27. Сущность и содержание права. Социальное назначение права.
27. Сущность и содержание права. Социальное назначение права. Напомним, что под " сущностью" в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, т. е. тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется иная точка зрения. Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет, обусловливает его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи, появляться другие и т. д. Содержание права – это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера. " Содержание" – это категория, парная категории " форма". Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация. Содержание права может меняться, но сущность его едина.
Считается, что с точки зрения марксистско-ленинского обществоведения сущность права представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Однако проблема марксистского понимания права и его сущности далеко не так однозначна. Здесь нужно различать позиции ортодоксального марксизма и " марксизма-ленинизма" – марксизма, переработанного и дополненного последователями Маркса и Энгельса – идеологами большевизма. Маркс никогда не считал, что возведенная в закон воля господствующего класса, – это и есть ПРАВО. Маркс и Энгельс в работе под названием " Манифест Коммунистической партии", обращаясь к классу буржуазии, пишут следующее: "... Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса" [1]. В этом высказывании авторы Манифеста на самом деле упрекают класс буржуазии в том, что буржуазия безосновательно называет правом те правила, которые отвечают лишь ее интересам, но которые она возвела в закон, т. е. сделала правилами, обязательными для всех слоев общества. Безусловно, что и теоретики большевизма понимали, что с общечеловеческой точки зрения возведенную в закон волю господствующего класса правом называть нельзя. Но здесь был проделан определенный идеологотеоретический кульбит. Социалистическое право было объявлено принципиально новым и высшим историческим типом права, т. е. правом, принципиально отличающимся по своей сущности от эксплуататорских типов нрава. Социалистическое право выражает волю рабочего класса (и других трудовых слоев населения) как класса трудящегося и составляющего большинство населения (в союзе с другими трудящимися), поэтому законы, изданные социалистическим государством и выражающие волю рабочего класса, – это и есть право.
Современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права. Право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых-правоведов прошлого Максим Максимович Ковалевский, создать " замиренную среду". На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ. Сущность права определяется тем, что оно содержит такие правила жизни людей, без которых вообще невозможно существование общества. Социальное назначение и функции права Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|