Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование учета основных средств в условиях применения автоматизации




 

На рынке существует большое количество компьютерных бухгалтерских программ, и каждая стоит не малых денег, и не каждое предприятие может позволить себе их приобрести. Мы хотим порекомендовать решить эту проблему путем использования самой распространенной программы семейства Microsoft табличный процессор MS Excel, который имеется на каждом компьютере в каждом офисе.

Многие бухгалтерские и финансовые работники часто прибегают к помощи электронных таблиц для проведения каких-либо вспомогательных и оценочных расчётов, создания нетиповых отчётных форм. В данном примере изложены практические рекомендации по использованию имеющихся возможностей в MS Excel и созданию дополнительной функции с целью расчёта сумм амортизации для основных средств и остаточной (балансовой) стоимости прямым (линейным) способом и их использованию в электронных таблицах. Многие бухгалтерские и финансовые работники привыкли использовать для создания нетиповых отчётных форм, проведения вспомогательных и оценочных расчётов электронные таблицы MS Excel. Корпорация Microsoft включила в данную программу пять функций для расчёта амортизации. В настоящем примере рассмотрим применение функции AMP (SLV) для расчёта сумм амортизации и остаточной (балансовой) стоимости линейным способом. В таблице расчёта технико-экономического обоснования на приобретение оборудования необходимо рассчитать годовую амортизацию по данным, приведённым на рис. 4.1.

 

Рис. 4.1 - Применение функции AMP (SLV) для расчёта сумм амортизации и остаточной (балансовой) стоимости

Для получения результатов необходимо произвести следующие действия.

. Сделать активной ячейку D6, в которую будет помещён результат.

. Щёлкнуть кнопку Вставка функции (Function Wizard) на панели инструментов Стандартная (Standard) - откроется окно Мастер функций - шаг 1 из 2 (Function Wizard- Step 1 of 2) (рис. 4.2).

. В списке Категория (Function Category) выбрать Финансовые (Financial), в списке Функция (Function name) выбрать функцию AMP (SLN); щёлкнуть кнопку ОК. Откроется окно ввода аргументов функции.

. В поля Стоимость (Cost) и Ликвидная стоимость (Salvage) ввести числовые значения или ссылки на ячейки D3 и D4, содержащие соответствующие стоимости объекта.

 

Рис. 4.2 - Окно Мастер функций

 

. В поле Время амортизации (Life) ввести числовое значение или ссылку на ячейку D5, содержащую время эксплуатации объекта. Для начисления ежемесячной суммы амортизации срок полезного использования объекта задаётся в месяцах, при расчёте годовых сумм - в годах.

. Щёлкнуть кнопку ОК.

Вычисленное значение амортизации составит 30000 руб.

Функцию AMP (SLN) можно использовать для расчёта методом ускоренной амортизации. Для этого в поле Время амортизации вводится сокращённый срок работы оборудования. Назначение коэффициента, определяющего срок сокращения амортизации основных средств, регламентируется ПБУ и статьёй 259 НК РФ.

Требуется рассчитать ежемесячную сумму амортизации, накопленные суммы и остаточные стоимости в течение всего периода полезного срока использования объекта в соответствии с данными рис. 4.3.

 

Рис. 4.3 - Расчет ежемесячной суммы амортизации

 

Для создания таблицы необходимо произвести следующие действия.

. Следуя описанной выше последовательности, ввести в ячейку В7 функцию AMP (SLN). В связи с необходимостью последующего копирования данной функции ссылки на ячейки D2, D3 и D4 необходимо сделать абсолютными, для чего после ввода в поле ссылки на ячейку следует нажать клавишу F4. Ссылки на ячейки будут принимать вид $D$2, $D$3, $D$4.

. Скопировать формулу в ячейке В7 на диапазон ячеек В8:В18. Копирование формулы нужно проводить путём автозаполнения - установить курсор на маркер (в виде квадратика) в правом нижнем углу активной ячейки В7, нажать левую клавишу мыши и, не отпуская её, протащить курсор до ячейки В18.

. В ячейки С7, С8 и D7 ввести формулы, приведённые на выносках к ячейкам на рис. 4.3.

. Скопировать формулу в ячейке С8 на диапазон ячеек С9:С18, формулу в ячейке D7 на диапазон ячеек D8:D18.

Действующие в настоящее время положения по бухгалтерскому учёту и налоговое законодательство РФ разрешают применять для начисления амортизации способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (услуг). Данный способ применяется для активов, создающих однородную продукцию и износ которых пропорционален объёму выпуска (услуг) за отчётный период. Он подходит, например, для амортизации транспортных средств, так как их износ обычно считают пропорциональным протяжённости пробега при известном общем ресурсе.

К сожалению, корпорация Microsoft не включила в программу MS Excel функцию для расчёта амортизационных отчислений способом списания стоимости пропорционально объёму продукции (услуг). Отсутствие удобной в использовании функции затрудняет создание форм и отчётов с таким видом амортизационных начислений. Но так же используя практические рекомендации по созданию такой функции и её использованию в таблицах MS Excel, можно составлять расчет и этим способом.


Практическая часть

основной средство учет автоматизация

Начальное сальдо синтетических счетов и субсчетов по данным Главной книги

 

Шифры счетов Наименования счетов, субсчетов Сумма
01 Основные средства 153500
02 Амортизация основных средств 37400
10 Материалы (учетная цена) 30000
16 Отклонения в стоимости материальных ценностей дебет 3000
19 НДС по приобретенным ценностям 1000
20 Основное производство 12500
26 Общехозяйственные расходы -
43 Готовая продукция 17000
44 Расходы на продажу -
50 Касса 5000
51 Расчетные счета 112300
60 Расчетные счета с поставщиками и подрядчиками (кредитовое сальдо) 28300
62 Расчеты с покупателями и заказчиками (дебетовое сальдо) 267000
66 Расчеты по краткосрочным займам и кредитам 134500
68.1 Расчеты по налогам и сборам 2000
68.2 Расчеты с бюджетом по НДС -
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 17300
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 45000
71 Расчеты с подотчетными лицами (дебет) 3000
76.1 Расчеты с разными дебиторами 2500
76,2 Расчеты с разными кредиторами 140000
80 Уставный капитал 154000
83 Добавочный капитал 27100
84 Перераспределенная прибыль (непокрытый убыток) -
90 Продажи -
91 Прочие доходы и расходы -
96 Резерв предстоящих расходов 3700
99 Прибыли и убытки (кредитовое сальдо) 17500

 

Журнал регистрации хозяйственных операций

 

№ п/п Содержание операций Сумма

Бухгалтерская проводка

      Дебет счета Кредит счета
1 В кассу с расчетного счета получены наличные для выплаты зарплаты за ноябрь месяц 45000 50 51
2 Выдана из кассы заработная плата за ноябрь месяц 40000 70 50
3 Депонирована невыплаченная в трехдневный срок заработная плата 5000 70 76/4
4 Депонированная заработная плата возвращена на расчетный счет 5000 51 50
5 Поступили на склад материалы по счет - фактурам поставщиков на сумму 94400 руб, в т.ч. НДС 14400 руб. 5.1 Оприходованы материалы по учетной цене 5.2 Отклонения от учетной цены. 5.3 Выделен НДС по счет-фактуре поставщика 5.4 НДС предъявлен к вычету 78000 78000 2000 14400 14400 10 10 16 19 68/2 60 60 60 60 19
6 Предъявлена счет-фактура транспортной организации за перевозку материалов - 1770 руб, в т.ч. НДС-270 руб. НДС предъявлен к вычету 1500 270 270 16 19 68/2 60 60 19
7 Перечислено с расчетного счета за перевозку материалов транспортной организации 1770 60 51
8 Начислено за разгрузку материалов. Оплачена кредиторская задолженность за разгрузку материалов из подотчетных сумм 1200 1200 16 60 60 71
9 Выданы денежные средства подотчетному лицу 5000 71 50
10 Авансовый отчет подотчетного лица. Приобретены материалы 4000 10 71
11 Неизрасходованная подотчетная сумма сдана в кассу (сумму определите по операциям 9,10). 1000 50 71
12 Поступила на расчетный счет выручка за отгруженную покупателям продукцию 250000 51 62
13 Перечислено с расчетного счета поставщику за основные средства в т.ч. НДС -18000 руб. 118000 60 51
14 Оприходованы основные средства, полученные от поставщика (сумму определите согласно операции 13) НДС предъявлен к вычету 100000 18000 18000 08 19 68/2 60 60 19
15 Основные средства введены в эксплуатацию 100000 01 08/4
16 Оплачено с расчетного счета за поступившие материалы (сумму определите согласно операции 5) 94400 60 51
17 Отпущены в производство и израсходованы материалы по учетным ценам: А) На изготовление продукции основного производства В)На общехозяйственные нужды: 24500 16000 20 26  10 10
18 Списаны отклонения от учетной цены по израсходованным материалам на производство на: а) изготовление продукции б) общехозяйственные нужды Для определения суммы отклонений составьте расчет по форме таблицы 5. 983 642 20 26 16 16
19 Начислена заработная плата персоналу за декабрь: А) На изготовление продукции основного производства: В)На общехозяйственные нужды: 25500 17000 20 26 70 70
20 Произведены удержания из заработной платы: а) налог на доходы физических лиц б) по исполнительным листам 3000 3500 70 70 68ндфл 76
21 Начислено пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня нетрудоспособности Начислено пособие по временной нетрудоспособности за последующие дни болезни 2000 1800 26 69 70 70
22 Начислены страховые взносы от суммы расходов по оплате труда: а) рабочих, изготавливающих продукцию (сумму определите по действующим ставкам отчислений) б) служащих и обслуживающего персонала - (сумму определите по действующим ставкам отчислений) 7650 5100 20 26  69 69
23 Начислена амортизация основных средств: а) основного производства б) общехозяйственного назначения 2700 1900 20 26 02 02
24 На расчетный счет предприятия поступили денежные средства в счет предоставления кредита сроком на 6 месяцев. 180000 51 66
25 Предъявлена счет-фактура транспортной организации за услуги, связанные с реализацией продукции - 7080 руб. (в т.ч. НДС 1080 руб) НДС принят к вычету 6000 1080 44 19 60 60
26 Перечислено с расчетного счета платежными поручениями: а) задолженность поставщикам б) кредиторская задолженность в) расходы по реализации продукции г) бюджету налог на доходы физических лиц. д) органам государственного социального страхования и обеспечения - страховые взносы (сумму определите согласно операции 22) 8300 17500 7080 3000 12750 60 76 60 68ндфл 69 51 51 51 51 51
27 Списаны на затраты основного производства общехозяйственные расходы (сумму определить по счету 26) 43101 20 26
28 Оприходована готовая продукция, выпущенная из производства в оценке по фактической производственной себестоимости. Сумму определите по счету 20 «Основное производство». Незавершенное производство на конец периода составляет - 10059 руб. 107578 43 20
29 Отгружена покупателям готовая продукция и предъявлены счета-фактуры для расчетов с покупателями по договорным ценам 381000 62 90/1
30 Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет с выручки от продажи готовой продукции. (сумму определите) 58119 90/2 68ндс
31 Списана фактическая производственная себестоимость реализованной продукции покупателям, в том числе НДС 87500 90/2 43
32 Списываются на себестоимость реализованной продукции расходы на продажу (сумму определите по счету 44 «Расходы на продажу») 6000 90/3 44
33 Определена и отражена прибыль от реализации продукции (сумму определите по счету 90 “Продажи») 229381 90/9 99
34 Оплачен НДС в бюджет (сумму определите по счету 68.2 “Расчеты с бюджетом по НДС”) 25719 68ндс 51
35 За невыполнение договора поставки организации присуждены к уплате штрафные санкции 1200 91/2 62
36 Реализовано производственное оборудование, первоначальной стоимостью 98000. Продажная стоимость оборудования: Выделен НДС к уплате в бюджет Списана амортизация Списана остаточная стоимость (сумму определить) 98000 120000 18305 9100 88900 01/2 62 91/2 02 91/2 01/1 91/1 68ндс 01/2 01/2
37 Выявлено сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период (сумму определить по счету 91 «Прочие доходы и расходы») 11595 91/9 99
38 38. При реформации баланса списывается со счета 99 “Прибыли и убытки” нераспределенная прибыль отчетного года (сумму определить) 258476 99 84

 

Расчет отклонений в стоимости материалов

 

Показатели По учетным ценам Сч.10 Отклонения Сч.16
1 2 3
1. Остаток материалов на 1 декабря: - по учетным ценам - отклонения 30000 3000
2.Поступило материалов за месяц: -по учетным ценам -отклонения фактической себестоимости поступивших материалов от учетной цены 82000 4700
3. Итого (строка 1 + строка 2) 112000 7700
4. Средний % отклонений (с двумя знаками после запятой) гр.3/гр.2 *100   6,88
5.Списаны израсходованные материалы по учетным ценам: - на изготовление продукции - на общехозяйственные нужды 24500 16000  
6. Списаны отклонения фактической себестоимости материалов от учетной цены: - на изготовление продукции - на общехозяйственные нужды   983 642
3. Остаток материалов на 1 января: - по учетным ценам - отклонения 151500 6075

 

Заключение

 

На этапе становления и развития рыночных отношений эффективное функционирование организаций любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием их существования, деятельность любой организации должна быть рентабельной и целью любой деятельности является получение прибыли. Достижение этой цели зависит от очень большого числа факторов и связано с общей организацией торговли, применением высоких технологий, финансовыми возможностями, а также с технической оснащенностью организации.

Основные средства организации, задействованные в процессе, безусловно, влияют на результаты торговой деятельности и перспективное развитие предприятия. Грамотный учет основных средств, внимательное отношение к этому направлению в учетной работе является очень важным аспектом в работе бухгалтера.

В ООО «Виаком» бухгалтерский учет обеспечивает точное и правильное отражение наличия и движения основных средств по их количеству, цене, наименованию по хозяйственным подразделениям и лицам, ответственным за их хранение. С каждым материально-ответственным лицом заключен договор о полной материальной ответственности.

Инвентаризация проводится как перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, так и при передаче основных средств от одного материально-ответственного лица другому.

Не допуская их впредь ошибок в ведении учета, предприятие будет полностью обеспечивать как сохранность, так правильный учет основных средств.

Как известно, каждый бухгалтер сам решает, каким способом он будет начислять амортизацию, признавать выручку, рассчитывать норматив для процентов по кредитам. Свой выбор бухгалтер должен зафиксировать в учетной политике. Ведь именно там прописываются все приемы, которые использует предприятие при ведении бухгалтерского и налогового учета. За составление учетной политики отвечает главный бухгалтер, а утверждается она приказом или распоряжением руководителя.

Учетную политику бухгалтер может формировать по-разному.

В ООО «Виаком» закреплена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета отдельными приказами.

Можно порекомендовать руководителю ООО «Виаком» издать один приказ, в котором предусмотреть три раздела:

организационно-технический;

учетная политика для целей бухгалтерского учета;

учетная политика для целей налогового учета.

В первом разделе нужно указать:

) порядок и сроки проведения инвентаризации. Здесь надо указать перечень имущества и обязательств, которые необходимо проверить;

) план счетов бухгалтерского учета, который применяет организация;

) формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки или которые организация разработала самостоятельно. В этих документах обязательно должны быть реквизиты, которые перечислены в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

) формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в статье 313 Налогового кодекса РФ. Впрочем, можно воспользоваться регистрами, рекомендованными МНС России. Их формы можно найти в Интернете на сайте www. nalog. ru;

) правила документооборота. Устанавливая эти правила, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105);

) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также иные правила ведения бухгалтерского учета.

Следующий раздел - это учетная политика для целей бухгалтерского учета. Основным документом, который регламентирует порядок ее составления, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08). В этом разделе нужно установить:

способы амортизации основных средств и нематериальных активов;

порядок учета и списания в производство сырья и материалов;

перечень резервов, которые будет создавать предприятие;

порядок списания общехозяйственных расходов и т. д.

Третий раздел - учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС. Кроме того, в этом разделе организация должна указать, как она будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль. Заполняя третий раздел, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ.

Можно порекомендовать создать и объединенную учетную политику: одновременно для бухгалтерского и налогового учета. По нашему мнению, это лучший вариант. Ведь довольно часто объекты одинаково учитываются в бухучете и для целей налогообложения. Также могут быть схожи способы начисления амортизации. Кроме того, скажем, метод списания материально-производственных запасов и для бухгалтерского, и для налогового учета стоит указать в одном разделе, т.к. различные способы списания материально-производственных запасов например в бухгалтерском учете ФИФО, а в налоговом средней стоимости существенно прибавят работу бухгалтеру и осложнит учет.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...