Понятие и признаки местного самоуправления. Теории местного самоуправления.
Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в РФ, является Конституция РФ ст. 12 которой признает и гарантирует местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. ОМСУ не входят в систему органов государственной власти. Тем самым с одной стороны получается, что основной закон страны обособляет местное самоуправление от государственного механизма, однако с другой — говорить о полном его отделении некорректно. В любом случае сохраняется подзаконная деятельность местной власти, а также территориальная и социально-экономическая взаимосвязь с государством. Местное самоуправление в конституционной модели предполагает децентрализацию государственной власти с выделением местного самоуправления в качестве негосударственного элемента публичной власти и разделение понятий «государственная власть» и «публичная власть». Следовательно, можно говорить о верховной публичной власти в лице муниципальных и государственных органов власти. Следуя логике ст. 3 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод о том, что публичная власть — это политическая власть, осуществляемая народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление — это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти.
Таким образом, муниципальная власть — это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками: - территориальной ограниченностью; - более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями; - системой принуждения в местном самоуправлении; - законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства; - подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий. В целом местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах: - местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (ст. 3, 8, 12, 15 Конституции РФ); - местное самоуправление — это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами; - местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; - местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность; - структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно — посредством референдума; - местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это, в частности, проявляется при принятии символики муниципальных образований, определении наименования органов местного самоуправления; - местное самоуправление — это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия; - местное самоуправление — один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом. Сущность местного самоуправления обуславливается его тремя основными аспектами. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности, поскольку в Конституции РФ установлено положение о том, что местное самоуправление — это право граждан. ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Теория свободной общины. Основоположники: Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер. Суть: право населения (общины) на заведование местными делами (самоуправление) является неотъемлемым, присущим ей изначально и независимым от воли государственной власти. Отсюда в понятие самоуправления включали следующие элементы: управление собственными делами общины; признание общин как субъектов принадлежащих им прав, а должностных лиц общинного управления, по сути, органами не государства, а общины. Исходя из этого, создатели теории естественной общины выделяли не три, а четыре ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную и муниципальную, которая признавалась равной остальным. Основополагающие начала организации местного самоуправления:
- избираемость органов местного самоуправления членами общины; - разделение дел, которыми ведает община, на собственные и препорученные ей государством; - местное самоуправление, т.е. управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных; - признание органов местного самоуправления органами общин, а не государства; - невмешательство государственных органов в собственную компетенцию общины. Они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции. Теория дуализма. Суть: эта теория - симбиоз общественной и государственной теории, согласно которой муниципальные органы сохраняют автономию в местных делах. Однако осуществляя государственно-властные полномочия, они выходят за рамки местных интересов и в данном случае должны действовать как инструмент правительственной администрации. Таким образом, обосновывается вмешательство государственных органов в дела местного самоуправления в тех случаях, когда этого требуют общенациональные интересы. В мировой практике существует несколько систем местного самоуправления: англосаксонская, континентальная и смешанная (дуалистическая).
Таким образом, существует несколько теорий местного самоуправления: общественная, государственная и дуалистическая. Определенное распространение получила также юридическая и политическая теории местного самоуправления. В современном мире сложились три модели местного самоуправления: англосаксонская, континентальная и смешенная. Англосаксонская модель характеризуется следующими чертами: - самостоятельностью и независимостью местных органов власти от государства при решении собственных проблем; - отсутствием при муниципальных органах власти полномочных представителей государства; - осуществлением муниципальными органами власти задач, входящих в компетенцию государства; - регулированием взаимоотношений местных органов власти с центральной властью актами парламента; - наличием четкого перечня функций и полномочий местных органов власти; - жестким контролем со стороны правительства финансовой сферы. Континентальная (французская) модель характеризуется следующими чертами: - контролем центральной власти над местным самоуправлением; - соблюдением субординации между муниципалитетами и органами государственной власти; - весомой ролью на местах представителей центральной власти; - функционированием прямого государственного управления на региональном уровне. Смешанная модель построена на следующих принципах: - демократия должна строиться снизу вверх, если государство хочет иметь поддержку народа; - общины являются основой государства; - все действия государственного управления базируются на действиях общин; - общины интегрированы в общую систему государственной власти, осуществляют свою власть как часть государства и по его полномочиям; существуют компетенции (собственные полномочия), которые напрямую не зависят от указаний вышестоящих государственных органов. Следует иметь в виду, что в современных демократических государствах происходит сближение муниципальных систем (англосаксонской и континентальной), однако сочетание в них местного (государственного) управления и местного самоуправления остается, независимо от того, присутствуют ли представители центральной власти на местах или местное самоуправление осуществляется выборными органами власти. В любом случае в той или иной стране местное самоуправление осуществляется на основании собственных полномочий в интересах местного населения, тогда как местное управление функционирует в рамках обязательных или делегированных полномочий для удовлетворения государственного интереса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|