45. Стадии правотворческого процесса. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными правовыми нормами (рис. 13. 4). Рис. 13. 4. Этапы и стадии правотворческого процесса В юридической литературе нет единства мнений относительно этапов и стадий правотворчества, основное внимание уделяется официальному процессу рассмотрения и принятия нормативных правовых актов, прежде всего, законопроектов. Остается пока без внимания анализ ведомственного правотворчества, проблемы оптимизации правотворческого процесса. Рассматривая стадии правотворчества, В. М. Платонов называет следующие: прогнозирование и планирование; изучение, анализ общественных явлений; выявление потребности в правовой регламентации; определение органов, правомочных принимать правовые акты; принятие решения о подготовке проекта, разработка концепции, идеи будущего акта; подготовка проекта разработчиком либо рабочей группой, обсуждение замысла; официальное рассмотрение концепции закона с соблюдением соответствующих процедур[1]. Типологию этапов законодательного процесса, основанную на конституционных положениях, предлагает А. Н. Кокотов: законодательная инициатива; принятие решения о первичном движении законопроекта в Государственной Думе; предварительное рассмотрение законопроекта в рабочих органах Государственной Думы; направление Государственной Думой принятого ею закона в Совет Федерации; принятие решения о первичном движении закона в Совете Федерации; предварительное рассмотрение закона в рабочих органах Совета Федерации; пленарное рассмотрение закона Советом Федерации (в том числе «квазирассмотрение» в пассивной форме); направление принятого и одобренного закона Президенту; рассмотрение закона Президентом на предмет его подписания или отклонения (возвращения); обнародование (опубликование) закона; вступление закона в силу[2].
Получается, что В. М. Платонов основное внимание уделяет первому (во многом неофициальному) этапу правотворческого процесса, тогда как А. Н. Кокотов рассматривает официальный этап правотворческого процесса. В правотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативного правового акта и его принятие, которые, в свою очередь, распадаются на ряд стадий. Первый этап можно рассматривать как неофициальный, так как не все стадии последовательно может проходить тот или иной проект. 1. Правотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке нормативного правового акта. В данном случае необходимо решение компетентного государственного органа, которое часто связывают с реализацией права законодательной (правотворческой) инициативы. В Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит строго ограниченному кругу субъектов. Согласно ст. 104 Конституции РФ им обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов федерации, а также Конституционный и Верховный суды РФ по предметам их ведения. Данное право нельзя понимать узко, только как внесение законопроектов. Перечисленные субъекты могут внести на рассмотрение вопрос любого значения, требующий в последующем правового оформления. Принятие решения о подготовке нормативных правовых актов обычно заранее включается в планы их подготовки, однако оно может быть реализовано и в виде отдельного поручения государственным органам или общественным организациям.
2. Подготовка текста нормативного правового акта требует соответствующей предварительной работы: определения круга привлекаемых специалистов, создания рабочей группы, выявления общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса. При подготовке текста проекта обычно используется отраслевой или ведомственный подход, когда привлекаются специалисты, организации соответствующего профиля. Очень часто дается общее поручение нескольким ведомствам, включая и юридические органы (Министерство юстиции, МВД, прокуратуру, суд и т. д. ). В цивилизованной практике правотворчества должен в большей степени реализовываться и другой подход, когда проект нормативного правового акта готовится соответствующими комитетами, комиссиями высшего законодательного (представительного) органа государственной власти. Заранее должны быть определены возможные последствия принятия данного акта: экономические, политические, социальные, юридические, а также его стоимость, просчитаны возможные финансовые затраты и т. п. В частности, законопроекты о введении налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. 3. Обсуждение текста проекта нормативного правового акта предполагает предварительное ознакомление с его содержанием и обычно осуществляется с широким привлечением заинтересованных сторон. Формы обсуждения могут быть самыми различными: совещания; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати, на радио и телевидении; рецензирование проекта учебными и научно-исследовательскими учреждениями; получение отзывов и заключений. Важнейшие законопроекты могут выноситься на всероссийское обсуждение, особенно если касаются прав и свобод, интересов граждан, их объединений и организаций. В этом случае проект обязательно публикуется в печати, оглашается по радио (полностью или в изложении). Иными словами, речь идет о максимальном учете общественного мнения.
Второй этап — принятие нормативного правового акта — следует рассматривать как официальный, так как обычно эта процедура строго определена в регламентах правотворческих органов, которые организуют дальнейшую работу.
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации, ему присваивается регистрационный номер, заводится электронная регистрационная карта. Председатель Государственной Думы направляет законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, где осуществляется их предварительная экспертиза. Комитет в течение 14 дней представляет законопроект на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Законопроекты представляются с пояснительной запиской, отражающей аргументированную характеристику их целей, задач, основных идей, а также ожидаемый эффект и экономическое обоснование. Данная стадия заканчивается официальным включением законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации Российской Федерации — по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ), как правило, не позднее 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляются в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для подготовки предложений и замечаний. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой. Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы — членов данного комитета, других депутатов Государственной Думы, представителей субъекта права законодательной инициативы, а также представителей органов государственной власти, других организаций, экспертов и специалистов. Для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы и другие организации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы готовит заключение по законопроекту. До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта или отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления. 7. Обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе осуществляется в двух-трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или регламентом правотворческого органа. При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.
При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и обязательно содоклад соответствующего комитета или рабочей группы правотворческого органа. Затем идет официальное обсуждение, причем каждое предложение или замечание фиксируется; соответствующее реагирование заинтересованных органов обязательно. По результатам обсуждения законопроект отклоняется или принимается в первом чтении, устанавливается срок представления поправок к законопроекту (как правило, не менее 15 дней). В случае принятия законопроекта в первом чтении ответственный комитет может внести предложение о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой и лингвистической экспертиз. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении и законопроект в течение пяти дней направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам их ведения для подготовки поправок. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для подготовки поправок. Внесенные поправки к законопроекту в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта рассматриваются ответственным комитетом, а также другими профильными комитетами или комиссиями, которым поручена доработка проекта. Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой, о направлении законопроекта Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы и определяет докладчика по законопроекту — представителя ответственного комитета, выступающего первым при начале второго чтения законопроекта. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Если нет возражений против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, то поправки принимаются. Если есть возражения, то вначале голосуются поправки, против которых нет возражений, а затем каждая поправка, по которым имеются возражения. Затем рассматриваются поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению. По окончании голосования по поправкам ставится на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта голосуется предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения или по решению Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. 8. Голосование проекта (третье чтение) следует рассматривать как самостоятельную и наиболее важную стадию правотворческого зоо процесса. Очень часто эта процедура отражается в конституционных нормах. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре второго чтения. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным. Решение оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы. 9. Одобрение закона. Принцип совместного осуществления обеими палатами законодательной функции распространен в парламентской среде, имеющей двухпалатное устройство. Федеральное Собрание в этом смысле лишь один из многих парламентов, следующих данному принципу[3]. Российский парламент построен по принципу бикамерализма, поэтому принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Председатель Совета Федерации или его заместители определяют комитет (комиссию), ответственный за рассмотрение закона, в обязанности которого входит подготовка заключения. В нем должны быть: указания на то, подлежит ли закон в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению Советом Федерации; обобщенная позиция органов государственной власти регионов по федеральному закону, относящемуся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов; оценка рассматриваемого закона; решение — рекомендация об одобрении или отклонении федерального закона. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 50% депутатов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого закон должен быть рассмотрен верхней палатой, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации. Этот же срок распространяется также на федеральные законы, рассматриваемые Советом Федерации в порядке ст. 106 Конституции РФ. Если верхняя палата за это время не завершает рассмотрение закона, он не считается одобренным и работа над ним продолжается на следующем заседании до вынесения постановления Совета Федерации о его одобрении или отклонении. Особенностью процедуры одобрения федерального закона без рассмотрения Советом Федерации является то, что теперь при переходе к вопросу повестки дня, председательствующий вправе внести предложение не рассматривать федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению. Если ни один из членов верхней палаты не настаивает на рассмотрении такого закона, он не рассматривается на заседании палаты и по истечении 14-дневного срока со дня его поступления в Совет Федерации считается одобренным без рассмотрения. В течение пяти дней Совет Федерации направляет принятый закон для подписания и обнародования Президенту Российской Федерации. Причем верхняя палата это делает независимо от того, одобрен закон путем голосования или без рассмотрения. В случае отклонения законопроекта может быть создана согласительная комиссия, после чего проект снова рассматривается в Государственной Думе. Преодолеть вето Совета Федерации можно повторным голосованием, если за законопроект проголосуют две трети депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации (рис. 13. 5). 10. Подписание законопроекта осуществляется Президентом Российской Федерации как главой государства. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту, и в течение 14 дней он может его подписать. Этот же срок определен для подписания федерального конституционного закона. Если Президент использует предоставленное ему право вето, то Совет Федерации и Государственная Дума, каждая палата в отдельности могут «опрокинуть вето» президента, повторно рассмотрев в ранее принятой редакции федеральный закон и приняв его двумя третями голосов каждой из палат. В этом случае законопроект подлежит подписанию президентом в течение семи дней после поступления. В литературе называются разные причины отклонения Президентом федеральных законов: несогласие Президента с одним из положений принятого закона; противоречие (несоответствие) закона Конституции РФ; несоответствие закона правилам законодательной техники; отсутствие заключения Правительства на проект закона на момент его внесения в Государственную Думу; противоречие закона общепринятым нормам международного права; противоречие закона федеральному закону о бюджете; противоречие закона Гражданскому Кодексу Российской Федерации; несоответствие текста принятого закона тексту того правового акта, по отношению к которому он должен применяться. Аналитические службы Аппарата Государственной Думы называют следующие основания: несогласие главы государства с положениями закона; противоречия отклоненного закона Конституции, кодексам, другим законам; несоответствие закона правилам законодательной техники; отсутствие заключения Правительства (если оно требуется); невнимание к поправкам Совета Федерации, предлагавшимся после принятия закона в первом чтении[4]. Рис. 13. 5. Принятие Федерального конституционного закона В целях оптимизации законодательного процесса, усиления связи Государственной Думы и Совета Федерации с субъектами права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации был Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. Это совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации, учрежденный в мае 2012 года для согласованного законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершенствования механизмов реализации контрольных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности. Перед этой структурой ставится сверхзадача обеспечить в стране единое правовое пространство. В ее рамках Совет законодателей призван: определить основные направления развития федерального и регионального законодательства; содействовать обеспечению взаимодействия законодательных органов субъектов Федерации с палатами Федерального Собрания; стремиться придавать системный характер законодательному процессу на федеральном и региональном уровнях; организовывать обсуждение наиболее значимых проектов федеральных законов. Совет законодателей объединяет на добровольной основе руководителей законодательных органов власти регионов. Периодичность его заседаний — не реже двух раз в год. В целях обеспечения непрерывности своей деятельности, подготовки и реализации принимаемых Советом законодателей Российской Федерации решений сформированы Президиум Совета законодателей Российской Федерации и постоянно действующие рабочие органы — комиссии Совета законодателей Российской Федерации. 11. Опубликование нормативного правового акта и доведение его до адресата представляют собой заключительную стадию правотворческого процесса. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. от 21. 10. 2011) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции России и соответствии ей законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. Собрание законодательства Российской Федерации состоит из пяти разделов:
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ст. 102 и 103 Конституции РФ; во второй — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера. При публикации федерального конституционного закона, федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. Несколько иной порядок опубликования и вступления в силу имеют акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. 23 мая 1996 г. Президент России в целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией РФ, Законом РФ «О государственной тайне», Федеральными законами «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и «Об информации, информатизации и защите информации» принял соответствующий указ (в ред. от 17. 11. 2011). Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны. Официальным опубликованием акта Президента Российской Федерации считается первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном интернет-портале правовой информации (URL: http//www. pravo. gov. ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы неофициально в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, с использованием возможностей Интернета. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственноправовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации — Аппарат Правительства Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или конфиденциального характера, также вступают в силу со дня их подписания, кроме актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Последние вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен иной порядок вступления их в силу, в частности предусмотрен конкретный срок вступления в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Акты органов местного самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, средствах массовой информации или развешиваются на видных местах. Законотворческий процесс – это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Законотворческий процесс, в РФ включаетчетыре стадии: а) законодательную инициативу; б) обсуждения законопроекта в Государственной думе; в) принятие закона; г) подписание президентом и вступления закона в юридическую силу. 1 - законодательной инициативы - эта стадия состоит во внесении в парламент уполномоченным субъектом законопроекта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязанрассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы - Президент РФ, Совет Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, а также Правительству, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения и субъектам Федерации в лице их представительных органов. Законопроект первоначально вноситсяв Гос. Думу. 2 - Обсуждение законопроекта – начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, что бы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.
Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях парламента проходит в форме чтений. Закон принимается в трех чтениях: На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта. Депутаты оценивают основную его идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии). Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом (по существу и постатейно) Если законопроект не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передается в комитет для редакционной доработки.
В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками. Но и на этой стадии законопроект может быть отклонен, если он не набрал необходимого большинства голосов. Прекращениеобсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона. 3. - Стадия принятие закона – данная стадия проходит в форме голосования. ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы и в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|