Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольно-измерительный материал № 10.




1. Гиксосы в Древнем Египте.

Египет времени гиксосской династии XV – XVI египетской династии (1675-1554 гг. до н.э.). Стал частью гиксосского гопосдства, столица – Аварис (восточная часть дельты), но реальная власть в руках у номархов. Верхний Египет – совокупность полусамостоятельных полугосудрств – форма подчинения и дань гиксосам. Нижний Египет – власть Фиванского нома, здесь началось движение за освобождение Египта. Царь Хиан – второй переходный период.

Процветание египетской экономики, богатство господствующего класса, победоносные войны фараонов обеспечивались жестокой эксплуатацией «царских людей» и рабов. Распространение частнособственнических поместий, развитие товарных связей способствовали внедрению интенсивных методов хозяйствования и эксплуатации непосредственных производителей, что вызывало недовольство и стихийное сопротивление народных масс. Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общую социальную напряженность в стране. Ситуация осложнилась после падения XII династии. Правители новой, XIII династии (1789—1645 гг. до н. э.) оказались не в состоянии решить проблему стабилизации внутренней обстановки в стране. Вновь оживились враги на границах Египта, особенно на восточных границах Дельты. Особую опасность представлял формирую- щийся на обширных пространствах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского полуострова племенной союз гиксосов, отдельные отряды которых стали проникать в восточную часть Дельты. В условиях сложной внутренней и внешней обстановки, ослабления центральной власти недовольство народных масс вылилось в открытое народное восстание против существующего строя и его властей. Яркое описание этого восстания рабов и бедняков сохранилось в двух произведениях: в «Речении Ипусера» Насколько можно понять по этим описаниям, мощный взрыв народного восстания потряс и парализовал всю страну, но будучи стихийным и неорганизованным, был в конечном итоге подавлен. Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалось объединение гиксосов, которым в начале XVII в. до н. э. удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, начался период господства иноземцев-гиксосов, правители которых образовали (условно) XV—XVI египетские династии (ок. 1675 — ок. 1554 гг. до н. э.). Египет стал частью обширного гиксосского государства, объединившего кроме собственно Египта Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. Административным центром его стал новый город Аварис в восточной части Дельты, превращенный гиксосами в мощную крепость. Согласно традиции, гиксосы находились в Египте около 130 лет, но фактически их господство было номинальным, особенно в Верхнем Египте. Реальная власть была сосредоточена в руках номархов, а Верхний Египет представлял собой совокупность полусамостоятельных номов, зависимость которых от завоевателей ограничивалась лишь формальным подчинением да определенной данью. А на юге Египта влияние гиксосов практически не ощущалось, здесь господствующее положение занимал правитель Фиванского нома. Значительного могущества гиксосская империя достигла при царе Хиане (XVII в. до н. э.). Судя по памятникам с его именем, найденным в разных частях Нижнего и Верхнего Египта, ему удалось на короткое время подчинить себе весь Египет. Однако после смерти Хиана гиксосское государство стало слабеть, а самостоятельность египетских номов, особенно Фив, — возрастать. Именно в Фивах, объединивших вокруг се- бя южные номы, началось движение за освобождение Египта от иноземных захватчиков-гиксосов. Период самостоятельности номов после падения XIII династии и время правления гиксосов, охватывающий конец XVIII — середину XVI в. до н. э., получил название II Переходного периода.

2. Основные проблемы источниковедения истории Древнего Востока.

История стран Древнего Востока — относительно молодая отрасль историографии. Она детище XIX века — века дешифровки сложных систем древневосточной письменности, века блестящих археологических открытий многих центров древневосточной цивилизации.

Относительно недавнее включение древневосточных цивилизаций в мировую историографию, трудности дешифровки сложных систем письменности, резкое увеличение фактического материала источников при отсутствии традиции в его разработке породили известное отставание источниковедческого анализа древневосточных документов. Перед специалистами-востоковедами и в XIX и в XX вв. вставала прежде всего задача не столько исторической интерпретации источников, сколько правильного прочтения и понимания текстов, квалифицированной первичной публикации письменных источников, а в области археологического изучения материала — его описания. Громадные усилия были затрачены на дешифровку и комментирование текстов, их первичную обработку.

На развитие древневосточного источниковедения оказывали влияние и такие факторы, как тесная связь ближневосточной истории с авторитетом библейского повествования. Раскопки мест, упомянутых в Библии или каким-либо образом связанных с библейской историей, придавали неблагоприятный для развития науки налет сенсационности и ажиотажа вокруг многих категорий [4] источников. Это приводило к тому, что одни группы документов или те или иные археологические комплексы привлекали к себе нездоровое внимание, в то время как другие находились в забвении. Развитие источниковедческих штудий для истории стран Древнего Востока сдерживалось оторванностью национальных историографии от европейской исторической науки, мертвящим влиянием колониализма (как в Индии) или полуколониализма (как в Китае).

Переломным этапом в развитии исторической науки, в том числе и источниковедения истории Древнего Востока, стало открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического материализма, обогатившего науку не только решением общих аспектов исторического развития, но и новым подходом к материалу и исследованиям конкретных проблем всемирной истории. Постепенно материалистическое понимание истории стало оказывать большое воздействие на развитие источниковедения, а также на методы обработки источников и синтетическое использование разных их категорий.

Одна из центральных проблем современного источниковедения — роль субъективного начала в источнике и, следовательно, в более широком плане — проблема достоверности источника. Субъективизм в источнике проявляется во многих формах: конкретные образы, слова, действия создателя, свойственные только ему, его опыт, степень профессиональной подготовки, влияние среды. Особенно это заметно в авторских произведениях. Египетский логос Геродота можно легко отличить от истории Манефона или «Персидской истории» Ктесия Книдского, великое произведение Сыма Цяня — от хроники Бань Гу или сочинения Полибия и т.д. Исследование древневосточной литературы показывает слабое развитие жанра исторического повествования на Древнем Востоке (исключение — Древний Китай). Зачатки исторического повествования в Древнем Египте или Месопотамии в виде царских надписей с записями побед или пожертвований в храмы нарочито обрабатывались в традиционном стиле и, как правило, были лишены индивидуального авторства, однако и они несут в себе субъективное начало и легко можно отличить краткий перечень летописи Палермского камня от литературно обработанных «Анналов» Тутмоса III, где отточенный и энергичный стиль изложения сочетается с четко выраженной политической концепцией. Многочисленные царские надписи и списки ассирийских правителей написаны в [6] традиционной манере, насчитывающей тысячу — полторы тысячи лет, но в целом имеют индивидуальные особенности: от сухого перечня событий до пространных анналов, где конкретные указания на победы заполнены помпезными и многочисленными восхвалениями царствующего правителя, выполненными в стандартных формах и в ограниченной терминологии. Сам исследователь, особенности его мировоззрения вносят свои элементы в проблему субъективного при работе с историческими источниками. От его профессиональной и философской подготовки, целей исследования зависит, какую информацию он получит. Особенно злободневна эта проблема в источниковедении истории древневосточных цивилизаций. Здесь играют роль и трудности интерпретации материала как текстов, так и других источников (прежде всего фрагментарность и неполнота источников) и концепция о принципиальной непонятности древневосточных цивилизаций и стиля мышления людей того времени (цивилизаций отживших и забытых, сейчас искусственно воскрешаемых под пером ученых). Бесспорно, такие суждения о невозможности адекватного познания исторической реальности и существа так называемых мертвых цивилизаций (хотя бы на примере их культуры и религии) есть недооценка познавательных возможностей современной науки, располагающей и солидным набором [7] источников, и довольно совершенными методами источниковедческого исследования.

В каждом источнике, таким образом, заложена определенная информация об исторической действительности. Причем эта информация может быть трех видов: 1) информация, которая заложена в источнике намеренно, сознательно; 2) информация, о которой не предполагает создатель; 3) элементы сознательного или ненамеренного искажения истинного положения, т.е., по существу, не информация, а дезинформация. Например, в знаменитом описании битвы при Кадете, принадлежащем придворному писцу Рамсеса II, можно выявить все три вида информации: тяжелое положение египетских войск, попавших в окружение, отчаянный прорыв фараона Рамсеса, вынужденного принять личное участие в самом сражении, умелую маскировку критической ситуации, в которой оказались египтяне, прославление фараона и бога Амуна, намеренная дезинформация в виде указания на гибель огромного количества врагов и победу фараона.

К настоящему времени в руках исследователя древневосточной истории имеется огромное количество самых разнообразных источников. Вот почему в теоретическом источниковедении важной является проблема научной классификации источников. В основе современной классификации источников лежат фундаментальные понятия содержания (т.е. заложенной в источнике информации) и формы (т.е. внутренние связи, которые организуют отображенные и воплощенные в источнике факты, события и явления). Исходя из этих критериев, все источники можно разделить на большие категории — типы. Типы исторических источников отличаются друг от друга основным принципом кодирования и хранения информации. Эта информация может быть передана, отображена знаками письменности, вещественными памятниками, словами устной речи, звуками и танцами, обрядами, данными языка и т.п., которые с разных сторон и различным образом отражают историческую реальность. Поэтому можно выделить следующие типы исторических источников: 1) письменные источники, 2) вещественные памятники, 3) этнографические источники, 4) памятники устного народного творчества (фольклор), 5) данные языка, 6) антропологические материалы, 7) изменения географической среды под влиянием производственной деятельности человека. Существуют и такие источники, которые могут совмещать признаки разных типов. Например, эпиграфические источники являются и письменными и вместе с тем вещественными памятниками, а эпиграфист должен знать методику работы как с письменными, так и с археологическими материалами. Деление источников на разные типы предполагает разработку специфических методик работы с каждым типом, которые существенно отличаются друг от друга и требуют специальной подготовки.

Нет необходимости особо оговаривать значение и роль в историческом исследовании письменных памятников и археологических источников, этих основ исторического знания. Но хотелось бы особо подчеркнуть важность для изучения истории Древнего Востока и других типов исторических источников.

В связи с этим выявление собственно исторически достоверного ядра, установление более или менее определенных хронологических рубежей — дело необычайно трудное, требующее особой методики исследования памятников устного народного творчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...