояния дебиторской задолженности следует начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов с дебиторами. Анализ расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками предприятия и другими дебиторами осуществляется в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Устанавливаются причины и виновники образования дебиторской задолженности, давность её возникновения, реальность получения (т.е. имеются ли акты сверки расчетов либо письма, в которых дебиторы признают свою задолженность); Не пропущены ли сроки исковой давности (3 года), какие меры принимаются для взыскания задолженности. Организуются и проводятся встречные проверки в торговых и снабженческих организациях.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актами, поэтому в ходе анализа проверяются все акты инвентаризации. В акте следует проанализировать наименование проинвентаризированных счетов и суммы дебиторской задолженности, безнадежных долгов, дебиторскую задолженность, по которой истекли сроки исковой давности. На основании анализа составляется справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов, суммы задолженности, указано, за что она числится, с какого времени и на основании каких документов. По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.

Анализ имеющихся на предприятии материалов инвентаризации расчетов дает возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности.

Чаще всего в хозяйственной деятельности предприятия встречаются расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. Эта статья занимает поэтому наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности, показанной в балансе предприятия. При анализе этой дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на следующее:

имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

правильно ли получены суммы за отгруженные товароматериальные ценности;

правильно ли списана дебиторская задолженность на себестоимость продукции (работ, услуг) и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя предприятия и относится соответственно на счет средств резерва по сомнительным долгам.

При анализе необходимо проверить обоснованность создания резервов по сомнительным долгам, правильность их использования и списания с баланса дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки погашения в полной и частичной сумме.

При анализе нужно установить, не завышен ли размер резерва по сомнительным долгам и восстановлена ли неиспользованная его величина

Особое внимание при анализе должно быть обращено на правильность отражения операций при оплате векселями.

Задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями, учитывается на счете 59\1 «Векселя полученные». Этот счет кредитуется при погашении задолженности по векселям в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета денежных средств.

При расчетах векселями могут применяться простые и переводные векселя.

Простые векселя – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершённым торговым сделкам или в уплату за выполнение работы (услуги).

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство и приобретает юридическую силу только после его акцепта плательщиком (трассатом). С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.

При анализе необходимо проверить правильность учета векселей по видам, предприятиям – плательщикам, срокам наступления платежа, обоснованность оформления ссуд векселями, законность списания на внереализационные убытки векселей, задолженность, по которой оказалась безнадежной к получению или по которым просрочены сроки исковой давности.

Затем проводится анализ прочей дебиторской задолженности. Остатки на начало и на конец года по этой статье должны соответствовать остаткам подраздела 33 бухгалтерского баланса. Нужно проанализировать правильность отражения хозяйственных операций на этих счетах, показанных в журнале-ордере №8, и обобщенных ежемесячными итогами в Главной книге.

Особое внимание при анализе нужно обратить на правильность отражения хозяйственных операций на счете 78\2 «Задолженность работников и других лиц». На этом счете учитывается информация о дебиторской задолженности работников по суммам, выданным в подотчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки; по возмещению материального ущерба; по предоставленным работникам займам и прочим операциям.

Сначала проводится сплошная проверка авансовых отчетов и приложенных к ним документов, анализируются записи в накопительных ведомостях и данные авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Выясняется кому выданы авансы.

Иногда бухгалтерия допускает скрытое авансирование рабочих и служащих на личные нужды под видом авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Поэтому при анализе определяется: имеются ли командировочные удостоверения, их срок и правильность расчета денежных сумм, достоверность приложенных к авансовым отчетам документов.

При анализе следует обратить внимание на следующие моменты:

определен ли руководителем предприятия круг лиц, которым предоставлено право, получать деньги под отчет;

не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров;

не получают ли деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам;

не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы предприятия;

имеется ли на авансовых счетах отметка руководителя о целесообразности произведенных расходов;

своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм.

Следующим этапом анализа должен быть анализ по возмещению материального ущерба, прежде всего нужно проанализировать расчеты по недостачам и хищениям и установить соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач и потерь, как обеспечивается их взыскание и т.д. Особенно следует уделить внимание изучению факторов списания недостач и потерь на затраты на производство или на результаты деятельности предприятия.

В соответствии с действующим законодательством недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывается на затраты на производство, а сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей, брака, допущенного при производстве относятся на виновных лиц.

Следует отметить, что недостача в пределах естественной убыли может быть списана на расходы производства лишь в случае её выявления при проведении инвентаризации и при составлении комиссионного акта на списание, утвержденного руководителем.

Далее нужно проанализировать полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам, растратам и хищениям, правильно ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и товароматериальных ценностей на затраты производства, когда виновные лица не установлены.

Далее анализируется правильность ведения расчетов с работниками предприятия по предоставленным им займам, за товары, проданные в кредит, и прочим операциям.

Затем анализируются данные счета на котором отражаются арендные обязательства к поступлению. Излишне перечисленные суммы в бюджет и внебюджетные организации; суммы претензий, предъявленных поставщиком, транспортным организациям и иным юридическим лицам за обнаруженные несоответствия, недостачи товароматериальных запасов сверх норм естественной убыли, штрафы, пени, неустойки, а также суммы превышения стоимости реализации собственных акций над номинальной стоимостью.

Особое внимание должно быть уделено анализу расчетов по претензиям, расчет которых ведется на субсчете «Расчеты по претензиям» счета «Прочие». На этом субсчете учитывают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им претензиям (или присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.

При анализе расчетов по претензиям необходимо обратить внимание:

обоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на затраты производства;

обоснованность претензий, предъявляемых к предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, а если они установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;

правильность составления бухгалтерских проводок;

правильность ведения аналитического учета – он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям;

составление записей аналитического учета записям в журнале – ордере №8, Главной книге, балансе.

Анализ правильности и своевременности оформления материалов по претензиям о недостачах и хищениях имеет очень большое значение, так как практика показывает, что неправильное или с нарушением сроков оформление материалов делается иногда сознательно с целью не допустить к привлечению виновных к материальной ответственности.

При анализе важно, не только констатировать факты недостач и порчи, но и выяснять причины их возникновения. Практика показывает, что основными причинами ущерба (недостачи, растраты, хищения денежных средств и материальных ценностей) являются необеспеченность весоизмирительной аппаратурой, плохое состояние складских помещений, несоблюдение условий хранения товароматериальных ценностей, нарушение правил приемки и отпуска их, отсутствие должного контроля за их сохранностью, несвоевременное и формальное проведение инвентаризаций.

При анализе нужно установить, правильность ли определен причиненный предприятию ущерб. Иногда сумма ущерба исчисляется по учетным или розничным ценам за вычетом торговой скидки. Это не правильно. Сумму ущерба следует рассчитывать по рыночным ценам данной местности на недостающие или похищенные ценности.

При анализе прочей дебиторской задолженности важно проверить: наличие задолженности работников предприятия за пользование инвентарем; отпущенные без предварительной оплаты материальные ценности, несданную спецодежду и т.д.

Следующий этап анализа дебиторской задолженности, это анализ задолженности по статье «Авансы выданные». При анализе расчетных операций по авансам нужно прежде всего установить реальность числящейся задолженности по указанному счету.

Объектом анализа здесь служит не только бухгалтерские записи, но и заключенные договора с поставщиками и подрядчиками. Особое внимание нужно уделить на сомнительную задолженность по авансам с точки зрения причин её возникновения и виновных лиц. Реальной считается задолженность в случае, если она подтверждена заинтересованными сторонами актами сверки взаимных расчетов.

Управление запасами.

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.

Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки:

 

ТЗ = R СУТ * J,

 

где ТЗ – текущий запас;

R СУТ – среднесуточный расход материалов;

J – интервал поставок, дни.

В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в материале (П Г, П КВ, П М – соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде:

 

R СУТ = П ГКВ, П М) / 360 (90, 30).

 

В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления материалов интервал поставки определяется несколькими методами.

В тех случаях, когда интервалы поставки завися от минимальной нормы отпуска данного материала В (транзитной или заказной), их величина находится делением этой нормы на среднесуточный расход:

J = В / R СУТ.

 

Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемность транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности Г на среднесуточный расход:

 

J = Г / R СУТ .

 

Интервал поставки часто определяется периодичность производства данного материала у поставщика. В таких случаях он будет равен, как правило, длительности перерыва в производстве данного материала у поставщика.

В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку создается технологический (подготовительный) запас.

Технологический (подготовительный) запас рассчитывается на основе нормативов времени для осуществления подготовительных операций, или на основании статистических данных и наблюдений за фактическими затратами времени на подготовку материалов к выдаче в прошлом периоде (хронометража).

Страховой запас в самом общем виде определяется как произведение среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на два:

 

СЗ = R СУТ * (J Ф – J ПЛ) * 0,5,

 

где СЗ – страховой запас;

J Ф, J ПЛ – соответственно фактический и плановый интервал поставок.

При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В случае когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового запаса может быть увеличена до 100%.

Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:

 

Т Р З = R СУТ * (J Ф – J ПЛ) *0,5,

 

где Т Р З– транспортный запас.

 

Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов.

Таким образом норма запаса конкретного материала определяется по формуле:

 

Н = ТЗ + СЗ + ПЗ,

 

где Н ­ – совокупная норма запаса материала;

ПЗ ­ – норма подготовительного запаса;

Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем:

Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:

 

Y 5 = 0,5 * (2 * Y 4 + Y 3 - Y 1),

 

где Y 1, Y 3, Y 4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;

Y 5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y 6) можно сделать, используя формулу:

 

Y 6 = 0,5 (2 * Y 5 + Y 4 - Y 2),

 

Международная практика управления запасами свидетельствует, темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

 

Т 3 = ,

 

где Т 3 - темп роста товарных запасов;

Т 0 - темп роста спроса.

Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Таким образом, определив минимальное количество материальных ресурсов, которое должно постоянно находиться на складе менеджерам предприятия необходимо перейти к разработке системы контроля за состоянием запасов.

Системы контроля за состоянием запасов

Контроль за состоянием запасов - это изучение и регулирование уровня запасов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.

Необходимость контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль за состоянием запаса может проводиться на основе данных учета запасов, переписей материальных ресурсов, инвентаризаций или по мере необходимости.

В целом можно выделить следующие системы контроля за состоянием запасов: с фиксированной периодичностью заказа; с фиксированным размером заказа. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.

Контроль состояния запасов по системе с фиксированной периодичностью заказа осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки осуществляется заказ на поставку новой партии товаров.

Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода на этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:

 

Р = З макс - (З ф - З т),

 

где З макс - предусмотренный нормой максимальный запас;

З ф - фактический запас на момент проверки;

З т - запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.

В системе контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разными.

Условные обозначения:

Т1, Т2, …, Тi – величина отдельного i-го периода времени, через который повторяется заказ;

t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);

Р – размер заказа, для данной системы контроля величина постоянная;

А – период непредвиденного усиления спроса;

В – период, в котором было допущено нарушение установленного срока поставки;

t' – фактический срок поставки в период В.

Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (линия графика резко пойдет вниз - участок А графика), или же будет нарушен срок поставки (t¢ > t - участок В графика), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Как видим, данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита.

На практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:

большие потери в результате отсутствия запаса;

высокие издержки по хранению запасов;

высокая стоимость заказываемого товара;

высокая степень неопределенности спроса;

наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества.

Система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа.

После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

объем спроса (оборота);

расходы по доставке товаров;

расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

И расходы по доставке и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа очевидно уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно реже.

Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа:

 

S опт = ,

где S опт – оптимальный размер заказываемой партии;

О – величина оборота;

Ст – издержки, связанные с доставкой;

Сх – издержки, связанные с хранением.

Таким образом, представленные выше основные системы контроля над запасами базируются на фиксации одного из двух параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным.

Однако на практике чаще встречаются иные, более сложные ситуации. В частности, при значительных колебаниях спроса основные системы контроля ровня запасов не в состоянии обеспечить бесперебойное снабжение предприятия без значительного завышения объема запасов. При наличии систематических сбоев в поставке и потреблении основные системы контроля уровня запасов становятся не эффективными. Для таких случаев проектируются иные системы контроля, состоящие из элементов основных систем.

Каждая из основных систем имеет определенный порядок действий. Так, в системе с фиксированным размером заказа заказ производится в момент достижения порогового уровня запаса, величина которого определяется с учетом времени и возможной задержки поставки. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами размер заказа определяется исходя из наличных объемов запаса и ожидаемого потребления за время поставки.

«Различное сочетание звеньев основных систем контроля уровня запасов, а также добавление принципиально новых идей в алгоритм работы системы приводит к возможности формирования по сути дела огромного числа систем контроля над уровнем запасов, отвечающим самым разнообразным требованиям».

Одним из вариантов таких систем является система с установленной периодичность пополнения запасов до установленного уровня. В данной системе, как и в системе с фиксированной периодичностью заказа, входным параметром является период времени между заказами. В отличие от основной системы, она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Таким образом, рассматриваемая система включает в себя элемент системы с фиксированным интервалом времени между заказами (установленную периодичность оформления заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание порогового уровня запасов).

Другим вариантом производных систем контроля уровня запасов является так называемая система «минимум-максимум». Эта система, как и система с установленной периодичность пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем контроля уровня запасов. Как и в системе с фиксированной периодичностью заказа, здесь используется постоянный интервал времени между заказами. Система «максимум-минимум» ориентированна на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желаемого уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.

Однако все рассмотренные выше системы контроля уровня запасов применимы лишь к весьма ограниченному спектру условий функционирования и взаимодействия поставщиков и потребителей. Повышение эффективности использования систем управления запасами в логистической системе организации приводит к необходимости разработки оригинальных вариантов рассмотренных выше систем контроля уровня запасов.

Таким образом, российским предприятиям, несмотря на многочисленные отклонения в снабженческо-сбытовой деятельности, необходимо придерживаться определенной системы управления запасами, дабы избежать хаотичности и неопределенности в обеспечении процесса производства необходимыми материальными ресурсами. Для этого предприятиям необходима определенная методика проектирования логистической системы управления запасами.

 

Капитал.

 

Говоря о методах оценки с позиции бухгалтерского учета и экономического анализа, необходимо хотя бы кратко остановиться на их основных характеристиках, тем более если учесть, что толкование их сути у отдельных авторов существенно различается.

При оценке активов в бухгалтерском учете, как правило, используется метод балансовой (книжной) стоимости. Понятие книжной стоимости, применяемое в международной учетной практике, аналогично понятию остаточной стоимости в отечественном бухгалтерском учете. Согласно рекомендаций GAAP и IAS чистая балансовая стоимость (ЧБС) предприятия определяется как:

ЧБС = активы - все виды износа - обязательства.

Книжная стоимость (КС) или остаточная стоимость (ОС) определяется как разность первоначальной стоимости основных средств и накопленной амортизации:

КС = стоимость основных средств - амортизация.

При определении чистой балансовой и книжной стоимости используются цены приобретения, которые не учитывают роста инфляции, вместе с тем они позволяют довольно точно определить затраты, понесенные предприятием.

Скорректированная балансовая стоимость (СБС) показывает нижнюю границу стоимости предприятия. При исчислении скорректированной балансовой стоимости активов учитывается сумма переоценки активов предприятия:

СБС = активы - износ - переоценка - обязательства.

При этом учетные методы в процессе проведения оценки предприятия не принимают во внимание прибыль, возможную к получению в будущем.

Восстановительная стоимость (ВС) определяется суммой затрат на приобретение аналогичных активов в текущий момент или закупку продукции, произведенной с использованием конкретного вида оборудования. В этом случае фиксируются только затраты, но не учитывается полезность объекта и возможные к получению доходы.

Необходимо отметить, что учетные методы оценки активов предприятия оторваны от результатов работы предприятия и могут применяться лишь для определения себестоимости и текущей стоимости активов.

Метод оценки по ликвидационной стоимости использует данные о текущей стоимости активов, определяя остаток капитала предприятия после реализации активов и полного расчета по долгам. При этом ликвидационная стоимость отличается от скорректированной балансовой стоимости на величину затрат по ликвидации. Ликвидационная оценка служит для определения минимальной стоимости предприятия в случае ликвидации.

Опираясь на оценку текущей стоимости активов, метод стоимости замещения определяет объем средств, необходимых для получения данного положения бизнеса. При этом должен учитываться физический, функциональный и экономический износ.

ЧСЗА = Ца- Иэ- Иф,

где

ЧСЗА - чистая стоимость замещения активов;

Ца - цена аналогичных активов на рынке;

Иэ - износ функциональный;

Иф - износ физический.

Данный метод дает возможность оценить и величину нематериальных активов, учитывать организационные и управленческие расходы, но не отражает способности активов приносить доход.

Для определения возможностей активов приносить доход используются финансовые методы оценки, применяемые в планировании деятельности предприятия, принятии управленческих решений, а также для оценки будущей стоимости капитала и доходности инвестиций.

При проведении оценки инвестиционных проектов за основу принимаются критерии временной стоимости денег и цены ка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...