Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы управления в административно - политической сфере




Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопас­ность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Мно­гие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Фе­дерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни общества осуществляется преимущественно или исключитель­но федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ. Большинство администра­тивно-политических министерств и ведомств подчинено непосредст­венно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в отношении них лишь координирующую роль.

Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (защита прав и свобод человека и гражданина, прав националь­ных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопас­ности, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и др.), они осуществляются и государственными ор­ганами РФ, и органами государственной власти субъектов РФ (в последнем случае — если эти отношения не урегулированы орга­нами РФ или не включены ими в сферу своей деятельности). На уровне муниципальных образований (в городах, районах, но не в мелких селениях) государственное управление в административно-политической сфере осуществляется либо соответствующими отде­лениями федеральных министерств и ведомств, либо (если вопросы отнесены Конституцией РФ к сфере предметов совместного веде­ния) органами субъекта РФ при соблюдении указанного выше ус­ловия.

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование воору­женных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обяза­тельств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, выте­кающих из Устава ООН.

Управление в области обороны осуществляется только федераль­ными государственными органами, это исключительная компетенция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Пре­зидент РФ, являющийся по должности Верховным Главнокомандую­щим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные на­правления военной политики, утверждает планы строительства Во­оруженных Сил, осуществляет руководство Вооруженными Силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное поло­жение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольне­нии в запас, назначает и освобождает от должности высшее командо­вание, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других во­просов в области обороны.

Важные полномочия принадлежат Правительству РФ. Оно про­водит необходимые меры по организации обороны и государствен­ной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, материальными средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руково­дит гражданской обороной и др. Непосредственное управление Во­оруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Гене­ральный штаб, командующие военными округами, другие воена­чальники.

Министерство обороны РФ отвечает за состояние и развитие Во­оруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисципли­ны.

Генеральный штаб — основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Он разрабатывает предложения по строи­тельству Вооруженных Сил, мобилизационный план, программу обо­рудования территории РФ в целях обороны, осуществляет перспек­тивное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обороны и государственной безопасности РФ.

Связующим звеном между Министерством обороны и войсками являются органы управления военных округов и флотов. Военный округ — оперативно-территориальная единица, создаваемая для ко­мандования Вооруженными Силами на определенном стратегичес­ком направлении.

На местах существуют военные комиссариаты — территориальные органы военного управления, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах, районах. Они, в частности, ведут учет военно­обязанных, организуют прием на военную службу (в том числе путем заключения контрактов на добровольной основе).

В крупных воинских объединениях (армиях, видах войск), в воен­ных округах (флотах) при командующих созданы постоянно дейст­вующие совещательные органы — военные советы.

Управление в области безопасности в России — прерогатива Федерации. Общее руководство органами и силами обеспечения го­сударственной безопасности осуществляет Президент РФ. Он фор­мирует, реорганизует, упраздняет такие органы и силы. При нем действует назначаемый им совещательный орган — Совет Безопас­ности. В его состав входят председатели палат парламента, предсе­датель Правительства РФ, некоторые руководители ведущих мини­стерств и ведомств, другие лица. Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы, выявляет внутренние и внешние угро­зы, разрабатывает основные направления обеспечения безопасности, готовит рекомендации и проекты оперативных решений Президента по предотвращению чрезвычайных ситуаций и принятию необходимых мер, если они возникли. Председателем Совета Безопасности является Президент РФ, важнейшие решения Совета Безопасности оформляются его указами, другие решения — протоколами Совета Безопасности.

Повседневной работой по обеспечению государственной безопас­ности занимаются Федеральная служба безопасности, Служба внеш­ней разведки, Федеральная служба охраны и др.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) и ее органы при­званы осуществлять разведывательную и контрразведывательную деятельность (пресечение деятельности спецслужб иностранных го­сударств), вести борьбу с преступлениями, особенно государственны­ми преступлениями (пресечение шпионажа, террористической дея­тельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, пресечение других преступ­лений, по которым эти органы ведут дознание и предварительное следствие). Они обеспечивают охрану государственной тайны, без­опасность атомной промышленности, энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных центров, космических исследова­ний, других научных разработок.

Служба внешней разведки добывает и обрабатывает информацию о возможностях, действиях и намерениях иностранных государств, если это затрагивает жизненно важные интересы РФ. Она исполь­зует специальные, в том числе негласные, методы и средства, круг которых, однако, ограничен Федеральным законом «О внешней раз­ведке» 1996 г. Основные задачи внешней разведки определяет Пре­зидент РФ, он назначает и освобождает от должности руководителя службы (он не входит в состав Правительства), других ее руково­дителей. Кадровый состав внешней разведки зашифрован.

Федеральная служба охраны РФ функционирует под руководст­вом Президента и Правительства РФ. Она обеспечивает безопас­ность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» 1996. К их числу относятся Президент, Председатель Правительства РФ, пред­седатели палат парламента, высших судов, Генеральный прокурор. При необходимости государственная охрана распоряжениями Пре­зидента может быть предоставлена членам парламента, другим лицам. Служба охраны обеспечивает также безопасность высших официальных лиц иностранных государств во время их пребывания на территории РФ.

Большой объем задач в сфере государственного управления вы­полняет Министерство внутренних дел РФ. Оно руководит мили­цией1, Государственной инспекцией по безопасности дорожного дви­жения, Государственной противопожарной службой, имеет в своем подчинении внутренние войска и другие отряды специального на­значения. МВД России подчинено Президенту РФ; Правительство координирует его деятельность с другими министерствами и ведом­ствами.

В систему правоохранительных органов входит Министерство юстиции РФ. Оно также подчинено Президенту РФ и не занимает­ся организационным и материальным обеспечением судов — теперь эти вопросы находятся в ведении Судебного департамента при Вер­ховном Суде РФ. Министерство обеспечивает реализацию государ­ственной политики в области юстиции, участвует в обеспечении правовой базы для деятельности органов государства, по поручени­ям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направленных ему для подписания, координирует работу федеральных органов, участвует в разработке законопроектов, вносимых Правительством, проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых феде­ральными органами государственной власти, а также актов, приня­тых субъектами РФ

Специфической частью государственного управления в админи­стративно-политической сфере является управление иностранными делами государства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государствами и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за гра­ницей, поддержание соотечественников (российской диаспоры), про­живающих в других странах.

Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ. Оно организует представительства РФ в ино­странных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные дого­воры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене.

Государственное управление в области международных отноше­ний осуществляет Министерство иностранных дел РФ. Его возглав­ляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ. Он ведет переговоры с официальными представителями иностранных государств, международных организаций от имени Президента и Пра­вительства РФ, подписывает международные документы без специ­альных на то полномочий, в силу своей должности.

В стране пребывания Российскую Федерацию представляет по­сольство, которое является государственным органом внешних сноше­ний. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол, назначаемый Президентом РФ, но работающий под руководством МИД России. Посольство информирует органы власти о внешней и внутренней политике страны пребывания, участвует в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с этой страной, поддерживает постоянные контакты с органами власти стра­ны пребывания, осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в стране пребывания посольства российских делегаций, государственных учреждений и предприятий, групп специ­алистов. При посольствах действуют представители других минис­терств, органов по руководству экономикой, представители некото­рых субъектов РФ.

При посольствах существуют консульские отделы. Консульские учреждения могут открываться также в крупных городах, морских портах. Основные задачи консульства — защита интересов РФ, ее граждан, учреждений в стране пребывания. Консульские учреждения не занимаются внешнеполитической деятельностью. Они содейству­ют развитию экономических, научных, культурных связей РФ с госу­дарством пребывания, оказывают содействие учреждениям, морским и воздушным судам, ведут учет российских граждан, постоянно или временно находящихся в стране, выполняют нотариальные действия, совершают акты гражданского состояния.

Есть и другие органы, занимающиеся внешними связями, напри­мер межведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО.

Вопрос 32

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...