Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность парламентского контроля




Научное исследование проблем парламентского контроля за исполнительной властью требует теоретического осмысления сложившихся подходов к определению его сущности, выявлению правовой природы данного государственно-правового инсти­тута. Недооценка контрольной функции парла­мента может привести к негативным последствиям, таким как неисполнение задач, возложенных на ис­полнительные органы власти, и не эффективность деятельности парламента в целом.

 

Парламент — главная форма самоорганизации на­рода как субъекта управления. Парламент выступает как уравновешивающая сила в отношениях конку­рирующих политических сил, как арена защиты ин­тересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны. С одной сторо­ны, парламент вырабатывает политику государства путем законодательной деятельности избранников народа, а с другой стороны, на него возлагается та­кая обязанность как парламентский контроль, без которого принятые законы могут не обрести реаль­ного исполнения.

 

Главная особенность функционирования парла­мента — комплексный характер его деятельности как органа государственной власти и народного управ­ления. Деятельность парламента может утратить всякий смысл и значение, если в ней одновременно не будет реализовываться второе его предназначе­ние — как представительного органа. Парламент рассматривается как выразитель интересов воли народа, отсюда и такие его обозначения как нацио­нальное и народное представительство.

 

Контроль проникает как в законотворчество, так и в другие направления деятельности парламента, выступая связующим и организационным элемен­том между законодательством, правотворчеством и правоприменительными подзаконными актами и действиями, стратегическим и текущим управлени­ем. Парламентский контроль является в известном смысле универсальным — его объектом являются любые сферы правовых отношений, так как в сущ­ности, парламент объединяет в своей деятельности все виды управления: экономическое, социально- политическое, духовное.

 

Статья 94 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Федеральное Собрание — парла­мент Российской Федерации — является представи­тельным и законодательным органом Российской Федерации. При этом парламент помимо перечис­ленных осуществляет и иные функции: контроль­ную, легитимизационную, финасово-бюджетную, властную, функцию обратной связи, стабилиза­ционную, идеологическую, которые не названы в Конституции прямо, однако они непосредственно прослеживаются из закрепленных ею полномочий парламента, инструментов и средств.

 

Ученые, занимающиеся проблемой народовла­стия, часто только упоминают о парламентском кон­троле при рассмотрении правомочий, переданных народом своим выборным представителям. Народ — единственный источник власти в государстве, ко­торый может осуществлять власть самостоятельно или через представителей.

 

Общество и государство могут эффективно взаи­модействовать только опираясь на принцип взаим­ной ответственности. Вместе с тем, контрольная функция должна быть не просто закреплена ле­гально, но и быть реально действующей. Общество не может воздействовать на парламент, если в нем отсутствует многопартийность, а парламент в свою очередь не может выражать истинные интересы об­щества.

 

Значение контрольной функции сводится на «нет» при наличии большинства депутатов одной партии в Государственной Думе и Правительстве, так как при отсутствии оппозиции принятие норма­тивных актов так же, как и их исполнение, находится по сути в одних и тех же руках.

 

В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государ­ствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Основной, материально осязаемой функцией пар­ламента Российской Федерации является законо­дательная функция: принятие законов или других нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой по сравнению с иными норма­тивными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Парламент формирует также основопо­лагающие акты о компетенции органов исполнитель­ной и судебной власти, устанавливает основы их вза­имодействия и сферы ведения. Предназначение парламента состоит в том, чтобы выражать волю народа в законе[9]. Закон регулирует все обществен­ные отношения в стране и на международной арене.

 

Результатом реализации законодательной функ­ции является формирование правовой системы государства, обеспечивающей посредством зако­нодательства правовое регулирование обществен­ных отношений, возникающих в процессе развития общества и государства и объективно требующих государственного регулирования в форме законода­тельных установлений. Первостепенная значимость рассматриваемой функции заключается в процеду­ре принятия законов и нормативно-правовых актов — документов, направленных на защиту интересов государства, социальных групп и отдельных лич­ностей. Однако, необходимо так же, чтобы законы были не только приняты, но и исполнялись надле­жащим образом.

 

Парламентский контроль является эффективным средством совершенствования законодательства и одновременно оперативного выявления запросов общества. Таким образом, контрольную функцию невозможно рассматривать отдельно от законода­тельной и представительной функций парламента. Ни одно государство не может полноценно функ­ционировать без развитой системы контроля. По мнению автора, существует необходимость не просто косвенного закрепления в Конституции от­дельных контрольных полномочий парламента, но и прямое указание, что Федеральное Собрание — пар­ламент Российской Федерации — является предста­вительным, законодательным и контрольным орга­ном Российской Федерации.

 

Объект парламентского контроля — это в осно- вом деятельность органов исполнительной власти и ее должностных лиц с целью выявления ее не­правомерности или неэффективности этой деятель­ности. Однако в некоторых странах, как, например, в Австрии, контрольные права Национального или Федерального советов распространяются не только на федеральное правительство и его членов, но и на предприятия, в которых федерации принадлежит не менее 50% основного и собственного капитала.

 

Сущность парламентского контроля точно вы­ражена в определении, данном А. А. Безугловым и С. А. Солдатовым: сущность контрольной функции парламента проявляется в том, что в условиях де­мократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал все полномочия. Вне контроля не должны находить­ся органы народного представительства, осущест­вляющие от имени народа высшую форму контроля — парламентский контроль, они сами контролиру­ются народом через различные институты прямой демократии.

 

Суть парламентского контроля сводится к осу­ществлению права народа контролировать эф­фективность деятельности структур, которым он передал свои полномочия, проверке и оценке надле­жащего качества исполнения принятых парламен­том законов и привлечению к правовой ответствен­ности должностных лиц за допущенные нарушения.

 

Парламентаризм как конституционно-правовое явление, с одной стороны, опирается на целый ряд общих принципов (разделение власти, представи­тельная и непосредственная демократия, право­вой характер государства, обеспечивающий верхо­венство закона, законность и т. д., выступающие в качестве основ конституционного строя), с другой — непосредственно проявляется в определенном по­ложении, функциях и компетенции парламента, кол­легиальных, гласных процедурах его работы, опре­деленном правовом и социальном статусе депутатов и т. д.

 

В основе парламентского контроля лежат прин­ципы — научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и право­вые основы организации, которые обеспечивают его эффективность. Поскольку парламентский кон­троль выступает органической частью социального управления, на него распространяются такие общие принципы управления обществом и государством, определяющие основы конституционного строя России и закрепленные в действующей Конституции как: приоритет прав и свобод человека, народовла­стие, разделение властей, разграничение предметов ведения и полномочий, федерализм, политическое и идеологическое многообразие и др.

 

Вместе с тем, парламентский контроль неотде­лим от демократии, поэтому он действует в соответ­ствии с определенными принципами: законности, объективности, независимости, всесторонности и полноты, компетентности, сотрудничества и глас­ности. Рассмотрим их подробнее.

 

Осуществление парламентского контроля на основе принципа законности означает, что органы парламентского контроля при проведении контроль­ных действий должны строго и неуклонно следо­вать законам. Принцип законности — «руководящая идея, выполняющая роль социально-юридического ориентира». Законность означает не просто реализацию требований закона в отдельных кон­кретных случаях, а закрепляет «господство закона в общественной жизни, господство го, в частности, в отношениях между властью и личностью».

 

Объективность органов парламентского контро­ля выражается в том, что в процессе деятельности должны строго соответствовать принципам служеб­ного поведения; организовывать самоконтроль, ре­гулярную оценку правомерности и эффективности собственной деятельности; не допускать предвзя­тости и предубежденности против наличия (отсут­ствия) негативных аспектов в деятельности про­веряемых объектов, исключать какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т. п.) при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий; соблюдать беспристрастность и обоснованность выводов по результатам проверок, подтверждать их данными, содержащими достовер­ную и официальную информацию.

 

Организационная, функциональная и финансо­вая независимость органов, осуществляющих пар­ламентский контроль, предполагает формальную и фактическую независимость от органов, осущест­вляющих управление финансовыми и материаль­ными ресурсами, а также от проверяемых организа­ций; свободный доступ к информации, необходимой для решения задач, стоящих перед контрольно- счетными органами (за исключением информации, доступ к которой ограничен действующим законо­дательством).

 

Члены того или иного органа должны обладать достаточным объемом знаний и навыков для бы­строго и результативного проведения проверок, ревизий и иных мероприятий, то есть достаточной компетентностью, а именно:

 

необходимым и достаточным уровнем про­фессиональной подготовки сотрудников органов парламентского контроля, опытом и квалификаци­ей, отвечающим особенностям проверяемой области (объекта) и поставленным задачам;

установлением для специалистов органов парламентского контроля всех уровней необходи­мых квалификационных требований, включая ми­нимальный образовательный ценз;

постоянным профессиональным совершен­ствованием сотрудников органов парламентского контроля, подержания необходимого уровня знаний путем обучения на курсах повышения квалифика­ции, участием в профессиональных семинарах и кон­ференциях и т. д.;

содействием руководителей органов парла­ментского контроля профессиональному росту сво­их сотрудников, созданием для этого необходимых условий.

Невозможно объективно и результативно про­вести контрольные действия без сотрудничества с другими государственными органами, различны­ми организациями и гражданами, поэтому данный принцип так же лежит в основе парламентского кон­троля.

 

Еще одним основополагающим началом в осу­ществлении парламентского контроля является гласность — обязательное доведение до сведения на­рода информации о работе органов парламентского контроля. Гласность и открытость власти — необхо­димое условие парламентского контроля:

 

открытость деятельности органов парла­ментского контроля, информированность общества о результатах их деятельности;

предоставление итоговых (годовых) и теку­щих отчетов органов государственного и муници­пального финансового контроля органам их образо­вавшим, и другим органам власти;

регулярная публикация в средствах массо­вой информации отчетных материалов о результа­тах проверок, а также информации о принятии мер по устранению выявленных нарушений (за исклю­чением информации, содержащей конфиденциаль­ные сведения, доступ к которым ограничен действу­ющим законодательством);

законодательное закрепление процедуры обнародование результатов контроля.

Следует согласиться с авторами, отмечаю­щими прямую связь эффективности контроль­ной деятельности от степени ее независимости. Например, А. М. Тарасов считает, что «наиболее эф­фективно контрольные системы функционируют в тех государствах, где им обеспечены максимальная независимость и соответствующий целям и задачам ресурс».

 

Безусловно, каждый из принципов отражает не все объективные закономерности парламентского контроля, а лишь некоторые из них. Но все принци­пы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого- либо одного принципа отрицательно сказывается на выполнение всех остальных.

 

Отсутствие правовых принципов парламентского контроля влечет за собой появление в его осущест­влении элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

 

По мнению автора, конечная цель контроля двояка. В первую очередь контроль парламента как органа народного представительства призван обе­спечить соответствие принятых законодательных актов потребностям общества, то есть определить необходимость, своевременность, социальную зна­чимость закона, наличие действенного механизма его реализации, качества самого закона.

 

Во-вторых, целью парламентского контроля яв­ляется обеспечение максимального соответствия деятельности органов исполнительной власти дей­ствующему законодательству.

 

Анализируя сущность парламентского контроля, принципы, лежащие в основе его деятельности, и цели осуществления, автор приводит свою дефини­цию парламентского контроля, основанную на ана­лизе существующих определений. Так парламент­ский контроль — это функция парламента, состоящая в осуществлении высшими законодательными орга­нами государства комплекса процедур, направлен­ных на обеспечение максимального соответствия деятельности органов исполнительной власти дей­ствующему законодательству, устранение выявлен­ных в результате проверке нарушений и предупре­ждения их в дальнейшем.

 

Для того, чтобы контроль достиг цели, стоя­щей перед ним, и был действительно эффективным, он должен соответствовать некоторым критериям:

 

быть стратегически направленным (отра­жать общие приоритеты);

конечная цель контроля — принять меры для устранения нарушений, а не сбор информации о не­надлежащем (не-) исполнении законов;

соответствовать контролируемому виду де­ятельности.

своевременность контроля заключается не в исключительно важной высокой скорости или часто­те его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который адекват­но соответствует контролируемому явлению;

гибкость, которая выражается в приспосо­блении к изменениям;

четкость: точное нормативное закрепление форм контроля.

Наряду с рассмотренными принципами, лежащи­ми в основе деятельности парламента по контролю за исполнительными органами власти, автор выде­лил бы принцип ответственности исполнительных органов власти, так как осуществление парламент­ского контроля может быть эффективным только при условии наказания за не исполнение или ненад­лежащее исполнение принятых парламентом зако­нов.

 

Подводя итог, можно сказать, что парламент — это, прежде всего, орган законодательной власти, и никакие конструкции контрольной власти не могут изменить это положение. Но при этом парламент — это также представительное учреждение народа, выражающее его суверенитет, поэтому он имеет властные контрольные полномочия, распростра­няющиеся даже на другие или центральные органы государства. Это орган государственной власти и народного управления, призванный претворять в жизнь политику государства путем законодатель­ной деятельности, учитывая интересы всех слоев населения, и контролировать исполнение принятых нормативных правовых актов, а также призывать к ответственности в случае их не исполнения или не­надлежащего исполнения.

 

В настоящее время отсутствует легальное опре­деление парламентского контроля, что является неприемлемым, учитывая факт крайней важно­сти данного явления. Закрепление нормативного определения парламентского контроля, его целей и принципов необходимо, так как только основываясь на них, парламент сможет качественно использовать формы парламентского контроля.

Понятие, виды, содержание гражданско- правового договора

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. По своей правовой природе договор является двусторонней (многосторонней) сделкой, поэтому к данным юридическим фактам применяются правила, предусмотренные главой 9 ГК РФ, а к возникшим из них правоотношениям — общие положения об обязательствах (ст. ст. 309—419 ГК РФ). Содержание договора составляют те условия, на которых он был заключен. Основываясь на положениях гражданского законодательства и науки гражданского права можно выделить три группы договорных условий, а именно — существенные, обычные и случайные условия договора.

Существенные условия договора - это необходимые и достаточные условия для возникновения договора как юридического факта. Недостижение соглашения хотя бы по одному из существенных условий договора приводит к тому, что такой договор нельзя считать заключенным, а возникающее на его основе правоотношение состоявшимся. В то же время, договоренность сторон исключительно по существенным условиям влечет признание договора заключенным (например, для договора купли продажи существенными условиями являются условия о наименовании и количестве товара. Если не достигнуто соглашение о цене, договор все равно вступит в силу и буде действительным):

- Условие о предмете договора. Предмет договора представляет собой то, по поводу чего возникает договорное правоотношение. Это единственное существенное условие, общее для всех без исключения договоров, поскольку следуя логике закона можно утверждать, что беспредметные договоры в принципе не могут состояться как юридические факты.

- Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Данная группа условий включает в себя те из них, которые прямо указаны в качестве существенных в ГК РФ и иных правовых актах.

- Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида. Главной особенностью данной группы является то, что составляющие ее условия определяются лишь в результате толкования соответствующих норм гражданского законодательства.

- Условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон, должно быть достигнуто соглашение. В данную группу условий могут быть включены любые, не противоречащие закону условия, на согласовании которых настаивает хотя бы одна из сторон.

Обычные условия договора. К ним относятся такие условия, которые воспроизводят диспозитивную норму закона или иного нормативного правового акта. Данные условия, имея нормативный характер, не расширяют содержание договора, поскольку они действуют автоматически, независимо от того, отражены они в тексте договора или нет.

Случайные условия договора. В эту группу условий входят такие, которые формулируют правило, отличное от содержания диспозитивной нормы закона (иного нормативного правового акта), но допускаемое ей. В соответствии с правилами ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Классификация гражданско-правовых договоров осуществляется по признакам, общим для всех сделок, а также признакам, свойственным только договорам.

- В зависимости от наличия встречного предоставления договоры делятся на возмездные и безвозмездные (ст. ст. 423, 424 ГК РФ). В возмездном договоре одна сторона за исполнение своих обязанностей должна получить плату или иное встречное предоставление (например, договоры купли-продажи, аренды и т.п.). В безвозмездном договоре исполнение обязанностей одной стороной не влечет встречного предоставления со стороны ее контрагента (например, договор дарения).

- В зависимости от того, с какого момента договор считается заключенным, соглашения делятся на консенсуальные и реальные. Консенсуальный договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям сделки. Консенсуальными являются договоры подряда, поручения, а также подавляющее большинство иных гражданско-правовых соглашений. Реальный договор как юридический факт возникает с момента, когда стороны в соответствии с достигнутым соглашением (по всем существенным условиям договора) совершили фактическую передачу имущества. Примером реального договора является договор займа.

- Публичный договор (ст. 426 ГК РФ) представляет собой договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, энергоснабжение и т.п.).

- Договором присоединения (ст. 428 ГК РФ) называется такой договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

- По предварительному договору (ст. 429 ГК РФ) стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Таким образом, предварительный договор необходимо должен содержать все существенные условия основного договора.

- Договором в пользу третьего лица- (ст. 430 ГК РФ) признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Например, родители сделали в банке вклад на имя своего ребенка. Сторонами договора являются родители и банк, а выгодоприобретателем, т.е. лицом, в пользу которого заключен договор — ребенок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...