Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 3 Глава
Образные гештальты, выявленные Т. Н. Березиной, обнаружили, как на неосознаваемом уровне происходит структурирование жизненного пути, и личность, отрываясь от своего прошлого, неосознанно «ломает», «разрывает» жизненную линию, придавая ей восходящий или нисходящий характер. Однако важно отметить, что этот неосознаваемый уровень характеризует личность не как субъекта, сознательно и активно организующего время жизни, но как субъекта, «логика» жизни которого оформилась, отложилась в виде некоторых непроизвольных временных ориентации. Исследование Н. Ю. Григоровской не имеет своим прямым предметом соотношение времени личности и ее жизненного пути, можно сказать, что оно, скорее, имеет это соотношение своим результатом. На первый взгляд, она концентрируется на временной организации личности как таковой, а не на организации личностью времени жизни. Но сам способ построения модели исследования оказывается таким, что выявляет интегральную, отлившуюся в самой личности способность к организации времени жизни и деятельности. Можно сказать, что исследовано многопараметральное отношение личности и времени (и именно времени жизни) и ее способность (в типологических разнообразных вариантах) к организации этого времени. Тем самым модель ретроспективна (отношение уже сложилось в предшествующей жизни) и перспективна одновременно — поскольку способность — это проекция, потенция, ресурс. Эпицентром модели и основной категорией явилась само- &1 128 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов... __ реализация личности, т. е. детерминирующая тенденция (выражаясь терминами Аха) личности к объективации. В исследовании Н. Ю. Григоровской (1999 г.) была построена и эмпирически проверена модель множественных временных параметров: сознательного (когнитивного и рефлексивного), мотива-ционно-личностного, неосознаваемого эмоционально-смыслового и действенно-практического. Исследовался комплекс, составляющий отношение человека ко времени, включающий способы планирования времени деятельности (и субъективные рефлексивные представления о них); несознаваемые, но доступные вербализации понятия, ассоциации; бессознательные «образы», «метафоры»; даже телесные временные «проблемы».
Опишем подробнее методы и эмпирическую базу исследования. «В эксперименте принимали участие 140 мужчин и женщин, средний возраст — тридцать лет. 1. Для исследования способа, каким личность проявляет себя во времени, использовался Организационный тест, моделирующий процесс реальной организации времени, и специальный двухминутный тест на самореализацию. 2. Для получения субъективных показателей, связанных с оценкой людьми своей способности к планированию и его особенностями (долгосрочностью, системностью, гибкостью, ориентацией на выполнение в срок и пр.), применялся разработанный автором опросник (на базе методики О. В. Кузьминой «Временные ценности личности» и опросника планирования времени В. Ф. Серенковой). 3. Для выявления других личностных параметров использовались опросник для измерения потребности достижений Ю. М. Орлова, шкала самооценок личностной тревожности Ч. Спилбергера, метод исследования уровня субъективного контроля. 4. Для изучения неосознаваемых временных особенностей анализировались показатели образной сферы (вербальные и графические): ассоциации на слово «время», графическое изображение времени, а также образы и метафоры, с помощью которых респондентом выражались смысл, суть и действие времени. 5. Уровень рефлексии (времени и способов планирования) определялся анкетой, специально разработанной автором; учитывались и определения времени, которые давали испытуемые, и их комментарии к графическим рисункам.
6. Для определения специфических «проблемных» телесных зон, связанных с условиями самореализации личности во времени, использовался тест «Нарисуй фигуру человека» в интерпретации телесно-ориентированной психотерапии» [43, с. 5-6]. В результате обработки полученных данных было выявлено шесть важнейших комплексных факторов: • _____ Глава третья ___ ____129 «1-й фактор — своеобразной организационной способности личности, т. е. способности к планированию деятельности, представляющей собой интегральное качество, включающее гибкость, системность, нестандартность мышления, мотивацию достижения, общую интернальность (и даже выявленную в силу особенностей методики способность к руководству группой); 2-й фактор — основных типообразующих критериев, позволивших выделить три типа (о чем ниже подробнее); 3-й фактор — успешности субъективного планирования; 4-й фактор — выраженности телесных «временных» проблем; 5-й фактор — сквозных характеристик, связанных с контрастностью сознательного и бессознательного уровней; 6-й фактор — дивергентных стратегий, включающих ориентацию на будущее, гибкость планирования, способность к предвидению, внутреннюю детерминацию времени и т. д.». В результате сопоставления этих факторов, на наш взгляд, были выделены общие функциональные роли комплексов первоначально выделенных параметров. 1. «Инструментальный», операциональный механизм личностной организации времени обеспечивается способностью к планированию (его долгосрочностью, системностью), локусом контроля и рефлексией времени. 2. Стратегии самореализации во времени обеспечиваются способностью планирования, рефлексией времени (как ментальной стратегией) и ин-тернальностью (как мотивационно-личностной стратегией). 3. Бессознательная сфера личности, выявленная через разнообразные вербальные ассоциативные, метафорические и образные (графические) данные, квалифицирована Н. Ю. Григоровской как специфический ресурс, резерв личности в ее отношении ко времени и в конечном итоге — самореализации в жизни.
Но главное достижение в работе Н. Ю. Григоровской — это разработанная ею типология темпоральных особенностей личности по материалам, полученным с помощью оригинальной методики изучения неосознаваемых временных характеристик испытуемых (методика Н. Ю. Григоровской). «В методику входило 3 задания — «написать ассоциации к слову „время"», «нарисовать время графически», «подобрать темпоральные образы и метафоры». Все эти задания обращены были к области неосознаваемых переживаний испытуемых и позволяли изучать невидимые глубинные временные особенности людей (их представления о времени и о своем месте в нем). В основу типологии была положена категория темпоральной свободы, определяемой по вербальным и графическим временным переживаниям испытуемого. В понятие свободы входят особенности самореализации человека во времени, его временные установки, особенности восприятия, переживания и планирования времени. Чем более свободен человек темпорально, тем больше время из 5 Зак.3844 130 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов...__ «врага» — Хроноса, пожирающего своих детей, становится «другом» — полем для всестороннего развития и самореализации личности». Н. Ю. Григоровская выделила три основных временных типа (1-й, 2-й, 3-й) и два промежуточных (промежуточный между 1-м и 2-м, а также промежуточный между 2-м и 3-м). «Первому типу свойственно рассматривать время как упорядоченное в некую проживаемую серию, имеющую абсолютный и абстрактный статус. Безжалостное, принуждающее действие времени принимается (вопреки свободе „Я") как динамика, придающая форму течению жизни. Довольно часто в ассоциациях на слово „время" (и в его определениях) встречаются образы западни или лабиринта, характеристики его как „колеса, по которому ползет человек", как „бремени, которое нужно избыть". Время — „плен", „старение", „срок, дающий о себе знать"» [43, с. 18]. По ее мнению, людям этого типа мало свойственна рефлексия, размышления; они редко задумываются о себе и о проживаемом времени. Представители этого типа, скорее, сосредоточенны на настоящем, в котором живут, чувствительны к отдельным текущим моментам, но с трудом представляют будущее, особенно отдаленное, и незначительно ориентированы на прошлый опыт. Можно сказать, что они живут в актуальном «теперь». Время для них — нечто внешнее, жесткая холодная неизбежность, оно неизменно, абстрактно и существует вне всякой связи с живущем в нем человеком. Время невозможно ни изменить, ни повлиять на него. Время однонаправленно. В доказательство последнего положения Н. Ю. Григоровская приводит временные рисунки представителей 1-го типа. Они часто изображают время как прямую линию, или как луч, или как совокупность точек, также расположенных по прямой.
В отличие от них, представители 2-го типа обладают большей временной свободой. «Данный тип может позволить себе более широкий спектр опытов со временем, его переживания пластичны, обладают большей свободой, позволяют познать скрытые измерения в жизненных проявлениях, воспринимая различные ситуации как более открытые, „проницаемые". Он умеет использовать динамизм времени, работая с разными временными параметрами непосредственно, согласно желаемым результатам. На личностном уровне это осознается как факт, что необратимо плохого положения дел не существует, многое может свершиться „по-моему", удовлетворением и большей полнотой своих реализации» [43, с. 19-20]. Представители этого типа более оптимистичны, более удовлетворены жизнью, поскольку обладают большим спектром темпоральных способностей, хорошо развитой интуитивной функцией, рефлексией, гибким и долговременным планированием. Они скорее ориентированы на будущее, чем на прошлое или настоящее. Будущее ________________ Глава третья _ _____________ 131 привлекает их главным образом своими возможностями: «подлинную сущность человека составляет именно возможность, она задает перспективу развития» [42, с. 232]. Как нам представляется, это очень важное положение, потому что введение категории «возможность» позволяет нам перейти от причинно-следственной модели мира к вероятностной. В настоящее время в математике разрабатывается новая вероятностная парадигма реальности (школа А. Н. Колмогорова), которая позволяет сделать переход от однозначности причинно-следственных отношений к многомерному вероятностному восприятию действительности и к большей неоднозначности будущего как общей темпоральной категории. В психологической реальности категория «возможность» впервые появляется у представителей второго типа (по Н. Ю. Григо-ровской). Представители первого, как это видно из их описания, предпочитают однозначную причинно-следственную последовательность, в том числе и темпоральную: прошлое, настоящее, будущее. Но возможность означает неопределенность. Отсюда представители второго типа должны лучше переносить ситуацию неопределенности, чего не могут вынести представители первого типа. Возможно, именно это является разделительной чертой между типами, а не способ рисования времени на графике. По Н. Ю. Григоровской, второй тип часто изображает время в виде сходящейся или расходящейся спирали. Однако существует множество других форм, не сводимых к прямой или спирали, частично промежуточных, частично вообще других. В частности, представление о времени как о круге, очень часто встречающееся в рисунках испытуемых. Круг — это еще не спираль и явно не прямая. В ранних работах Н. Ю. Григоровская предполагала выделить представление о времени в виде круга или окружности как типологическую характеристику (время как замкнутый контур, ограничивающий личность, — самое несвободное темпоральное представление), но в пос-, ледующем отказалась от этого. Упоминание о круге (а это одно из самых распространенных изображений времени) осталось только в характеристиках испытуемых первого типа, которые, «чтобы снять угрожающий характер времени, стремятся активно разорвать его „круг", осознанно или неосознанно избирая способ планирования, связанный с преодолением препятствий» [42, с. 228]. Однако время первого типа — прямая, и, "наверное, нет более непохожей на круг фигуры. С другой стороны, круг — это и не спираль, ведь, по Н. Ю. Григоровской, спираль — изображение времени второго типа — подразумевает темпоральную свободу, а круг, по ее мнению, фигура ограничивающая.
Разделение образного ряда на линейные и округлые формы древнее, еще самые первые варианты алфавита — рунические — 132 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов... содержали две основные формы знаков. По мнению исследовательницы древних рунических символов А. В. Добряковой, «рассматривая рунические надписи, можно нередко встретить такие, где помимо чисто прямых линий попадаются символы с круглыми и полукруглыми элементами./.../ Это не случайное отклонение, не ошибка, а свидетельство того, что существует, по меньшей мере, еще одна матрица, связанная с круглыми и полукруглыми символическими системами» [51, с. 86]. Это выделение округлой и линейной формы связано с глубинными неосознаваемыми способами организации ментального опыта человеком. М. А. Холодная, исследуя особенности организации когнитивного опыта, показала, что это выделение округлых и линейных форм образного ряда в свою очередь связано с использованием соответствующих слов (у большинства людей незнакомое слово «мамлына» ассоциируется с округлой картиной, а «жакарэг» с линейной), а значит, «особенности знаково-звукового устройства слова закономерно проецируются как на уровень визуально-пространственных представлений, так и на уровень чувственно-сенсорных впечатлений [125, с. 178]. Предположение о представленности в языке (точнее, в древних языках) структурных особенностей пространства—времени делает филолог-востоковед Н. Б. Заболотная. «Даже выборочный этимологический анализ основного словарного состава языков, имеющих древнее происхождение, позволяет реконструировать свидетельства переходного периода от „правополушарной цивилизации", молчаливого этапа развития человечества, к стадии становления формализованного синтетико-аналитического аппарата обработки информации о мире, мотивированной деятельностью левого полушария. Названный переломный период преобразования языка внутреннего видения в озвученную материализованную абстракцию характеризовался всплеском образной знаковой символики, каждый элемент которой представлял собой голографическую иерархию смыслов, сворачивая единовременную информацию о невидимых пространствах Вселенной и о конкретной проявленной реальности. В этот период осуществился переход „состава времени" и состоялась фиксация в языковом духовном наследии необходимого объема знаний» [56, с. 9-Ю]. Что же касается времени человека, то, по мнению Н. Н. Трубникова, динамика здесь заключается в переходе от округлых форм к линейным. «Общее направление этих изменений, как это можно предположить, задается от так или иначе понимаемого циклического времени к времени историческому, от замкнутого и повторяющегося круга к некоторого рода „линии" (хотя бы как отрезка большего цикла), от линейного к последовательному, от бесконечного к конечному, и, в конце концов, /.../ к идее целостного времени» [113, с. 48]. Аналогичный вывод сделан М. И. Воловиковой в работе, __ Глава третья ___________133 посвященной реконструкции образа времени в православном сознании Древней Руси. «Да, у давних наших предков не было этой Прямолинейной устремленности вперед — к прогрессу. Образ времени носил в себе отпечаток повторяемости, но одновременно и неповторимости, благодаря тонкому (и довольно трудному) искусству уставщиков в составлении служб, сочетаниям по нескольким кругам (циклам): дневному богослужебному кругу; недельному, годовому и цикла, связанного со сроком Пасхалий, рассчитываемому на несколько лет» [37, с. 54]. Аналогичное представление круга времени существовало и в языческой культуре как славян, так и других этносов: «оно универсально, универсально прежде всего потому, что имеет внеязыковые, внепсихологические основания — оно связано с природой, с деятельностью солнца и ее отражением на земле» [111, с. 17]. Однако, будучи естественным природным, в сознании людей оно тем не менее постепенно трансформировалось в линию времени, и наиболее ярким примером такой линейности является речь человека (как одна из основных характеристик сознания) — речь всегда однонаправленна и линейна [15]. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что связь между образами времени и типом личности гораздо сложнее и однозначного перехода от рисунка к типу быть не может. Впрочем, составляя свою типологию, Н. Ю. Григоровская учитывала не только данные рисуночного теста, но и вербальный ряд — ассоциации, метафоры. Это позволило ей выделять конфликт или его отсутствие между сознательными временными представлениями человека и неосознаваемыми. При этом вербальный уровень рассматривался как осознанный, а графический как неосознаваемый. Например, если человек рисует время как горизонтальный отрезок, а в ассоциациях пишет, что «время это река, и плыть в ней можно как вперед, так и назад; как влево, так и вправо», то очевиден конфликт между неосознаваемым структурированием времени по первому типу и осознанным — по второму. Кстати, наиболее часто временные конфликты встречались именно у первого типа. Самый свободный во временном отношении — третий тип. «Третий тип отличается более свободным отношением ко времени, возрастанием объективных и субъективных показателей планирования и в целом — большей „интегрированностыо своих временных параметров"», — пишет Н. Ю. Григоровская [43, с. 20-21]. Представителей этого типа очень немного — около 3% от всей выборки, чуть больше людей относится к промежуточному (между 2-м и 3-м) типу — 7%. Это естественно, потому что представители этого типа в темпоральном отношении одарены гораздо больше среднего человека. А одаренных людей в любой области мало. «У представителей данного типа развита временная рефлексия, метрика времени — субъективна, указывается, что время — фактор внутрен- 134 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов... него плана, его восприятие меняется в зависимости от внутренних условий и различных состояний сознания (теория относительности), им можно управлять согласно своим желаниям. Они обладают богатым и интегрированным бессознательным ресурсом (материал бессознательного содержателен, разнообразен и не содержит явных противоречий по отношению к сознанию). У них хорошо развита прогностическая способность, стратегии реализации взаимодополняющие (с „конвергентным" и „дивергентным" компонентами) и эффективные. Основой оптимистичности их взгляда на время, его проявления составляет мысль, что оно может поддержать столько опыта и жизни, сколько мы можем вместить» [43, с. 21]. Третий тип описан достаточно противоречиво. Вероятно, это объясняется различными психологическими и личностными характеристиками испытуемых, вошедших в этот тип. Рассмотрим подробнее особенности времени представителей 3-го типа. Начнем с того, что графическое время, по Н. Ю. Григоров-ской, — у них вертикаль (главным образом, прямая, луч, отрезок, прямая с надетой на нее спиралью, расположенные в вертикальной плоскости). Но вертикальная прямая — это все-таки тоже прямая, а значит, по графику этот тип похож на 1-й. Однако на уровне вербальных определений, метафор, он совсем иной; время как «веер пространства, сложенный — он задает направление, а развернутый — пульсацию и объем» [43, с. 21]. Отсюда некоторое противоречие между всеми описанными темпоральными возможностями этого типа и достаточно простой графикой. Как мы уже писали выше, существуют первичные когнитивные формы в виде линейных и округлых фигур. На наш взгляд, было бы адекватнее выделять темпоральные типы с учетом этой особенности, например, описать линейную и округлую формы для каждого из типов; для типа с наименьшей степенью свободы (первого); для типа с большей степенью свободы (второго) и для типа с максимальной свободой организации времени (третьего). Это позволило бы избежать ряда противоречий в темпоральной типологии. Для третьего типа свойственными могли бы быть та же прямая и расходящаяся спираль, расположенные в вертикальной плоскости. Однако это только предположение. Далее, в качестве особенности третьего типа Н. Ю. Григоровская описывает ситуацию абсолютного «здесь и теперь», в котором одновременно переживается прошлое, настоящее и будущее; «время не линейно и не последовательно, «выстроенные» им переживания аккумулируются в одном месте. Все открытия происходят не в других местах, а «внутри ряда» [43, с. 21], который-то и символизируется вертикальной прямой. Однако ситуация, когда все темпоральные «переживания аккумулируются в одном месте»,—это состояние отсутствия движения времени, и оно описывается извест- _ _________.__. Глава третья_______ __J_35 ными в физике статистическими концепциями времени (подробнее рассмотренными нами в следующей главе). Суть их в том, что все события прошлого, настоящего и грядущего в действительности существуют одновременно. Движение времени — это иллюзия, порождающаяся нашим собственным движением по четырехмерному континууму, в котором и существуют эти события (так, поезд идет мимо станции, а пассажиру кажется, что это дома и деревья проплывают перед ним). Но статичное представление о времени противоречит динамическому описанию его для первых двух типов. Или третий тип принципиально отличается от двух других, или же мы имеем дело с гораздо более сложным взаимодействием физической и психической реальности. Однако, несмотря на отмеченные выше противоречия темпоральной систематики, Н. Ю. Григоровская смогла сделать то, что до нее не удавалось, пожалуй, никому, — разработать типологию, интегрирующую сознательные и неосознаваемые представления людей о времени, восприятие и переживание его и особенности реальной жизни людей в его потоке. Многие противоречия в типологии объясняются ею, исходя из противоречий человеческой натуры и наличия скрытых конфликтов между сознанием и подсознанием, между психологическим и телесным уровнем и т. д. Она выделила три основных темпоральных типа, различающихся по степени их временной свободы. Первый тип ограничен временем. Время для него — жестокая внешняя сила, которая подавляет или подгоняет его. Представители этого типа живут в узкой области актуального настоящего, частично для них актуален прошлый опыт, планы их относятся преимущественно к близкому будущему. Для представителей второго типа время — это сходящаяся или расходящаяся спираль, они более свободно чувствует себя во времени. Для них большое значение имеют потенциальные возможности, заложенные в каждом событии, ситуации или объекте. Этот тип ориентирован на будущее, он «способен к развитию, изменчивости, ему доступны различные дихотомии, разнонаправленные вектора времени» [43, с. 23], этот тип обладает преимущественно дивергентным мышлением и прогностическим характером планирования времени. Третий тип наиболее сложный в темпоральном отношении и обладает наибольшим количеством степеней свободы во времени. Он имеет субъективную метрику времени, его внутренний опыт, течение и переживание времени зависят от состояний сознания. В деятельности он использует разнообразные стратегии, которые сочетают гибкость и целенаправленность, конвергентное и дивергентное мышление. 136 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов... _____ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ В конце предыдущей главы мы попытались проанализировать функциональные связи в общей модели личностной организации времени на основе данных, полученных в исследованиях особенностей временной организации, проведенных Л. Ю. Кублицкине и О. В. Кузьминой. В данном разделе мы также вернемся к общей модели личностной организации времени, но уже с учетом не только организации, но и всего жизненного пути. В исследовании В. И. Ковалева первый компонент — сознание, был рассмотрен скорее как сознательность, т. е. способность только одного творческого типа личности к овладению временем и построению жизни. В работе В. Ф. Серенковой сознание было исследовано как проективная способность личности к планированию времени жизни, будущего, определению жизненных целей, планов, перспектив, т. е. в основном как осознание будущего. Оно рассматривалось не столько как когнитивная, сколько как ценностно-смысловая ориентация личности, причем в возрасте, максимально направленном на самореализацию. Но у разных типов выявилось преобладание дивергентных или конвергентных стратегий (по определению Дж. Гилфорда) планирования, индивидуализированность или стандарти-зированность жизненных перспектив, их оптимистичность—пессимистичность, глубина (проблемность) или поверхностность (иллюзорность) и выраженность способности видеть себя в будущем. Чрезвычайно важным фактом, обнаруженным в исследовании Серенковой, явилось то, что у некоторых типов личности преобладало планирование дел, событий и т. д. (что обычно и планируется, прогнозируется), а у других — проблем. Получается, что у одних людей предметом планирования являются реальные, а у других — идеальные формы жизни. Это крайне существенно в следующем отношении: планирование реальных «предметных событий» является выражением стремления личности воплотить в жизнь ситуации, известные ей из жизни других людей (например, выйти замуж и т. д.), тогда как планирование проблем является фактически определением будущих задач самого сознания, его предстоящей работы. Более того, поскольку планировались собственно личностные проблемы (личностного роста, изменения характера) или жизненные (построение других отношений с близким человеком — матерью, отцом), то их можно расценивать как проектирование внутреннего мира, внутренней жизни. Как это расценивать? Когда планируется нечто отсутствующее сегодня, но определенное (в социальных планах), когда проекти- __ _ _ _Глава третья ____..___.-_._.. _JL37_ руется нечто несуществующее, но по точным заданным критериям (например, в архитектурных проектах), то сознание осуществляет проектирование будущего по определенным критериям (теоретическим при моделировании; практическим, реальным при планировании). Но когда планируется нечто глубоко личностное, проблемное, то сознание должно вырабатывать свои «опоры», критерии, контуры этого будущего идеального пространства. Это свидетельствует о детерминирующих ценностных пролонгированных способностях сознания и личности. Личность, будущее Я, представляется не таким, как сегодня, а изменившимся. И здесь надо поставить вопрос, почему же это изменение Я не осуществимо в настоящем, а относится к будущему? Этот вопрос никогда не ставится: хотя во множестве теорий «Я-концепции» выделяются Я — реальное и Я — идеальное. Это означает, что личность осознает необходимость определенного времени для осуществления такого изменения. Будущее предстает не как то, что когда-то само собой наступит. Оно мыслится как дорога к нему, которую должен «осилить идущий», как мост, который еще надо построить, чтобы попасть на берег будущего. Иными словами, планирование будущего оказывается не планированием конечной цели = точки, желанного события, а масштаба внутреннего или жизненного труда, работы, которая может привести к будущему. А это означает, в свою очередь, что личность не бросает «якорь» в настоящем, она не заземлена на него своим сознанием, а распространена на все, что впереди и ведет вверх. В исследовании Л. Ю. Кублицкине сознание времени изучалось в своеобразном интервью, дифференцировалось исследователем по основному критерию абстрактности—конкретности представлений о времени на абстрактные (почти философские) представления о времени как таковом, что естественно для аспирантов, изучавших философию, и на представления о личностном времени, т. е. времени жизни и особенно времени деятельности. Но в специально разработанном Л. Ю. Кублицкине опроснике предметом изучения фактически выявилось сознание как рефлексия — как обобщение своего способа действия во времени с помощью предложенных на выбор вариантов возможных «режимов» деятельности. Задача, поставленная опросником, была не простой, поскольку ни в науке, ни в обыденной жизни респонденты не сталкивались с понятием «режима» и должны были самоопределиться сразу по отношению К нескольким режимам. Так что Л. Ю. Кублицкине выявила, хотя И по образцу, по критерию, но достаточно обобщенное определенное представление о времени, существующее в сознании респондента, и путем этого обобщения повела его к осознанию=рефлексии своего типичного способа действия, деятельности. Однако нужно отдавать себе отчет, что при отсутствии понятия режима любому человеку 138 Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов... осуществить рефлексию своего способа деятельности во времени было бы очень сложно или практически невозможно. Можно сделать вывод, что тип, связывающий осознание времени с деятельностью, относится к функциональному (по классификации В. И. Ковалева), а с жизнью в целом — к активно пролонгированному, творчески созидательному. Философское сознание времени присуще пассивно пролонгированному типу, который не связывает сознание времени с собственной жизнью. Кузьмина сосредоточилась (и ограничилась) в своем исследовании только двумя режимами и облегчила испытуемым задачу рефлексивного обобщения, а рефлексию своего времени респондент должен был осуществлять только по критерию успешности. Из этого цикла исследований нельзя сделать полного вывода о степени развития рефлексивного сознания, о наличии—отсутствии рефлексии своего способа действия во времени и жизни, поскольку рефлексивные задачи трудносопоставимы, т. к. имели разные масштабы и критерии. Можно сделать вывод лишь об адекватности— неадекватности рефлексии своего способа действия, о наличии— отсутствии четкого образа действия во времени у разных типов, т. е. о характере рефлексии. Можно сделать вывод, что рефлексия не развита у типа, который внешне детерминирован временем, и развита у типа с внутренней детерминацией времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|