Субъекты права — это лица, обладающие способностью быть участниками правовых отношений. Правосубъектность включает следующие юридические характеристики лица: правоспособность — возможность лица обладать субъективными юридическими правами и исполнять юридические обязанности; дееспособность — способность лица своими действиями приобретать права и обязанности; деликтоспособностъ — способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.Эти характеристики несколько различны у физических и юридических лиц. Общая правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. По общему правилу, полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия. Несовершеннолетние обладают частичной (неполной) дееспособностью (возрастные градации частичной дееспособности различны в разных отраслях права). Возможности совершения ими самостоятельных юридических действий ограничены. Большинство юридических действий они совершают- с согласия законных представителей (родителей, попечителей).Лицо, страдающее душевной болезнью или слабоумием, решением суда может быть признано недееспособным. Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляет иные лица (родители, опекуны). Такого рода конструкция правосубъектности физического лица применяется, в основном, в области частного права. Что же касается публичного права, в первую очередь конституционного права, то момент наступления правоспособности не совпадает с моментом рождения. Например, способность быть активным участником выборов приобретается только с достижением совершеннолетия, а способность быть избранным в органы государственной власти — еще позднее. Деликтоспособность физического лица зависит от вменяемости (способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими) и достижения определенного возраста. Правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией.Виды субъектов права: 1) физические лица 2) юридические лица 3) государство, 4) социальные общности — народ, нация, этнические группы.
50. Систематизация законодательства. Учет нормативно-правовых актов. Правовой тезаурус
Систематизация — это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в определенную согласованную систему.Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями.Различают следующие виды систематизации нормативно-правовых актов:1) учет нормативно-правовых актов— сбор государственными органами и неофициальными организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, обеспечивающей поиск необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет (например, информационно-поисковые системы «Законодав-ство Украши» на официальном веб-сайте Верховной Рады Украины, а также неофициальные поисковые системы «Юрист+», «Лига-Закон»).;2) инкорпорация— это объединение нормативно-правовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку. Разновидности инкорпорации по субъекту осуществления: официальнаяинкорпорация — осуществляется государственным органом (например, «В1домост1 Верховно!Ради Украши», «Офщшний в1сник Украши»); неофициальнаяинкорпорация — осуществляется издательствами, научными и учебными заведениями, отдельными специалистами.3) консолидация— принятие укрупненного унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы, исправляется устаревшая терминология. 4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта (кодекса, основ) на основе старых актов, с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий. Разновидности кодификации по объему охватываемого нормативно-правового материала:—всеобщая— образование сводного акта по всем отраслям законодательства («кодекса кодексов»). Например, такой характер имел Свод законов Российской империи;—отраслевая— объединение правовых норм той или иной отрасли — Гражданский кодекс Украины, Уголовный кодекс Украины;—межотраслевая (комплексная)— объединение правовых норм разных отраслей права, регулирующих общественные отношения в определенной сфере, например, Воздушный кодекс Украины, Кодекс торгового мореплавания Украины;—специальная (внутриотраслевая)— объединение правовых норм отдельного института или подотрасли права (примером являются Водный кодекс Украины, Кодекс Украины о недрах, Лесной кодекс Украины).Соотношение различных видов систематизации по глубине «вторжения» в нормативно-правовой материал является следующим: учет нормативно-правовых актов и инкорпорация не вносят изменений в текст и содержание нормативно-правовых актов, консолидация вносит изменения в текст нормативно-правового акта, не меняя содержания норм и не создавая новых норм права, а кодификация представляет собой разновидность правотворчества.