ГОС. И ЦЕРКОВЬ
В переводе с греческого церковь— дом Бога, дом Господний. В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле церковь— это особый тип религиозной организации, объединение последователей христианской религии на основе общности вероучения и культа. К главным признакам церкви относят:
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов- государств, было три центра управления: городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
Статус государственной церкви кроме привилегий предполагает тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская православная церковь. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско- епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами.
Режим отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др. ) также имеет характерные черты.
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. Статья 14 Конституции РФ гласит: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
На основе этих положений Конституции РФ государственноконфессиональные отношения в России регламентируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому находящемуся на территории РФ гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться вдела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Секуляризация, т. е. освобождение от влияния религии (в узком смысле секуляризация означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. С этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика тео-кратической государственности сохраняет актуальность в связи с теократизацией политических процессов в ряде стран. В литературе под теократией понимают такую форму государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве земного божества, первосвященника и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е. Н. Салыгин). Теократическая модель общественно-политического устройства имеет ряд отличительных черт.
Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|