Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональные группы больших городов.




Взависимости от тесноты связи планировочных структур можно выделить три региональные категории групп больших городов: соприкасающиеся, ближнего соседства и дальнего соседства.

Соприкасающиеся города. Кэтой категории относятся большие города, соприкасающиеся своими центральными зонами при расстояниях между центрами до 10 км. Фактически в подобных случаях следует говорить о едином крупном городе с общей планировочной структурой. Разделение носит формальный характер и объясняется чаще всего в исторически сложившимися отношениями.

В Советском Союзе, где административно-территориальное деление своевременно приводится в соответствие с видоизменяющимися конкретными условиями, таких групп соприкасающихся больших городов имелось в 1967 г. две: Электросталь - Ногинск под Москвой и Саратов - Энгельс на Волге. В первом случае оба города по многим характеристикам принадлежат одному порядку, во втором - главенствующая роль принадлежит Саратову. Многие соприкасающиеся в прошлом большие города (например, Уфа и Черниковск, Новокузнецк и Кузнецк) ныне слились в единые города с общей пространственной организацией.

В ряде стран группы соприкасающихся городов весьма многочисленны. Сюда, например, относится Катовицкая группа в Польше из вплотную примыкающих друг к другу семи больших городов: Катовице, Забже, Бытом, Хожув, Главице, Руда и Сосновец. Все это города Верхне-Силезского угольного бассейна. Семь групп этого порядка существуют в ФРГ, в том числе крупнейшая - Рурского угольного бассейна («Рурштат») - из 10 больших городов с населением 2,8 млн. чел.: Эссен, Дуисбург, Оберхаузен, Мюльгейм, Гельзенкирхен, Бохум, Реклингхаузен, Ботроп, Херне и Ван-Эйккель.

Из общего числа групп соприкасающихся городов две трети представляют собой «двойные города», т. е. простейшие сочетания, состоящие только из двух городов. В подавляющем большинстве случаев соприкасающиеся города, входящие в эти группы, полностью слились, составив неразделимое целое, как бы «ложную» группу.

Спутники, хотя часто это большие города, обычно получают более специализированные функции и менее развитую планировочную структуру по сравнению с центральным городом. Вдругих случаях, напротив, спутник не имеет промышленного значения, а представляет собой один из удаленных жилых районов главного города, и население спутника работает вне своего местожительства. Планировочная структура таких городов-спален предельно упрощена, а ее важнейшим элементом является зона внешнего транспорта.

Соприкасающиеся города имеют объединенные системы внешнего и внутреннего транспорта, что в значительной степени определяет их
планировочную структуру, размещение основных общественных центров и направления их территориального развития.

Группы городов ближнего соседства. Большие города этой категории обычно соприкасаются зонами своего ближнего окружения (до 25-30 км); функциональная и планировочная структура каждого отдельного города может быть выявлена достаточно отчетливо. В процессе развития таких городов будет неизбежно возникать необходимость в едином решении их пространственной организации, системы центров и зон отдыха и т. д.

В СССР таких групп городов 14. Своеобразной является Московская группа, состоящая из трех разномасштабных городов: Москвы, Мытищ и Люберец. В действительности два последних города не имеют самостоятельного социально-экономического значения и входят в Московскую агломерацию вместе с многими другими городами меньшего размера. Четыре группы больших городов ближнего соседства возникли в Донбассе (Донецк - Макеевка - Горловка, Краматорск - Славянск - Константиновка, Кадиевка - Коммунарск, Шахты - Новошахтинск) и две - в Кузнецком бассейне.

Названные группы в отличие от Московской сложены из городов, близких по величине и значению, и имеют децентрализованный характер. Это, прежде всего, выражается в более дробной планировочной структуре групп и отдельных городов. Как следствие, трудовые и культурно-бытовые связи населения локализованы и ограничены меньшими расстояниями. Такие из этих групп, как например, Донецк - Макеевка, получают единую пространственную организацию и общие центры обслуживания.

Некоторые группы городов ближнего соседства представляют собой двойные города, расположенные на Волге (Нижний-Новгород - Дзержинск, Куйбышев - Новокуйбышевск, Волгоград - Волжский), на Днепре (Днепропетровск - Днепродзержинск) и Южном Урале (Челябинск - Копейск). В этих группах ведущую роль играет крупный областной центр, а подчиненную - более молодой город, его промышленный спутник. Имеет место структурная соподчиненность, и во многих случаях города территориально развиваются навстречу друг другу.

За рубежом крупнейшей группой ближнего соседства является Токийская в Японии. Она образована 24 городами района Токио - Иокогама. Часть из этих городов объединена в подгруппы, общее население больших городов группы составляет 13,7 млн. чел. Следующая за ней по величине - Рурская группа в ФРГ.

Имея в виду порайонные различия можно все же считать, что, как правило, большие города в группе ближнего соседства первоначально развивались самостоятельно и только позднее попали в зоны влияния других крупных городов. Конфигурация групп, будучи индивидуальной, может быть условно сведена к двум основным типам: линейному и компактному. Линейный тип разделяется по конфигурации на прямолинейную, спиральную и кольцевую. В пределах групп ближнего соседства повсеместно наблюдается общность устройств внешнего транспорта, а во многих случаях и внутригородского. Такие группы обычно обслуживаются одним крупным аэропортом, а при наличии водных путей - одним морским или речным портом. В структурном отношении направления кратчайшей транспортной связи между большими городами, образующими группу, становятся основными планировочными осями. Территории, расположенные между городами, обычно застраиваются в первую очередь, так как они очень удобны в транспортном отношении.

Группы городов дальнего соседства. К этой категории относятся большие города, соприкасающиеся зонами своего дальнего окружения (более 30 км).В их внутренней планировочной структуре этот фактор имеет отражение в направлениях транспортных коридоров и отдельных магистралей. Однако в будущем по мере формирования региональных транспортных систем для движения с высокими скоростями, пространственное единство городов групп дальнего соседства резко возрастет. Произойдет интенсивная застройка территории между опорными городами.

Например, в Советском Союзе Крупнейшая группа городов дальнего соседства - Московская, включающая 19 больших городов. Она имеет сложную спиралевидную пространственную конфигурацию с несколькими ветвями. После Москвы наиболее крупные по населению города расположены на периферии группы.

Второе место среди групп городов этой категории в Советском Союзе занимала Донецкая группа, охватывающая города двух республик. В ней насчитывается 17 больших городов. По сравнению с Московской эта группа имела совсем иной характер: Московская группа предельно централизована, в ее пространственной структуре преобладают радиальные связи; донецкая группа полицентрическая, между двумя ее главными центрами расстояние составляет 170 км,ее структура близка к решетчатой.


Ранее, как правило, города дальнего соседства развивались вполне самостоятельно и во многом независимо друг от друга. Но на каком-то этапе после объединения общей системой их приблизительно одинаковый темп роста начинал дифференцироваться, и те города, которые приобретали главенствующее положение в сложной системе населенных мест, росли быстрее, а развитие соседствующих городов надолго замедлялось. В формировании групп в связи с этим наблюдаются три типичные стадии: на первой - интенсивно растет главный город за счет дальних городов группы, которые по сравнению с ним резко замедляют свой темп; на второй - темп роста выравнивается, и как центральные, так и периферийные города группы растут равномерно; на третьей - главный город постепенно замедляет свой рост за счет развития населенных мест ближайшего окружения, а дальние большие города начинают расти в ускоренном темпе. Развитие специализированных зон и транспортных узлов, расположенных между городами, обслуживающих всю группу населенных мест, происходит более равномерно.

На этих трех стадиях сначала растет центральный город за счет своих соседей; к тому времени, когда возможности его собственного роста оказываются исчерпанными, процесс роста перебрасывается на его ближнее и дальнее окружение, использующее преимущества общего экономико-географического положения; имеет место своеобразная демографическая волна, расходящаяся от главного города.

Новые специализированные города возникают, как правило, в рамках групповых систем расселения, и, таким образом, внутри этих систем складываются подгруппы научных, производственных, транспортных и других центров со свойственной для каждой подсистемы пространственной организацией.

Возникновение и развитие региональных и локальных групп больших городов - характерные признаки современного периода урбанизации. Если в течение ХIХ и в начале ХХ в. урбанизация выражалась преимущественно в росте отдельных городов, то вторая половина ХХ в. Была знаменательна необычайно быстрым распространением сложных градостроительных систем, включающих преобладающую часть больших городов. Как уже отмечалось, в СССР начало формирования этих групп относится к середине 20-х годов, а уже сегодня, несмотря на гигантские размеры страны, более половины больших городов входит в состав сложных пространственных систем.

Районы возникновения и развития наиболее сложных пространственных систем отличаются высокой общей плотностью населения
(300 - 1000 чел/км2), они находятся в Японии, Центральной Европе, Англии, на Северо-Восточном побережье США, в дельте Нила и т. д. В России имеются области наибольшей плотности населения, а также те области, в которых расположены крупнейшие и развитые группы больших городов (200—250 чел/км2).

Группы больших городов находятся на разных стадиях развития и формирования в неодинаковых условиях, и различия между ними существеннее сходства. Тем не менее, можно говорить и об общих чертах. Конфигурация сети больших городов страны, их пространственная группировка - важнейшие предпосылки формирования планировочной структуры отдельных городов.

Группы больших городов свидетельствуют о значительном социально-экономическом потенциале района, так как в них сосредоточено много населения; они обладают большой производственной силой, самыми многообразными и интенсивными производственными, культурными и другими функциями. Анализ показывает разную степень пространственного единства групп, которая зависит от конфигурации взаимоположения больших городов в группе и системы их транспортных связей. Так называемый Мегалополис (Северо-Восточное побережье США) в значительной мере обладает этой общностью, что, в частности, выражается в проектах создания мощных инженерных и коммуникационных систем, линий сверхскоростного транспорта, который должен объединить всю группу при затратах времени на поездку не более 2 - 3 ч. В Японии дорога со скоростью движения 240 км/чуже построена и связывает в пределах названных затрат времени районы Токио и Осака, благодаря чему общность жизни и интенсивность общения в этих группах непрерывно увеличиваются.

Развитие больших городов группами приводит к экономии расстояний, которые приходится преодолевать транспорту. Сложные системы
в своем развитии ориентируются на город с лучшим экономико-географическим положением, используя все его преимущества. Это касается
и транспорта, поскольку системы, как правило, прежде всего, формируются на основе городов с первоклассными транспортными устройствами.

Процессы формирования трех рассмотренных категорий групп больших городов, возможно, указывают градостроителям путь дальнейшего развития единой системы расселения. Полицентрические системы, охватывающие огромные территории, направляют наш взгляд в будущее. Этим определяются попытки создания теории регионального города. Представляют интерес поисковые работы английских градостроителей по выяснению структуры единого регионального города будущего, охватывающего своей системой основную территорию их страны, а также исследование по общему решению Северо-Итальянской группы больших городов. В нашей стране интересные работы в этом направлении выполнены для городов Центрального района, Средней Волги, Донбасса и т. д. Эти материалы свидетельствуют о том, что пространственная организация города находится под все возрастающим воздействием сложной системы населенных мест и ее нельзя решать изолированно от планировочной структуры городов ближайшего окружения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...