Психоаналитическая школа в менеджменте
Психоанализ основывается на признании огромного значения в жизни человека бессознательного, то есть того, что находится за пределами рационального мышления и воли человека. Но психоанализ не считает, что бессознательное полностью неподконтрольно человеку. Он считает, что человек по отношению к бессознательному должен занять активную позицию. Роль психоаналитика состоит в том, чтобы помочь индивиду осмыслить бессознательное, то есть пропустить его через сознание и таким образом избавиться от давления содержания этого бессознательного на психику человека. Психоаналитическая школа в менеджменте стремится использовать фрейдовскую методологию и понятия для описания эмоциональных отношений в организации. И здесь, как и у Фрейда, центральными понятиями выступают «желания», «высшее выражение», «другой», «либидо-любовь», «отец и дети» и т. д. Представитель психоаналитической теории в менеджменте Ф. Энрикес акцентировал внимание на понятии желание (стремление). Человеческое бытие, по его мнению, — это бытие желания. Однако желание как инстинктивное устремление индивида переводится в социальное измерение через другого, то есть желание соотносится с необходимостью признания «Я» в качестве «Я» другим «Я». Это признание не следует истолковывать в банальном смысле как признание права на то, или иное желание, а в смысле социального признания, при котором «Другой» должен признать носителя желаний в качестве субъекта и принять его желание как модель и для своего поведения. Таким образом, через признание «Другого» психоаналитическая теория ставит в причинную зависимость индивидуальную и социальную психологию. «Другой» рассматривается в качестве модели поведения, сотрудника или противника. Между «Я» и «Другими» существует тесная взаимозависимость.
Организация с позиций психоаналитической теории как раз и предстает как совокупность взаимодействий «Я» и «Другого». Эти «Другие», с которыми мы постоянно сталкиваемся в организационных структурах, существуют не формально, а так, как если бы они существовали для нас. А это, с точки зрения психоанализа, означает отношение привязанности. На языке социологии это квалифицируется как отношение идентификации, солидарности или враждебности. Эта привязанность также рассматривается как форма самоутверждения «Я». Чтобы самоутвердиться, необходимо идентифицироваться, то есть заимствовать то, чем располагают другие. Другой нам небезразличен, он не может не провоцировать в нас какие-либо эмоции и чувства. А это, на языке психоанализа, и означает установление «либидо». На основе этого между «Я» и многими «Другими» складывается определенная эмоциональная атмосфера отношений, которая характеризует уже эти отношения не как межиндивидуальные, а как социально-психологические, внутригрупповые. Из этой предпосылки вытекает, что совместный труд сам по себе недостаточен, чтобы создать социальную группу и обусловить ее деятельность. В конституировании социальной группы значительная роль принадлежит эмоциональному фактору. Подчеркивание важной роли эмоционального фактора в формировании межгрупповых отношений и является одной из сильных сторон психоаналитического направления в менеджменте.
На основе этих предпосылок психоаналитики стремятся проанализировать взаимодействие индивидов в организации. По их мнению, в каждой организации имеется либидозная связь — любовь. Любовь — это тот эмоциональный фактор, который позволяет создавать и непрерывно продолжать связи и отношения в социальной группе. Эта любовь связывает индивида одновременно с Отцом и братьями и сестрами. В качестве «Отца» на предприятиях, с точки зрения психоаналитиков, выступает менеджер или работодатель — «шеф», а в качестве братьев и сестер все остальные сотрудники. «Отец» или шеф в психоаналитической теории всегда выступает как двойственная фигура. С одной стороны он любящее существо, родитель для своих детей. Без него нет детей и их общности, но с другой стороны, «Отец» может отказать детям в своей любви, стать враждебной для них фигурой. Всякое отношение власти в организациях, полагают психоаналитики, и порождено этой двойственностью фигуры отца-шефа. Шеф любящий — поощряющий и направляющий действия персонала и шеф агрессивный — разрушающий, угрожающий, карающий за те или иные проступки. Присутствие фигуры «Отца» в его противоречивых функциях — это одно из главных условий существования организационной общности. Идентификация друг с другом братьев и сестер происходит в той мере, в какой они чувствуют себя любимыми через «Отца» или отвергаемыми «Отцом». Отсюда вытекает мысль о важнейшей роли для организации авторитета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|