69. Акты толкования правовых норм
69. Акты толкования правовых норм Акты толкования В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права – это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм. Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений». Различаются следующие виды актов толкования: · в зависимости от типов официального толкования они делятся на акты нормативного и казуального толкования; · в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов; · в зависимости от конкретных органов, осуществляющих толкование, различают акты суда, прокуратуры, администрации и др.; · в зависимости от формы – это постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т. д.; · в зависимости от предмета правового регулирования – акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.;
· в зависимости от характера – на материальные и процессуальные интерпретационные акты. Самостоятельное значение прежде всего имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно-правовым и индивидуальным актам. 70. Механизм правового регулирования Механизм правового регулирования Правовое регулирование осуществляется посредством особой последовательности правовых средств, которые в совокупности образуют специфическую систему, получившую в теории права наименование «механизм правового регулирования». Механизм правового регулирования — это последовательная система взятых в единстве правовых средств, применяемых на каждой из стадий правового регулирования, посредством которой абстрактное нормативное предписание воплощается в объективной действительности. [1] [2] [3] [4] [5] 5) обосновать необходимость совершенствования средств и методов правового регулирования в обществе. Механизм правового регулирования — это:
Основными рабочими частями (элементами) механизма правового регулирования, позволяющими реализовываться праву в объективной реальности, являются разнообразные правовые средства. Правовые средства — это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и конструкций, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.
Правовые средства делятся на средства-инструменты и средства-конструкции. В первом случае — это некие простые юридические элементы — права, обязанности, запреты, льготы, наказание и т. д. Во втором случае — это более сложные процедурные образования — правотворчество, правоприменение, составление и заключение договора, подача иска и т. д. Признаки юридических средств:
Классификация правовых средств:
Особым комплексным правовым средством выступает правовой режим.
Правовой режим - э го специфический порядок правового регулирования, выражающийся в особом сочетании способов, методов и типов правового регулирования и комплексном использовании различных правовых средств в целях создания желаемого социального состояния и конкретной степени благоприятности (или неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права. Правовой режим может включать в себя все способы, методы, типы правового регулирования, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно раскрывается при учете соотношения в них стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. В первом случае создаются благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, во втором — проявляется нацеленность на комплексное сдерживание нежелательных для государства проявлений. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования, основным признаком которого выступает развитая система льгот и поощрений (например, свободные экономические зоны), и режим наибольшего неблаго- приятствования, в качестве которого можно рассматривать заградительные таможенные пошлины при протекционистской политике государства. Исходя из стадий правового регулирования обычно выделяют четыре основных компонента (правовых средства) механизма правового регулирования:
В механизме правового регулирования нормы права:
Значение юридического факта в механизме правового регулирования
заключается в обеспечении перехода от абстрактной, неконкретизирован- ной нормы права к индивидуализированным связям и отношениям. Норма права не может проявить свое реальное действие до тех пор, пока не произойдет конкретное жизненное обстоятельство, которое запустит ее регулятивное воздействие. До наступления этого обстоятельства в регулятивном воздействии нормы права просто нет необходимости. Юридический факт инициирует процесс «обвеществления» нормы права в объективной действительности. Как особый компонент механизма правового регулирования правоотношения выполняют три функции:
В механизме правового регулирования акты реализации прав и обязанностей служат:
Особое внимание в механизме правого регулирования следует обратить на роль и место актов применения права и правосознания. Акты применения норм права в механизме правового регулирования имеют разное положение и значение. Они могут выступать:
Правосознание играет специфическую роль:
Своеобразие правосознания в механизме правового регулирования заключается в том, что оно является:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|