Виктимология насилия
вы рассказываете о пережитом, тем меньше энергии там остается, а вам будет легче». Если человек решился рассказать об этом психологу, то потом он может рассказать об этом еще кому-нибудь: другу или подруге. Тогда исчезает внутренняя изоляция. 6. Снятие с себя вины за случившееся. Человек может винить себя в том, что не смог себя защитить, или в том, что в момент насилия получал удовольствие. Нельзя разубеждать жертву, что она совсем не виновата — она этому не поверит. Не надо пытаться разрушить веру клиента в свою вину. Важно помочь клиенту снять с себя ответственность за случившееся. 7. Поддержка «внутреннего ребенка». Внутри каждого взрослого человека есть ребенок радующийся и ребенок страдающий. Многие люди, пережившие насилие в детстве, не умеют радоваться жизни. На этой стадии необходимо установить контакт с «раненым внутренним ребенком», используя рисунки, движения (в группе) и т. п. 8. Возвращение доверия к себе. Повышение самооценки. Здесь происходит определение личных границ клиента, которые были нарушены насилием, а теперь могут вновь вернуться под контроль клиента. 9. Оплакивание потери. То есть прощание с тем, что было утрачено в момент насилия. 10. Гнев. На стадии оплакивания обычно наружу выходит и злость, долгое время сдерживаемая внутри. 11. Раскрытие и конфронтация. Насильник — это живой человек. Важно выразить ему свой гнев. Можно написать письмо, можно разыграть это в психодраме. 12. Прощение. Имеется в виду прощение себя. Прощать насильника не нужно, т. к. это может быть еще одной жертвой, которую принесет ему пострадавшая. Смысл прощения в том, чтобы отпустить насильника от себя. 13. Обретение духовности. Возвращение представления о том, что мир добр и хорош. Исчезает ощущение отделенности от мира, неспособности чувствовать красоту. Восстанавливается связь между Я и телом. Возрождается доверие к людям.
14. Разрешение травмы и движение дальше. Это момент, когда люди чувствуют, что им удалось включиться в жизнь. Постепенно надо говорить о том, что терапия заканчивается. Наступает время проститься с клиентом. Помимо очного консультирования или психотерапии в помощи жертвам насилия могут активно участвовать телефон- Глава 4 ные службы. Установки разных центров относительно работы с жертвами насилия сильно отличаются одна от другой. Особенно это касается меры активности, проявляемой консультативной службой при непосредственной помощи жертве насилия. В качестве примера активной позиции приведем отдельные рекомендации американского телефона доверия: 1. Если звонок связан с насилием в семье (абонент скорее всего сразу скажет об этом), узнайте, находится ли клиент в данный момент в безопасности. 2. Есть ли дети? Пол и возраст. 3. Если абоненту необходимо безопасное убежище, то его доступность — вопрос первостепенной важности. Вы можете позвонить (предварительно узнав номер абонента) в диспетчерскую службу приютов, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант, или попросить находящегося рядом коллегу сделать это, пока вы разговариваете с клиентом, или предложить абоненту сделать это самому, сообщив ему адреса и телефоны убежищ. 4. Нуждается ли абонент в транспортировке? Служба может предоставить транспортные средства для переезда в безопасное место, если человека, совершившего насилие, нет Поблизости. Если опасность не исключена, необходимо обратиться в полицию или же пострадавшей нужно самой перебраться в безопасное место (к друзьям, родителям, в людное место). Служба может перевезти детей и личные вещи, хотя не является транспортным агентством.
При консультировании женщины, пережившей насилие, очень важно понять некоторые эмоциональные реакции, с тем чтобы помочь ей осознать их, справиться с кризисом и выйти из него. Не каждая женщина переживает все эти чувства, и, вероятно, список, который здесь приводится, далеко не полный. Важно помнить также, что эти чувства являются нормальными эмоциональными проявлениями и чаще всего не представляют собой очень глубокой или застаревшей психологической проблемы. Кризис может послужить толчком к изменению. Однако ожидания консультанта должны быть реалистичными и честными — и ни в коем случае нельзя их навязывать женщине. Можно помочь ей выразить чувства и прийти к пониманию себя. Во время кризиса возникает много разных чувств. Если не произошло отреагирования, эти чувства не позволяют женщине справиться с ситуацией. После отреагирования они ве- Виктимология насилия дут к самоосознанию и личностному росту. Независимо от формата работы (единственный звонок или серия консультаций), внимание к ее индивидуальным потребностям поспособствует более продуктивному контакту. Работая с жертвой семейного насилия, консультант должен помнить о следующих рекомендациях: • Во время приема у пережившей насилие следует выявить телесные повреждения, требующие лечения, не ограничиваясь той информацией, которую клиент сообщает. Помните: • разговор с женщиной ведется в отдельном помещении, без свидетелей, сопровождающих и тем более самого агрессора, опасного для вашей собеседницы; • часто для жертвы вы — первый специалист, уделяющий ей время и желающий помочь, а потому поделитесь своими взглядами на проблему насилия; • женщины, регулярно терпящие побои и унижение, давно смирились со своим положением. Поэтому не спрашивайте, является ли она «жертвой». Но можно задать такие вопросы: «Вы с кем-то подрались? »; «Вам кто-то причинил боль? »; «Такие следы часто встречаются у людей, которых избивают. Вас кто-то бил? »; «Я боюсь, что вас кто-то обижает. Расскажите мне об этом, пожалуйста». • многие жертвы насилия испытывают стыд и унижение из-за того, что с ними случилось. Постарайтесь убедить женщину, что вы ее понимаете и знаете, как трудно говорить о личной жизни при таких обстоятельствах. Избегайте нежелательных вопросов, в которых жертва может услышать унижение: «Как вы можете жить с таким человеком? »; «Что вам дает насилие? »; «Почему вас били, как вы могли такое допустить? ».
Самые общие задачи, которые должна решить женщина — жертва насилия, чтобы преодолеть травмирующую ситуацию, выглядят следующим образом: 1. Формирование отношения к себе: • признание своей уникальности; • принятие себя такой, какая есть; • обретение любви к себе. 2. Формирование отношения к другим: • признание уникальности любого другого; • развитие в себе качеств, помогающих понять мнение, точку зрения, поведение другого. Глава 4 3. Исследовательская позиция по отношению к себе: • изучение своих предпочтений, реакций, состояний; • исследование своего характера, особенностей его проявления в различных сферах деятельности (работа, семья, досуг и т. п. ), самокоррекция характера; • внимание к работе своего тела; • анализ своих ценностей и жизненных смыслов. 4. Осознание необходимости восстановления (самореабилитация): • поиск собственного алгоритма достижения равновесия: знакомство с различными, в том числе традиционными, способами восстановления; выбор приемлемых и адекватных способов; • понимание того, что восстановление себя за счет другого — путь тупиковый и непродуктивный, влекущий за собой такие проявления, как раздражение, агрессия, «поиск виноватого», «уход в болезнь», «синдром несчастного» и др.; это, как правило, стихийные неосознанные пути восстановления, которые и не способствуют улучшению отношений с окружающими (Кац, Тменчик, 1989). 5. Взгляды, которые помогают достичь психического равновесия: • все проблемы во мне самом; • все зависит от моего отношения к происходящему; • внутреннее равновесие проистекает не из желания изменить других, а от принятия их такими, какие они есть; • все, что мы можем изменить, — это наше восприятие мира, восприятие окружающих, восприятие самого себя;
• важно перестать тревожиться и научиться жить сейчас; • научитесь прощать — это позволит избавиться от многих проблем; • необходимо избавиться от страха и предпочесть любовь страху — тогда можно изменить природу наших отношений с другими людьми (Деркач, Семенов, 1998). На восстановление у жертвы насилия контроля над своим поведением может уйти время: недели, месяцы, а иногда и годы. В этих случаях необходим переход от консультативной I тактики к психотерапевтической. Психотерапия жертв насилия может проводиться любыми апробированными в практике методами, среди которых есть и техники, применяемые в работе с насильниками. Выбор тех-696
Виктимология насилия ник и подходов зависит от личности клиента, от конкретной ситуации и от профессионализма психотерапевта. Гуманистический подход можно применять при всех возможных видах терапии. Так как пациент нуждается в понимании, принятии и поддержке со стороны терапевта, ориентированная на клиента терапия помогает жертве выразить себя, рассмотреть различные способы реагирования и выбирать из них наиболее подходящий. Хорошо зарекомендовали себя в практике работы с жертвами насилия следующие психотерапевтические техники: ней-ролингвистическое программирование, метод десенсибилизации движениями глаз, символдрама, когнитивно-поведенческая терапия, соответствующие техники подробно описаны в главах 2 и 3. 4. 6. 4. Групповая терапия с женщинами — жертвами насилия Групповые психотерапевтические техники для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуют использовать следующие установки. 1. Насилие ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах не может быть приемлемым в интимных и семейных отношениях. 2. Насилие — это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся насилию, потенциально способна позаботиться о себе и своих детях, опираясь на общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на человеке, испытавшем насилие. 3. Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке и информации для самостоятельного принятия ре- (шений. Специалист, пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы, лишь усугубляет его чувство вины и беспомощности. Жертвам изнасилования также показана групповая терапия. Многие кризисные центры, работающие с жертвами изнасилования, опираются на теорию кризиса и используют группы поддержки. Основой такого подхода является доступ к нужной информации, активное слушание и эмоциональная
Глава 4 поддержка (Reside et al., 1988). Группа, в которой можно делиться травматическим опытом, избавляет клиента от изоляции и страха насилия (Rosenhan et al., 1989). Показано, что большинство членов группы становятся заметно компетентнее в распознавании у себя признаков тревожности и страха (Cryer, Beutler, 1980). Поддерживающая психотерапия может включать в себя не только обмен переживаниями и поддержку, но и обучение. Члены групп поддержки сами выбирают темы для обсуждения (Resick et al., 1988). Часто сюда входят такие темы, как страх, тревога, реакция семьи и друзей, реакция жертвы на изнасилование и на стимулы, напоминающие о травме. Также групповая терапия может сочетаться с арттера-пией. Жертвы сексуального нападения могут преодолеть свою травму, занимаясь рисованием портретов, рассказывая истории, делая кукол, создавая автобиографии (McKay, 1989). Говоря о случаях преследования и нападения в группе (даже не о том, что случилось конкретно с ними), жертвы выходят из состояния оцепенения, начинают лучше понимать, что с ними произошло и как можно снизить травмирующее воздействие этого события. В работе психотерапевта с жертвами насилия, особенно физического, сексуального, как правило, вербальных методов недостаточно. Объектом воздействия должно стать и тело пациента. Ряд физических симптомов, сопровождающих воспоминания о насилии, можно прорабатывать с помощью приемов телесно-ориентированной терапии. Бланш Эван, создатель метода танцевально-двигательной терапии для жертв сексуального насилия, утверждает, что невербальные творческие способы работы с подобной травмой способствуют достижению психофизического единства, целостности, интеграции расщепленных частей Я жертвы. При этом, по мнению терапевтов этого направления, физические и психологические границы жертвы остаются неприкосновенными, что снижает риск вторичной виктимизации (Evan, 1991). Тренинг по ритмо-двигательной терапии для женщин-жертв насилия описан в работе Малкиной-Пых (2005). При проведении групповых форм работы психотерапевт, в первую очередь, обязан обеспечить доверие, взаимоуважение, уверенность и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия детально. Необходимо не просто обсуждать значимые
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|