И показатели его сформированности 5 глава
В целом можно отметить, что гражданское воспитание в советский период нашей страны осуществлялось в системе идейно-нравственного воспитания, большая роль отводилась не урокам, а деятельности школьника в общественных организациях. Как и любая система, такая система гражданского воспитания имела и свои положительные и негативные стороны. Ваши родители и Ваши педагоги имеют опыт жизни в пионерской и комсомольской организациях, а потому мы предлагаем Вам обратиться к их опыту. Причём мы уверены, у каждого из них могут быть самые различные впечатления и воспоминания.. Попытайтесь всё же с педагогической точки зрения выявить в этом положительные моменты и объяснитьнегативные (например: Что такое формализм в воспитательной работе? К чему приводит игнорирование таких принципов в воспитательной работе, как принципы активности и сознательности личности, принципы самодеятельности и романтики? Каким должно быть соотношение педагогического «руководства» и активности самой личности?). Мы уже отмечали, что в настоящее время в нашей стране ещё только складывается система гражданского воспитания и образования. Сегодня можно говорить о многих интересных наработках как на уровне города, школы, так и на уровне работы отдельного учителя. И всё же особо следует говорить о системе в работе учителя, которая складывается у него в процессе практической деятельности. В двух предыдущих главах Вам было предложено осмыслить те вопросы, которые можно назвать «философией» и «психологией» гражданского воспитания и образования. Сформулировав свою педагогическую позицию, то есть определив своё понимание понятий и процессов в конкретном аспекте педагогической деятельности, теперь мы предлагаем Вам познакомиться с опытом, который накоплен в практике гражданского воспитания и образования с тем, чтобы помочь Вам сформировать собственную педагогическую систему и определить принципы педагогической деятельности. Как показывает практика, всё новое только тогда имеет значение, когда оно «вписывается» в традиции школы (и страны в целом), когда оно отвечает потребностям времени и основным тенденциям развития общества. Созидая свою систему практической работы, учитель изучает и процесс развития личности, и накапливает знания в области общественных наук, и знакомится с опытом работы своих предшественников и своих современников. И только на этой основе создаёт свою систему работы:
· формулирует цель, задачи и основные направления в работе, которые вытекают из характеристики гражданского развития личности; · формулирует принципы своей педагогической деятельности, которые позволяют ему решать поставленные задачи и реализовывать основные направления в работе; · определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, в котором отражаются цель, задачи и основные направления гражданского воспитания и образования; · продумывает формы и методывоспитания и обучения, с помощью которых достигаются цель и задачи гражданского воспитания и образования, реализуется содержание воспитательно-образовательного процесса; · определяет формы и виды контроля, на основании которых он может судить об эффективности своей системы. Разрабатывает критерии ипоказатели, на основании которых учитель может судить об эффективности своей системы. Каждый последующий раздел данной главы поможет Вам познакомиться с опытом работы известных педагогов-практиков. Обращаем Ваше внимание на то, что по каждому вопросу Вы имеете возможность вносить дополнения, изменять формулировки, то есть адаптировать «чужой» опыт в собственную практику, соотнося его с особенностями своей личности и той ситуации, где будет реализовываться система Вашей работы.
3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы педагогической деятельности в системе г ражданского воспитания и образования ЦЕЛЬ гражданского воспитания и образования сформулирована в законе «Об образовании»: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (статья 14). Однако у каждого из Вас уже сформировалось своё представление о гражданине, гражданственности, гражданской культуре, о тех качествах, которые позволяют личности интегрироваться в современное ей общество. Каждый из Вас составил социально-психологический портрет личности гражданина, что, безусловно, найдёт своё отражение на формулировании задач и выделении основных направлений в системе гражданского воспитания и образования. Какие из перечисленных ЗАДАЧ гражданского воспитания и образования Вы считаете значимыми? Какие задачи здесь не названы? В опыте педагогов-практиков называются следующие задачи: · создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России; · подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе; · утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным российским нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому России; · создание условий, обеспечивающих развитие гражданского сознания и самосознания личности, формирование его гражданских чувств и гражданской позиции; · создание условий, обеспечивающих проявление и развитие гражданской активности личности, её общественной направленности; · ……………………………………………………………………. · ……………………………………………………………………. · ……………………………………………………………………. Какие ещё задачи в гражданском воспитании и образовании личности необходимо решать для достижения успеха? Как мы выяснили это ранее, проявление гражданских качеств личности
многогранно, в самом понятии «гражданин» выделяется несколько направлений (или аспектов), потому каждое из них проявляется в определённых качествах и требует специфичного подхода. Задачи гражданского воспитания и образования можно рассматривать и в контексте основных направлений гражданского воспитания и образования: гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, политико-правовом, социально-экономическом, историко-культурном… (Возможно, выделение других направлений?). Гражданско-патриотическое направление ориентирует на развитие в личности любви к Родине, национального самосознания, верности гражданскому долгу, готовности к достойному служению Отечеству. При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности, а патриотизм - как олицетворение любви к своему Отечеству, сопричастность к её истории и культуре, проблемам; как потребность служения Отечеству. Происходит формирование национального самосознания, любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к своему народу, готовности служению обществу. До недавнего времени выделяли военно-патриотический аспект в гражданском воспитании личности, направленный на подготовку юношей к службе в армии. Задачами этого направления были: формирование силы, выносливости, ловкости, их решение проходило в военно-спортивных играх типа «Зарница», военно-тренировочных сборах старшеклассников и т.п. Юноши учились стрельбе, кроссовому бегу, метанию мяча и гранаты, подтягиванию, плаванию, знанию топографии и ориентированию на местности, противопожарной защите, элементам гражданской обороны и т.д. Однако сегодня все эти занятия вызывают противоречивые суждения: одни утверждают, что реализация данного направления в школе – хорошая школа при подготовке к армейской службе, другие видят в этом элементы «военизации» сознания юношей. Кто из них прав? Сегодня это направление сохраняется только в тех школах, где педагогический коллектив видит его значимость.
Духовно-нравственное направление направлено на осознание личностью высших человеческих ценностей, идеалов и ориентиров, которые должны стать нормами и принципами в её повседневной жизни, в практической деятельности и в поведении. В рамках данного направления становится возможным развитие высокой культуры и образованности человека, осознание им нравственных идей, во имя которых он проявляет гражданский долг в выполнении своих гражданских обязанностей. Политико-правовое направление предполагает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и в государстве, знание правовых норм и принципов, способностей реализовать свои права и обязанности, готовности к защите своих прав и обязанностей. Сюда же можно отнести и задачи, связанные с профилактикой противоправного поведения подростков и развитием их правовой культуры. Особое значение в современных условиях приобретают задачи, связанные с формированием и развитием у учащихся осознанной необходимости участия в демократических избирательных процедурах путём избирательного права. Юридический всеобуч в рамках гражданского образования должен осуществляться на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении и является не средством подготовки юристов-профессионалов, а инструментом формирования правовой культуры граждан, воспитания их в духе идей естественного права, понимания государства как гаранта и защитника прав каждого человека, формирования законопослушных, критически мыслящих граждан. Социально-экономическое направление проявляется в решении задач, направленных на формирование у учащихся основ экономического мышления, их адаптации к рыночным экономическим условиям и пониманию происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни. Формирование рыночного сознания в рамках гражданского образования должно стать важной задачей и содержанием обучения на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении. Это будет способствовать ликвидации у граждан страны экономической неграмотности, характерной для современного российского общества. Особое место в этой сфере задач занимают вопросы функционирования налоговой системы, а потому необходимо формирование понимания того, что уплата налогов – конституционная обязанность граждан, а налоги – основа государственного бюджета. Историко-культурное направление в гражданском воспитании и образовании ставит своей задачей: помочь растущему человеку познать свои исторические корни и культурные традиции; вызвать чувство гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Изучение исторического и культурного прошлого способствует пониманию особенностей российского менталитета, ценностей, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого поколений.
Одним из основных направлений в системе гражданского воспитания и образования является деятельностный, который предполагает развитие у школьников демократических отношений, умений принимать решения, вести диалог, принимать иную точку зрения. Быть гражданином – это проявлять общественную направленность, быть ответственным, проявлять заботу и толерантность в отношениях с другими людьми. Создание в школе условий для проявления и развития гражданской позиции и гражданской культуры, школьного самоуправления – задача, без решения которой невозможно становление личности гражданина.
Возможно, Вы считаете необходимым рассмотреть задачи гражданского воспитания и образования и в других аспектах? Насколько представленные здесь задачи полно и целостно охватывают процесс становления личности учащегося как гражданина и определяют развитие её гражданственности (гражданской культуры)? В деятельности педагогов-практиков можно выделить принципы их педагогической деятельности, которые выступают для них как исходные положения, определяющие целесообразность воспитательно-образовательного процесса, его соответствие цели и задачам гражданского развития личности. Принципы, сформулированные педагогом, определяют систему его работы и выступают как требования, реализация которых позволяет достигать успешности. Принципы педагогической деятельности · научности, · демократизма, · культуросообразности, · многообразия форм и методов, · интеграции, · гуманизма, · деполитизации, · деятельности, · активности и самостоятельности самой личности, · ………………………………………………………. · ………………………………………………………. Как Вы понимаете необходимость данных принципов в решении задач гражданского развития личности? Попытайтесь их обосновать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Какие ещё принципы Вы считаете необходимым включить в данный перечень?
3.3. Содержание гражданского воспитания и образования В настоящее время в разных регионах России накоплен собственный опыт осуществления гражданского воспитания и образования на всех ступенях учебного процесса. Гражданское воспитание и образование становится одним из основных направлений гуманитарного образования, где учитываются национально-региональная специфика и многообразие образовательных подходов. Следует обратить внимание на то, что в достижении задач гражданского развития личности педагоги нашей отечественной школы исходят из понимания единства гражданского воспитания и образования. В гражданском образовании на первое место выступает процесс воспитания, которому в определённой степени подчинён процесс обучения. Приоритетное значение воспитания в обучении достигается установлением тождества понятий: «обучение правам человека» и «воспитание в духе прав человека». Учащийся подводится к пониманию необходимости соблюдения правовых норм через осознание своих прав и обязанностей. Воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей и признании многообразия культур и религий как естественной среды существования. Особое значение в гражданском воспитании и образовании придаётся изучению права, которое рассматривается не только как наличие законов, а как регулятор жизнедеятельности общества (то есть как условие осуществления социальной справедливости). Содержание гражданского (или гражданско-правового) воспитания и образования имеет нормативно-правовую базу. В 90-е годы были приняты документы, на основании которых в воспитательно-образовательный процесс школы стали вводиться новые учебные предметы. Мы предлагаем Вам самостоятельно проработать эти документы, их список прилагается.
На Международной конференции «Гражданское образование в информационный век» (Красноярск, 1998 г.) отмечалось, что «обучение основам гражданственности не следует сводить к одному изолированному учебному предмету или просто к сумме отдельных гуманитарных предметов» (26, с.66). В содержании гражданского воспитания и образования выделяют четыре уровня, уже существующие в России: предметную, межпредметную, воспитательную и институциональную. В практике некоторых учителей выделяется также и проективная. Предметный уровень – образовательные или учебно-воспитательные программы, включающие в себя преподавание специального курса «Граждановедение» или его отдельных тем в рамках гуманитарных предметов. Возможно преподавание и других учебных курсов. Межпредметный уровень - передача некоторых сведений и формирование умений, связанных с гражданским образованием, при обучении другим, гуманитарным и негуманитарным предметам. Воспитательный уровень – организация планируемой внеурочной активности школьников, которая способствует развитию гражданских качеств и умений. Институциональный уровень – организация школьной жизни, в которой гражданские качества и умения упражняются, где возникала бы ситуативная (не планируемая, но предполагаемая) гражданская активность школьников. Проективный уровень - участие школьников в решении социально и личностно значимых проектов на уровне города, села, региона, страны. Рассмотрим содержание воспитания и образования на каждом уровне.
ПРЕДМЕТНЫЙ уровень включает преподавание специальных курсов, таких как «Граждановедение», «Основы права», «Человек и общество», «Современный мир», «Политология», «Народоведение», «Основы учения об обществе», «Кто Я? Кто мы?» и др. Все курсы построены на использовании личностно и общественно ориентированных педагогических технологях. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Эти учебные предметы уже преподаются в школах нашей страны, разработаны учебные программы, подготовлены учебники и учебные пособия. Но пока ни один из данных предметов не вошел в инвариативную часть базисного плана. Однако их включение в воспитательно-образовательный процесс школы может быть на основе его вариативной части. «ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ». Цель этого курса: способствовать развитию гражданского сознания и самосознания личности, её гражданской культуры, подготовка учащихся к жизни в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе. В процессе преподавания курса должны решаться следующие задачи: · формировать целостную научную картину мира, современного общества и мировоззрения; · познакомить учащихся с политическим устройством общества, его законами, гражданскими правами и обязанностями человека; · привести к пониманию ценностей демократии как условия полноценного развития человека; · познакомить учащихся с основными принципами взаимоотношений между государством и личностью, правами человека; · познакомить учащихся с основами культуры межнациональных отношений людей в общественной жизни; · познакомить учащихся с важнейшими формами общественной жизни: труд, семья и т.п. · передача знаний и умений, необходимых для активного участия личности в развитии всех сфер жизни общества; · развитие критического мышления школьников как одной из важнейших характеристик мышления при анализе социально-экономической и политической реальности; · развитие умений оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения гуманистических идеалов и общечеловеческих ценностей; · способствовать накоплению и обогащению социального опыта личности; · сформировать навыки аналитической мыслительной деятельности; · способствовать овладению учащимися правовой и политической культурой (позитивным отношением к закону, знанием правовых норм и принципов, готовностью к защите своих прав и прав других граждан); · способствовать развитию навыков в самопознании, самореализации и самосовершенствовании гражданских качеств и характеристик; · ………………………………………………………………………. · ………………………………………………………………………. Какие ещё задачи гражданского развития личности могут/должны решаться в процессе преподавания курса «Граждановедение»? Содержание предметного курса имеет свои особенности. Во-первых, содержание курса должно быть интегративным и предусматривать реализацию междисциплинарного подхода, включающего юридические, политические, этические, экономические, экологические и другие виды знаний. Во-вторых, юридический всеобуч должен реализовываться не столько в процессе изложения правовых знаний, сколько раскрытию динамики правотворческого процесса, показу деятельности человека-гражданина в системе его правоотношений.
Ещё один учебный курс, который может быть введён в практику школы, - «ОСНОВЫ ПРАВА». Повышение правового образования в школах рассматривается в качестве фундамента, на котором можно реально развивать правовую культуру граждан. В нормативных документах Министерства образования РФ раскрывается содержание понятия «правовая культура» личности, которая включает: · глубокие правовые знания; · уважение к закону; · навыки законопослушного поведения; · активность в исполнении гражданского долга; · готовность лично участвовать в политической жизни и управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Большой интерес вызывает разработка данного курса в проекте «Правовое образование в школе» (руководитель – В.В.АГЕЕВ, г. Москва). В этом опыте можно проследить следующую систему (Цит. по 26, с. 60-61), в которой выделяются три достаточно самостоятельные части: 1. Курс для 7-го класса, который состоит из 8-10 бесед и обсуждения разных ситуаций, относящихся к праву. 2. Курс для 8-9-х классов, который носит вводный характер и называется «Основы правовых знаний». 3. Курс для 10-11-х классов - «Право и экономика, законы и рынок».
Все эти курсы, как считают их разработчики, не должны рассматриваться как средство подготовки юристов-профессионалов, а быть инструментом правового образования граждан-неюристов, которые должны в результате его изучения разбираться в вопросах правового регулирования хозяйственной деятельности и имущественных отношений в условиях рыночной экономики в той степени, которая обеспечила бы защиту их законных прав и интересов, повысила компетентность в вопросах юридической помощи. Основные положения концепции данной программы. Цель преподавания курса – в максимальной степени способствовать развитию правовой культуры учащихся общеобразовательных школ – будущих самостоятельных граждан РФ путём методически обоснованной трансляции учебной информации о правовой системе России, об основных отраслях права и прежде всего о тех нормах права, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в системе рыночной экономики, взаимоотношения её субъектов. Школьникам необходимо показать правовые аспекты рыночных отношений, донести до их сознания правовые сведения о наиболее массовых и актуальных сделках, о базовых законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заёмщиком и кредитором, арендатором. Особое внимание уделяется контрактам, которые, в частности, призваны свести к минимуму споры. Должно быть показано, что споры должны решаться с применением норм, правил и положений контракта. Школьники должны узнать о профессии юриста и о функциях независимой судебной власти, чтобы они в своё время активнее использовали юристов и правовые институты в собственной экономической деятельности (26, с. 60).
«ПОЛИТОЛОГИЯ». Данный курс может быть введён в старших классах, особенно гуманитарного профиля. Задача данного курса – познакомить учащихся с политическим устройством государства, развитие политической культуры личности. В данном курсе возможен анализ следующих вопросов: политика как явление; власть; человек и власть; политическое лидерство; государство как социальный институт; политические партии; политическая культура; тоталитаризм и авторитаризм; демократия; политические конфликты и кризисы; международная политика и др.
Большой интерес в практике гражданского образования представляет пропедевтический курс для начальной школы, разработанный на региональной основе: «КТОЯ? КТО МЫ?» (авторы С.Л.ПОСМИТНАЯ и О.Ю.СТРЕЛКОВА, г. Хабаровск). Данная программа решает следующие задачи: · формирование социального опыта учащихся начальной школы, адаптация школьников к выполнению ими их социальных ролей; · развитие у детей возможных для данного возраста пропедевтических учебных навыков, необходимых им для дальнейшего образования в основной школе; · воспитание доброго отношения к людям, развитие коммуникативных способностей. Программа состоит из трёх частей: 1. «Я – человек» (для 1 класса) предполагает исследование ребёнком своих важных ролей «я – ученик» и «я – ребёнок». Первая половина данной части программы призвана помочь детям в адаптационный период овладения ролью ученика и в формировании мотивации учения. Вторая – предполагает знакомство с собой как членом общества людей, то есть малолетним человеком. 2. «Я – хабаровчанин (горожанин) (для 2 класса). Данная часть программы предполагает знакомство со своей ролью горожанина, для других районов – селянина; по предложенному алгоритму школьник знакомится с жизнью и деятельностью той малой Родины, в которой он живёт. 3. «Я – гражданин» (для 3 класса). Эта часть программы предполагает знакомство с окружающим миром на более высоком уровне, с позиции гражданина своей Родины – своего края, России, планеты Земля(26, с. 85).
Мы познакомили Вас только с некоторыми программами, известными по публикациям в педагогической печати. Как Вы уже смогли заметить, возможна их вариативность. У Вас есть возможность выбора, а по мере приобретения собственного педагогического опыта Вы вполне сможете создать и свой авторский курс.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ уровень даёт возможность интеграции знаний как в гуманитарных, так и естественнонаучных предметах целостного воспитательно-образовательного процесса школы. Интегративность проявляет себя в развитии одного и того же понятия (явления, процесса) в разных учебных дисциплинах. Это позволяет учащимся осмыслить объём школьных знаний, необходимых в реальной жизни комплексно; освоить приёмы и способы различных наук для анализа социальных ситуаций с позиции целостности; становится возможным преодолеть «редукционизм» традиционного подхода, разделяющий сложную, целостную картину социальной жизни на простые фрагменты (учебные предметы). Опыт показывает, что задачи гражданского образования могут решаться и без спецпредмета, но тогда особую роль должны играть гуманитарные предметы: «История», «Обществознание», «Литература», «Человековедение», «Мировая художественная культура» и др. Именно здесь могут передаваться знания из области участия гражданина в общественной жизни и обсуждаться острые общественные проблемы. На уроках естественнонаучного цикла также возможно стимулирование гражданских чувств и позиций, например, раскрывая личностный аспект в становлении науки в целом, открытии её законов, учитель обращает внимание учащихся на гражданство учёного, показывает его ответственность за использование научных решений перед лицом человечества (атомная энергия, клонирование, лечение болезней и т.п.). Однако данный уровень всё же следует рассматривать как логическиепродолжение предметного, так как, на наш взгляд, достаточно трудно в рамках других предметах (на которых также решаются важные задачи общего развития личности) представить граждановедческие знания полно и систематично. Очень популярными в последнее время являются межпредметные программы (экологические, культурологические и др.) и интегративные уроки (когда преподаватели разных предметов решают или анализируют совместно одну проблему).
ВОСПИТЕЛЬНЫЙ уровень. Гражданское воспитание рассматривается как целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу молодого человека. Оно включает в себя создание условий для проявления гражданских качеств личности, сохранение и развитие социального успеха, достигнутого на предыдущем уровне. Центральным звеном в воспитательном процессе выступают, как минимум, два аспекта: а) предъявление в эмоционально-насыщенной форме позитивных ценностей (это становится возможным в процессе включения школьников в привлекательную для них, социально значимую совместную деятельность); б) создание условий для личностного самоопределения и выбора в поле этих ценностей. Ключевыми вопросами и проблемами воспитательного уровня являются: Подражание: «Кому подражать?» – проблема позитивных героев и кумиров. Идентификация: «С кем Я?» - проблема расширения числа детских, подростковых общностей. Институализация: «Где Я?» – проблема увеличения форм работы, которые несут воспитательный заряд. Субкультурность: «Вы понимаете мой язык?» - проблема освоения педагогическим сообществом современных субкультурных феноменов.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ уровень предполагает организацию школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школы создавалось правовое пространство, в котором личность могла бы проявлять свою гражданскую активность. Такая атмосфера в школе должна побуждать и учащихся, и педагогов обращаться к совместно принятым нормам (законам) и поступать в соответствии с ними. На данном уровне возможно: · создание поля деятельности, способствующего самоопределению и самореализации личности школьника как гражданина государства; · формирование ценностных установок учащихся и учителей, ориентированных на демократические и правовые отношения в школе; · осознание школьным сообществом связи и зависимости законотворчества и законодательства в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества; · использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|