Консолидация – такая форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт.
Консолидация – такая форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт. Консолидация проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими. Этот вид систематизации нормативных актов – нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. Результатом консолидации, как и при кодификационных работах, является один нормативный акт, однако сам нормативный материал не перерабатывается, возможна лишь редакторская правка, исключение отдельных правовых норм для устранения противоречий. Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе но теории государства и права, – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. " О праздничных и памятных днях", который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих документов в свое время вводился то г или иной праздничный или памятный день, а принятый Указ, не изменяя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся компетентными государственными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер. Таким образом, систематизация нормативных правовых актов может быть направлена на совершенствование либо содержания правовых норм (так называемая внутренняя систематизация), либо расположения нормативного материала (так называемая внешняя систематизация). Инкорпорация представляет собой только внешнюю систематизацию; кодификация охватывает и внешнюю и внутреннюю: консолидация – это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени – внутренняя.
Иной точки зрения придерживается В. К. Бабаев. Он утверждает, что традиционное деление систематизации на виды не отражает реального положения вещей, поскольку систематизация как деятельность по упорядочению законодательства имеет дело с уже готовым нормативным материалом, а кодификация – это, по сути, создание новых нормативных правовых актов. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства (см.: Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. С. 331-332). Развитие компьютерных технологий открывает широкие возможности для быстрой и правильной ориентации в нормативном материале, скорейшего нахождения нужных документов. Поэтому, говоря о систематизации нормативных правовых актов, следует иметь в виду существование различного рода справочных компьютерных программ. За рубежом такие программы разрабатываются с 1960-х гг., в Советском Союзе исследования в этом направлении активизировались в 1980-х гг. Самая крупная на то время система правовой информации – АИПС (автоматизированная информационно-поисковая система) " Законодательство" – была создана в Научном центре правовой информации Министерства юстиции СССР (см.: Правовая информатика и кибернетика: учебник / под ред. Н. С. Полевого. М., 1993. С. 258-270, 390^408). Используемые в настоящее время информационно-справочные правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант и т. п. – в России сейчас разрабатываются и используются не менее 15 подобных систем) содержат несколько тысяч нормативных правовых актов и позволяют вести поиск нормативного правового акта по его данным (вид акта, название, орган, принявший нормативный правовой акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации), по данным о публикации в периодических изданиях, по слову в тексте или в заголовке нормативного правового акта. Возможны также просмотр старых редакций нормативных правовых актов, создание тематических подборок, создание сборного документа на основе фрагментов нормативных правовых актов, вывод на печать всей информации и многое другое. Подобные информационнопоисковые системы могут оказать неоценимую помощь при составлении различных инкорпорированных сборников, консолидированных актов и при кодификационных работах.
48. Юридическая техника. одержание нормативных правовых актов излагается посредством определенных правил, языковых средств, приемов формулирования, рассмотрения, принятия и обнародования юридических актов. Совокупность правил, средств и приемов подготовки, разработки, оформления и систематизации нормативных правовых актов составляет содержание понятия юридическая техника. Ее использование при издании правовых норм необходимо для адекватного выражения воли законодателя, понятного простым гражданам, и единообразного применения их. Высокий уровень юридической техники отражает состояние правовой культуры общества, обеспечивает эффективность права и соблюдение законности. В зависимости от юридической силы и назначения нормативных правовых актов можно выделить три вида юридической техники:
На каждой стадии нормотворческой процедуры, включая этапы разработки и формулирования норм права, построения, оформления и образования нормативного правового акта, существуют правила его внешнего изложения. Можно выделить три группы требований, которым должен соответствовать нормативный акт.
1. На стадии разработки и формулирования нормативного правового акта важно адекватно выразить волю законодателя посредством использования юридических понятий и терминов. При подготовке нормативных правовых актов законодатель должен опираться на следующие правила:
Юридическая техника охватывает и правила оформления и обнародования нормативных правовых актов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|