Общие вопросы виктимологии
Общие вопросы виктимологии на основании отдельного, обычно заслуживающего доверия, элемента информации. Ниже даны определения различных видов психологического влияния (Доценко, 1996; Steiner, 1974; Jones, 1964; Сидоренко, 2004): Аргументация — высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции. Самопродвижение — формулировка целей и предъявление свидетельств компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. Внушение — сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям. Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Состояние может передаваться и усваиваться как непроизвольно, так и произвольно. Пробуждение импульса к подражанию — способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может быть непроизвольной или использоваться намеренно. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным. Формирование благосклонности — привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем демонстрации собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. Просьба — обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Игнорирование — умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и не- Глава 1 уважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером. Нападение — внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового, форма разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о другом; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др. Психологическое нападение несет в себе многие черты нападения физического, являясь символическим его замещением. Нападение может совершаться: с определенной целью; по определенной причине; по определенной причине и с определенной целью вместе. В первом случае можно говорить о целенаправленном, во втором — об импульсивном, в третьем — о тотальном нападении. Операция нападения может совершаться в трех формах: • деструктивная критика; • деструктивные констатации; • деструктивные советы. 1. Деструктивная критика — это: • пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека; • грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т. п.; • риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков. 2. Деструктивные констатации — это: • упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция, прежде всего рост; черты лица; близорукость или другие нарушения зрения, слуха и т. п. );
• «дружеские», «безобидные» ссылки и намеки на ошиб-
__ ки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание о «старых грехах» или личных тайнах адресата. 3. Деструктивные советы — это: • непрошеные рекомендации и предложения по изменению позиции, способа поведения и т. п.; • безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнеров. Принуждение — это стимуляция человека к выполнению нежеланных для него действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений. Принуждение возможно только в случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями лишить адресата каких-либо благ или изменить условия его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими. Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление. Формы принуждения: • объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований; • наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений; • запугивание возможными последствиями; • угроза наказанием, в наиболее грубых формах — физической расправой. Принуждение — это способ влияния, который ограничен сферой потенциального приложения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата. Одним из наиболее распространенных видов психологического воздействия является манипуляция. Психологическая манипуляция — это вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями. Под манипуляцией обычно также подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться вы-
Глава 1 годного манипулятору поведения. То есть манипуляция — это скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» (Доценко, 2003). Метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака: • идею «прибирания к рукам»; • обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия; • искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия. Также выделяют пять признаков манипуляции: 1) родовой признак — психологическое воздействие; 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности); 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях. Существует ряд уточняющих определений манипуляции. Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата на данный момент. Манипуляция — это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным. Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий. Манипуляция — это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.
Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.
__ ______ Существуют следующие средства, с помощью которых разворачивается манипулятивное воздействие: 1. Определение вектора воздействия, исходя из подзадач. Например, отвлечение внимания адресата от некоторой области, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, внедрение в сознание адресата требуемого желания, намерения, устремления, изоляция эт влияния со стороны других людей, контроль других возмо и ых помех и т. п. 2. Подбор вида силы (оружия в-еде! с вия) для оказания давления. Например, перехват инициат-пы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, приведение в состояние, когда критичность адресата снижена (или выбор момента), рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, демонстрация (или имитация) собственной квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства и т. п. 3. Поиск мотива, через который можно «влезть в душу». Совсем не обязательно это стремление к успеху, деньгам, славе или сексуальному удовлетворению. «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживание из-за невысокого роста (полноты, болезней, размера обуви), гордость, что он интеллигент в четвертом поколении (старший сын, донской казак), хобби, любопытство, нетерпимость к какому-то типу людей и т. д. 4. Постепенное наращивание давления по различным линиям (если требуется): • повышение плотности (ряд близких по содержанию или форме воздействий); • тотальность воздействия — его разноплановость, разнообразие каналов и мишеней воздействия; • постоянство — настойчивость, доходящая до назойливости; • интенсивность — повышение силы влияния. Наиболее распространенными последствиями любого вида насилия являются: • заниженная самооценка жертвы, искаженная Я-концеп-ция; • социальная дезадаптация и дезориентация (у жертвы нет ни друзей, ни подруг, ни близких людей, с которыми можно поделиться и от которых можно получить помощь; круг социальных контактов и отношений предельно сужен);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|