2. Теории происхождения позитивного права
2. Теории происхождения позитивного права Юридический позитивизм (И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзен, Г. Ф. Шершеневич) — право является продуктом целенаправленной государственной деятельности, актом воли[5], выраженным в виде определенных правил, приказом суверена. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Правотворческая деятельность государства может осуществляться как в форме непосредственного, так и санкционированного правотворчества. В рамках непосредственного правотворчества создаются так называемые гражданские права и обязанности (правила, регламентирующие порядок формирования и функционирования государственной власти, приобретения и утраты гражданства и т. п. ). В рамках санкционированного правотворчества государство признает юридически значимыми (правомерными, противоправными) правила поведения, сложившиеся в ходе естественного развития общества (обычай наследования имущества умершего членами его семьи признается государством правомерным, а обычай кровной мести — противоправным). Социологический позитивизм (Е. Эрлих, К. Лавеллин, Д. Фрэнк, С. А. Муромцев) — право как система правил поведения общезначимого характера формируется в результате социального развития. Государство юридизирует (наделяет юридической силой, гарантирует и санкционирует) уже сложившиеся в процессе общественного развития правила поведения. Так, например, право, по Е. Эрлиху, — это, прежде всего, объективное, независимое от прямого волеустановления явление («живое право»), которое постепенно преобразуется в систему правил («право второго порядка»), «по которым суды и другие учреждения оценивают поступки людей... »[6]. При этом к праву второго порядка ученый относил правовые положения, установленные судебными решениями и законодательством, которые предназначены охранять «живое право», опережающее по своей динамике отражения сущего — исходящие от государства правовые установления.
Психологический позитивизм (Л. Петражицкий, Г. Тард и др. ) рассматривает право как продукт, создаваемый на уровне человеческой психики. Наиболее яркий и авторитетный представитель психологической теории права Л. И. Петражицкий характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер»[7]. Ученый проводил деление права на позитивное и интуитивное. При этом возникновение позитивного права связывалось с некими внешними основаниями — «нормативными фактами», на которые право опирается (обычаи, законы, кодексы и пр. ). Интуитивное же право — это продукт внутреннего определения субъекта[8].
11. Понятие государства и его признаки. Сущность государства. Реализация государственной власти Понятие, признаки и сущность государства В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие народные достижения. В этой связи хотелось бы дать некоторые научно-обоснованные определения понятия государства:
1. Государство есть исторически развивающееся явление, т. е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода. 2. Государство есть продукт общественного развития, т. е. применительно к государственно-организованному обществу оно является основной управляющей системой. 3. Русские юристы излагали в своих работах следующие определения понятия государства. Так Коркунов считал, что государство есть «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Гумилович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Следует заметить, что сторонники марксистко-ленинской теории определяли государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Таким образом, указанные определения носили сугубо классовый характер, который является важнейшим признаком любого государства. 4. Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С. С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велением обязательную силу для населения всей страны. Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях. В юридической литературе определяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти:
1. Наличие особой публичной власти, т. е. органов, издающих от имени государства законы и подзаконные нормативно-правовые акты; обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения. 2. Разделение населения по территориальному принципу, т. е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннее территориальное разделение населения, защита его интересов, независимо от их принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классовой принадлежности. 3. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти. 4. Государственный суверенитет, т. е. верховенство государственной власти как внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде. 5. Правотворческая деятельность органов государства, т. е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др. ) обязательных для исполнения каждым членом общества. Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: 1) его способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность), либо, 2) его способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|