Основные критерии анализа психовозрастного развития ребенка в периодизации Л.С.Выготского
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Критерий выделения периодов должен учитывать изменения самого развития. 2. Объективность критериев развития, т.е. разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно. 3. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту. В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский ввел понятие «психологический возраст» и предложил рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития. Основные понятия, характеризующие сущность каждого возрастного периода, введенные Л.С.Выготским, используются в психологии и сегодня: · · ·
Выготский был одним из первых, кто подчеркнул позитивное значение кризисов в процессе развития. По его мнению, потребность человека в преодолении старой ситуации развития и создании новой свидетельствует о динамичности развития личности, необходимости разрушения (преодоления) ставших тормозящими социальных отношений и продвижения, построения новых отношений с социальным окружением, - это нома онтогенеза. Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды: 1. Новорожденность - кризис новорожденности; 2. Младенчество (2 месяца — 1 год); - кризис одного года; 3. Раннее детство (1—3 года); - кризис трех лет; 4. Дошкольный возраст (3—7 лет); - кризис семи лет; 5. Школьный возраст (8—12 лет); - кризис 13 лет; 6. Пубертатный возраст (14—17 лет); - кризис 17 лет.
С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая зону ближайшего развития, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. Зона ближайшего развития (ЗБР) - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь взрослого. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие.
Примеры из жизни: Мама привела трехлетнюю Марину в детский клуб. Возле клубной сцены стояло несколько высоких стульев – таких, какие обычно бывают в барах. На один из них пытался залезть мальчик. Его мама стояла рядом и страховала, чтобы не упал, подсказывая, куда нужно ставить ножку. Марина взяла маму за руку, повела ее к стулу, подняла руки. Мама послушно подняла девочку и усадила на стул. Папа привез из командировки супер-модную детскую электронную игру. На коробочке было написано «с 3 лет». Но папа точно знал, что сын его, Гоша, талантлив. Да что там говорить! Гениален! Потому в неполных два года запросто может играть с этим по-детски примитивным компьютером. Но папа был разочарован. Больше всего Гоше понравилась… коробка из-под супер-игры. С ней и с любимыми кубиками сын играл увлеченно, создавая гараж для старенькой машинки. А вот объяснений папы об интересной игрушке даже слушать не захотел. В этих примерах видно, как родители «используют» зону ближайшего развития для воспитания и обучения ребенка. Мама мальчика из первой «картинки действовала в зоне ближайшего развития: помогала ему сделать это самому. Мама Марины не попыталась помочь девочке залезть на стул. Она сделала это ЗА НЕЕ, а не ВМЕСТЕ С НЕЙ. Потому нельзя сказать, что у Марины в зоне ближайшего развития – способность самостоятельно взобраться на стул.
Папа Гоши, собственно, как и многие родители, несколько идеализировал способности сына. В зоне актуального развития Гоши – оказалась игра с кубиками, сюжетные постройки (ему для этого не нужна помощь папы). А то, что он не проявил никакого интереса к электронной игре и не воспользовался помощью папы, говорит лишь о том, что эта игра не лежит в зоне его ближайшего развития.
Вклад Л.С.Выготского в развитие отечественной и мировой науки трудно переоценить. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в холе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Без преувеличений можно сказать, что Л. С. Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития. Те недостатки его теории, на которые указывали некоторые советские и зарубежные ученые (приоритет анализа познавательной сферы, недоучет мотивационно-потребностной сферы сознания, недостаточность экспериментальной базы) в дальнейшем преодолевались многочисленными учениками его школы, а идеи Л.С.Выготского углублялись и совершенствовались.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|