Требования по годам обучения
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВАЛДАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная о бласть
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
П о учебному предмету
ПО.01.УП.03.ФОРТЕПИАНО
Разработчик: преподаватель ДШИ Гордеева Т. В.
Г. Пояснительная записка. Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты». Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Актуальность этого предмета заключается в том, что он расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
В соответствии с ФГТ срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Струнные инструменты» составляет 6 лет (с 3 по 8 класс), для 8-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» - 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения - 4 года (со 2 по 5класс). Обязательная часть аудиторной нагрузки по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предоставляемый на учебный предмет. Вариативная часть составлена с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано». На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану отводится 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся струнного отделения, для учащихся отделения народных инструментов со 2 по 7 класс - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю. Для обучающихся с 5-летним сроком обучения со 2 по 4 - 0,5 часа в неделю, в выпускном – 1 час. Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности. Виды внеаудиторной работы: - выполнение домашнего задания; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.); - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано» Цель: · развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства. Задачи: · развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству; · владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения; · формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato; · развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности; · овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; · обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; · владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией; · приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
Методы обучения При работе с учащимся педагог использует следующие методы: · словесные (объяснение, беседа, рассказ); · наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); · эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); · практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано». Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.
Содержание учебного предмета
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся струнных отделений и отделений народных инструментов начинается не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения. Первый год обучения соответствует: 3 классу струнного отделения для 8-летнего обучения, 2 классу отделения народных инструментов для 8-летнего обучения, 2 классу для обучающихся на отделении народных инструментов по 5-летнему обучению. Второй год обучения соответствует: 4 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 3 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения, 3 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения. Третий год обучения соответствует: 5 классу струнного отделения 8-летнего обучения,
4 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения, 4 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения. Четвертый год обучения соответствует: 6 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 5 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения, 5 классу отделения народных инструментов 5-летнего обучения. Пятый год обучения соответствует: 7 классу струнного отделения 8-летнего обучения, 6 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения. Шестой год обучения соответствует: 8 классу струнного отделения 8-летнего обучения. 7 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения. Седьмой год обучения соответствует: 8 классу отделения народных инструментов 8-летнего обучения.
Требования по годам обучения Первый год обучения Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов. I полугодие
1. Преподаватель должен проработать с учащимся 4-6 разнохарактерных произведений, 1-2 ансамбля.
2. Чтение с листа несложных мелодий.
Контрольный урок
На контрольном уроке в конце полугодия учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, или пьесу и ансамбль с педагогом.
II полугодие
1. Преподаватель должен проработать с учащимся 4-6 разнохарактерных произведений, 1-2 ансамбля.
2. Гамма до, соль мажор в одну октаву отдельно каждой рукой.
3. Чтение с листа несложных мелодий.
Зачет
На зачете в конце года учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения, или пьесу и ансамбль с педагогом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|