Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И показатели его сформированности 6 глава




· моделирование школьного сообщества как демократического государства;

· выборы школьного самоуправления и организация его эффективного функционирования;

· побуждение учителей к изменению стиля педагогической деятельности (от авторитарного к демократическому);

· вовлечение учащихся в создание норм и правил школьной жизни;

· развитие демократических форм управления школой;

· соотнесение педагогических задач и действующих норм внутришкольной жизни.

Осуществление гражданского воспитания и образования на данном уровне

позволяет развивать гражданскую активность личности, её правовую культуру.

Такой подход в организации гражданского воспитания и образования существует и в зарубежной школе. Так, например, в 50-60-е годы в период становления системы гражданского воспитания и образования во Франции С.ФРЕНЕ писал: «Гражданское воспитание … не может осуществляться только на уроках, путём заучивания правил или провозглашения высоких принципов. Можно быть прекрасно осведомлённым о деятельности гражданских институтов и при этом оставаться на уровне жалкого обывателя, который не в состоянии достойно исполнить ни одну из своих гражданских обязанностей» (72, с. 170).

Какую роль может играть школа в развитии гражданскихкачеств личности?

Исходными для решения данной проблемы могут быть положения, разработанные в педагогической науке и практике 60-70-х годов ХХ века. И.П.ИВАНОВ, Т.Е.КОННИКОВА, Л.И.НОВИКОВА и др., исследуя проблемы эффективности воспитательных систем, пришли к выводу: участие школьников в выработке норм и правил общей жизни делает их активными носителями этих норм и правил. Это подтверждает и практический опыт, например, в школах известных педагогов В.А.КАРАКОВСКОГО (школа № 852 г.Москва), А.Н.ТУБЕЛЬСКОГО («школа самоопределения», г. Москва), Л.КОЛЬБЕРГА (США – школа «справедливого сообщества») и др. По их мнению, школа должна стать действующей модельюдемократического общества. (См. «Развитие и воспитание личности в общении». Часть 12.).

Что же мешает педагогу-практику реализовать эти положения? Прежде всего - организация воспитательно-образовательного процесса в школе и та позиция, которую занимают дети при проведении отдельных форм воспитательной работы. Так, К.Д.РАДИНОЙ было проведено исследование детей подросткового возраста, в котором она показала невозможность развития общественно-активной позиции личности, если в процессе подготовки и проведения каких-либо дел (классных или общешкольных) они не являются их непосредственными участниками, а занимают позицию «зрителя». В лучшем случае - у них будет развиваться пассивно - доброжелательная позиция (когда ребёнок положительно воспринимает нормы и принципы, но не имеет возможности проявить самостоятельность и инициативу, деловитость), в худшем случае - формируется негативная позиция (когда ребёнок отрицает нормы и принципы общественной деятельности, проявляет при этом негативное отношение к деятельности).

Вам уже известна педагогическаязакономерность, в которой отражается зависимость результата воспитательной работы от характера выполняемой детьми деятельности и позиции, которую они при этом занимают. В исследовании 1979 г. отмечалось, что при организации и проведении каких-либо дел только 4% подростков занимали позицию организатора, то есть проявляли такие качества, как ответственность, самостоятельность, инициативность, деловитость. 15% подростков занимали позицию исполнителя каких-либо конкретных поручений (ситуация ответственности, исполнительности), 15% подростков занимали позицию рядового участника, то есть могли выполнять какие-либо поручения «случайного» характера. И 56% подростков занимали позицию «зрителя», для которых это дело организовывалось. 10% вообще не могли определить своей позиции (58).

Исторический опыт нашей школы говорит о том, что воспитательнаядеятельность, которая организуется в школе в целях развития у школьников активности, самостоятельности, инициативности и т.п., предполагает организацию деятельности «самих детей», а не деятельность, созданную «для детей» (Н.К.КРУПСКАЯ). И неважно, в каких формах организуется деятельность детей – пионерской организации или школьном парламенте, главное, о чём следует помнить – о той позиции, которую они занимают при организации и выполнении этой деятельности.

Становление системы гражданского воспитания и образования предполагает рассматривать школу как действующую модель демократического общества. Школьник не просто учится и принимает активное участие в жизни школы, он вовлекается в законотворческую деятельность этой школы, решает свои проблемы с позиции этих законов.

Мы предлагаем Вам познакомиться с опытом некоторых школ, в которых уже существуют некоторые элементы данной модели школы.

Первое, что отличает школу как действующую модель демократического общества – законотворческая деятельность учащихся. Конечно, невозможно всем вместе на общем собрании писать законы, устанавливать правила, однако их проекты готовит какая-то группа учащихся, привлекающая как можно большее число учащихся и взрослых. Обязательное условие – опубликование законов до их обсуждения и их выполнение после того, как они были приняты.

Законотворческая деятельность учащихся важна с педагогической точки зрения, так как предлагаются те правила и в той форме, которые близки и понятны подросткам и старшеклассникам. Это обусловливает создание в школе атмосферы взаимопонимания и чёткости во взаимоотношениях.

Однако у школьного коллектива есть одна немаловажная особенность – его текучесть и сменяемость, поэтому, когда приходят новые ученики, взрослеют те, кто в силу возраста не участвовал в законотворчестве школьной жизни, возникает необходимость возвращаться к обсуждению законов и правил. У школьников всегда должно быть чувство причастности ко всем делам, которые происходят в школе. Возможно поэтому регулярное обсуждение уже принятых законов, внесение дополнений не столько ведёт к совершенству самого закона, сколько рождает ощущение своего авторства и причастности к общешкольной жизни.

Органом управления школы становится общее собрание, на котором решаются все вопросы школьной жизни. Безусловно, это не исключает наличия каких-либо объединений как педагогов ((педагогический совет, проблемные группы, методические объединения и т.п.), так и учащихся (клубы, секции, научные общества и т.п.). Эти объединения, по мнению А.Н.Тубельского, будучи автономными в реализации своих целей, должны подчиняться общим правилам и признавать власть и роль органов коллектива, избранных всеми.

Главная проблема для учителя – преодолеть взгляд на школьника как на маленького ребёнка, принять его как равного гражданина в детско-взрослом сообществе. В условиях школы, создающей модель демократического общества, важно прежде всего обеспечить возможность каждому ощущать непосредственно свою причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека.

Возможны три варианта высшего органа: общее собрание всех членов коллектива, начиная с 6-7-го класса, конференция представителей классных коллективов, школьный парламент (совет школы), избираемый путём прямого и равного голосования.

В ряде частных школ Англии, США, Израиля и др. такие собрания проводятся ежедневно для выслушивания претензий о нарушении прав ученика или учителя. Каждый может высказаться о том, что ему понравилось или то, чем он был недоволен за прошедший день. По каждому поднятому вопросу немедленно принимается решение большинством голосов.

Однако общие сборы не должны превращаться в ситуации, похожие на заседания педагогического совета, когда говорят учителя, а дети лишь присутствуют при этом. Очень важно, чтобы информация носила проблемный характер, была актуальной для всех. Например, вопросы, которые обсуждались: как бороться с вандализмом? На что израсходовать денежные средства? Как готовить и проводить защиту итоговых творческих работ? Что можно сделать для жителей своего микрорайона?...

Могут быть собрания по обсуждению проекта важных документов (устава школы, изменений в конституции школы, нового школьного законодательства). Общий сбор может быть по просьбе одного из членов школьного коллектива (жалоба на неправильные действия учителя, нарушение законных прав и свобод и т.п.).

Общее собрание - это цивилизованный подход к той или иной проблеме, которая касается лично каждого школьника.

Участие ребят в общем собрании способствует овладению ими навыками демократии (или гражданской культурой). Например, понятие «консенсуса». На сборе могут быть приняты различные процедуры учёта мнения меньшинства. Одна из них - после выслушивания мнения всех желающих, выдвижения различных вариантов решения и голосования, возможно заслушать аргументы тех, кто оказался в меньшинстве, то есть дать им ещё одну попытку убедить присутствующих в правильности своего положения. И если меньшинство настаивает на повторном голосовании, то необходимо провести его. Важно добиться взаимопонимания.

Велика роль ведущего общего собрания. Вначале, возможно, им должен быть кто-то из педагогов, пользующихся доверием учащихся школы. Он должен давать возможность высказывать различные точки зрения, не спешить отстаивать собственное мнение, которое лично ему понравилось. Он обязан всё время удерживать тематику обсуждаемого вопроса, не позволяя выступающим отклоняться от темы.

Наибольшее распространение в последнее время получили такие важные органы школьного самоуправления, как советы школы или школьныепарламенты. Их состав, функции и полномочия в разных школах весьма различны. Это связано с тем, как конкретная школа видит свою миссию. Если она заключена в передаче знаний, то функции совета невелики, хорошие учителя и без совета смогут решить эту задачу. Если совет школы – это совещательный орган при сильном директоре, то его права ограничены решением только текущих вопросов. Если же школа видит свою важнейшую роль как институт гражданского общества, то совет – один из важнейших его элементов, обеспечивающий соблюдение прав человека, организующий опыт демократического поведения. Функции такого совета школы весьма велики.

В педагогической печати можно прочитать, что такие советы школы готовят проекты школьных норм и правил, разрабатывают устав школы, её конституцию, готовят проекты поправок. В некоторых школах советы и принимают эти законы.

Конечно, коллегиальный орган не может давать рекомендации по методике преподавания, обязывать внедрять или использовать те или иные обучающие технологии и т.п. Всё это остаётся делом самих педагогов и методкомиссий. Однако совет школы вправе после проведённого опроса учеников и их родителей составить коллективный заказ на образование. Такой заказ может лечь в основу вариативной части учебного плана школы на новый учебный год, который утверждает совет. Подобная ситуация не только ставит учащегося в позицию субъекта собственного образования, но и даёт опыт демократического подхода к образованию.

Важной функцией совета школы является руководство образовательной, учебной и административно-хозяйственной деятельностью. Конечно, он не должен подменять в этих вопросах службы школы – учебную часть, хозяйственников, директора. Но такие направления в работе совета школы вполне могут рассматриваться ими: составление плана-заказа школьным мастерским по ремонту и изготовлению оборудования, починки мебели; календарный график школы на четверть, каникулы, время практики; набор факультативов, кружков, секций; система оценивания и промежуточная аттестация учащихся; необходимость строительства теплицы; вопросы бесплатного питания и т.п. Совет школы может предложить классным коллективам провести «разведку» интересных и полезных дел в микрорайоне, провести анкетирование т.д. В этой связи важнейшей функцией совета школы является изыскание дополнительных к бюджетным ассигнованиям материальных и финансовых средств для совершенствования образовательного процесса.

Важной стороной совета школы являются его распорядительные функции. Так, в некоторых школах только совет принимает новых учеников в старшие классы, может давать рекомендации директору по приёму на работу новых сотрудников, на совете рассматриваются вопросы исключения из школы учеников, увольнения с работы учителей и других сотрудников на основаниях, изложенных в законодательстве России.

Таким образом, у совета школы должна быть реальная власть, иначе он превратится или в дискуссионный клуб или «придаток» администрации школы. Полномочия, которыми наделяется совет школы, делает его достаточно авторитетным органом.

Проблема выборности совета школы также может решаться демократическим путём. В практике школы известно проведение избирательной кампании, приближенной к реальностям подлинно демократического общества. Она начинается с создания избирательной комиссии и назначения даты выборов. В условиях школы, как показывает опыт, достаточно 2-3-х недель от момента объявления начала кампании до дня выборов. Началом кампании служит общее школьное собрание, где избирательная комиссия объявляет о выдвижении кандидатов в новый совет школы. Правом выдвижения пользуются классные коллективы, трудовые коллективы педагогов, учащихся, предметные кафедры, объединения по интересам, различные общественные организации, а также возможно самовыдвижение.

Всем членам школьного коллектива, различным объединениям обеспечивается свобода агитации за своих кандидатов, возможность использования любых средств информации: листовки, школьное радио, видеоклипы, плакаты, встречи, митинги и т.д. Важным условием, определяемым Положением о выборах, является запрет в ходе агитации на унижение чести и достоинства других кандидатов. За соблюдением равных прав и возможностей следит избирательная комиссия.

Готовятся избирательные бюллетени, куда включаются все выдвинутые кандидаты с указанием класса или должности. Процедура голосования и подсчёта голосов проводится в соответствии с установленными правилами.

Сегодня идёт много споров о необходимости в школе специальной правозащитной организации. Известен опыт Я.КОРЧАКА в Доме ребёнка (Варшава) по действию детского суда и разработке кодекса поступков и наказаний за них. Во многих школах России в 20-е годы такие суды также существовали. Во время сталинского режима и позже такие суды не приветствовались и даже считались вредными.

В опыте школ известна практика работы таких судов. Школьный орган правосудия работает открыто, если только потерпевшая сторона не просит закрытого разбирательства. В любом случае решение суда доводится до всех членов школьного сообщества.

Демократизм суда проявляется и в порядке его избрания. В состав школьного суда могут входить и взрослые, и подростки (старшеклассники), но последних должно быть хотя бы на одного человека больше. Деятельность суда можно начинать с права рассматривать какой-либо один вид проступков, к примеру, оскорбления чести и достоинства личности.

Особенно важно, чтобы такой правозащитный орган не становился орудием в руках педагогов и был подлинно независимым не только от учителей, но и всех органов и членов коллектива. Решения суда могут быть обжалованы только на общем собрании, а не в кабинете директора или завуча.

При достаточно развитом внутришкольном законотворчестве важную роль в правовом пространстве школы может играть школьная юридическая консультация. В неё по желанию объединяются старшеклассники и учителя. Перед началом работы каждый юрист должен сдать специальной комиссии своеобразный квалификационный экзамен на знание и применение школьных законов. Школьные юристы оказывают помощь всем обратившимся, в том числе и родителям. Например, вопрос первоклассника: как ему вернуть игрушку, которую не отдаёт товарищ; или как поступить в той или иной ситуации – является поводом для обращения за советом. В этом ребёнок приобретает опыт действовать по закону (нравственному), а не произвольно и не при помощи насилия.

 

Мы познакомили Вас с некоторыми формами жизнедеятельности школы, основанной на демократических началах. Это был своеобразный обзор, подготовленный нами по страницам педагогической печати (25;27;28;32;34;56;61;65-68). По мере необходимости, Вы сможете углубить эти знания и познакомиться с методическими разработками интересного опыта.

 

Оцените те новые явления, которые происходят сегодня в школе. Насколько Вы готовы к общению со школьниками в условиях демократии школьной жизни?

Насколько демократичной по форме и по содержанию была та школа, в которой учились Вы?

 

ПРОЕКТНЫЙ уровень. На этом уровне гражданского воспитания и образования учащиеся принимают участие в решении конкретных дел по преобразованию общественной среды. Выполняя общественно и личностно значимые виды деятельности, учащиеся проявляют себя не просто школьниками, а маленькими гражданами, от деятельности которых зависит жизнь микрорайона (города).

Учащиеся могут (должны) взаимодействовать с учителями, гражданами (по месту жительства и учёбы), представителями местных органов власти. Реализация социально значимых проектов ставит учащихся в активную гражданскую позицию, позволяет проявить свою гражданскую активность. Таким образом создаётся благоприятная воспитательная ситуация для взросления подростков, юношей и девушек (см. «Возрастные особенности развития и воспитания личности». Часть 3.).

В истории отечественной школы можно вспомнить тот период, когда в рамках пионерской и комсомольской организаций учащиеся вовлекались в общественно-полезную деятельность своего города (посёлка), были разработаны пионерские «маршруты», участие в которых способствовало развитию общественной направленности личности. Можно вспомнить и коммунарскую методику, разработанную И.П.ИВАНОВЫМ. К сожалению, заформализованность в работе пионерской и комсомольской организаций не позволила развиться интересным начинаниям педагогов.

Выполняя социально значимые проекты, школьники пытаются найти решение проблемы и, возможно, рекомендовать это решение соответствующим органам власти. Осознание общественной значимости проблемы может прийти из средств массовой информации, от политиков, групп граждан, региональных и муниципальных органов власти. Учащиеся могут и должны проводить собственные исследования по волнующим их проблемам. Предметом их изучения могут быть проблемы местного уровня, разрешение которых, в принципе, возможно силами учащихся совместно с соответствующими органами власти и заинтересованными гражданами.

В рамках выполнения социальных проектов учащиеся проводят:

· изучение социальной ситуации в местном социуме (микрорайоне) и формулирование социальной проблемы, в решении которой может принять участие класс (школа);

· определение «аудитории» проекта, то есть той социальной группы, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен данный социальный проект;

· планирование основных мероприятий и определение лиц, ответственных за реализацию цели и задач проекта, а также расчёт времени на его подготовку и осуществление;

· определение организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта;

· определение необходимых ресурсов и источников их получения;

· составление списка необходимых расходов и источников поступления средств;

· сбор информации о предполагаемых деловых партнёрах и ведение с ними переговоров, заключение договоров о совместной деятельности;

· сообщение с помощью прессы общественности и государственным органам об итогах выполнения проекта.

Участие школьников в выполнении такого рода проектов помогает им, во-

первы х, познакомиться с методами и процедурами, принятыми в общественной деятельности; во-вторых, выработать практические навыки осмысленного участия в общественной политике на уровне микрорайона, а также общественной жизни города, региона, страны и общества в целом;

в-третьих, адаптироваться к современной общественной жизни,

в- четвёрты х, развивать свою гражданскую позицию и проявлять свою гражданскую активность.

Гражданское воспитание и образование уже вышло за рамки определённого урока и школы. Участие подростков и старшеклассников в общественных организациях и объединениях развивает гражданскую активность. Этот вопрос освещён нами в уже вышедшей части нашего пособия «Развитие и воспитание личности в общении». В этой части пособия мы считаем необходимым обратить особое внимание на те общественные организации и движения, в которых акцентируется гражданский аспект их деятельности. Так, в городе Брянске осуществляется проект «Гражданский форум», в Ростове-на-Дону - проект «Паспорт гражданина», в Самаре – проект «Основы жизненного самоопределения» и др.

Интересной представляется межрегиональная общественная организация детей и молодёжи России «Новая цивилизация» (по инициативе М.ХОДОРКОВСКОГО), задача которой – выявление и развитие лидерских качеств личности. Участие в данной организации является хорошей школой гражданской активности. Динамика работы «Новой цивилизации» выглядит следующим образом:

IХ класс – этап поиска, отбора и первичного тренинга кандидатов в младшие инструкторы. Данный этап в свою очередь делится на три ступени:

1. Школьная игра «Демократическая республика», позволяющая сформировать команды девятиклассников для большинства школ города.

2. Общегородская комплексная игра «Голубая планета», позволяющая сформировать костяк межшкольного городского актива.

3. Межрегиональный летний обучающий лагерь «Ньюландия», позволяющий дать интенсивный тренинг всем победителям региональных туров, а также познакомить и сплотить ребят из разных регионов.

Х класс – этап интенсивного лидерского и организаторского тренинга через самостоятельную разработку и реализацию социальных проектов, обеспечение очередного отборочного цикла для девятых классов, работа в качестве младших инструкторов в летних проектах «Новой цивилизации».

ХI класс – этап углубленной подготовки к поступлению в вузы, корпоративная профориентация, советническая помощь младшим инструкторам.

Таким образом, проектный уровень осуществления гражданского воспитания и образования предполагает, что дети смогут от игры в демократию перейти к осмыслению ситуации российской реальности, к перенесению в неё общечеловеческих ценностей, которые постигают за партой.

 

Вы познакомились с опытом работы современных школ по гражданскому воспитанию и образованию. Во многом он необычен и, пожалуй, он ещё не скоро станет привычным и традиционным. Возможно, мы ошибаемся. Но насколько Вы готовы к такого рода демократическим переменам в школе?

Оцените значимость этого опыта для развития в личности гражданского сознания и самосознания, гражданских чувств и поступков?

Насколько благоприятными в школьной практике становятся условия для социализации, эмансипации, идентификации, самоопределения, самоутверждения и самовоспитания личности как гражданина?

 

3.4. Формы и методы гражданского воспитания и образования

 

Задачи гражданского воспитания и образования решаются всеми учебными предметами и видами учебно-познавательной и досуговой деятельности как в рамках традиционных, так и инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий. Такие технологии ставят в центр педагогической системы личность учащегося и обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, делают акцент на демократизации воспитательно-образовательного процесса. Учитель и учащийся находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 

Организация и проведение работы по гражданскому воспитанию и образованию предполагает использование разнообразных ФОРМ учебно-познавательной деятельности школьников, в которых проявляются различные аспекты становления личности гражданина.

К первой группе можно отнести такие формы воспитательно-образовательного процесса, в которых у личности формируется гражданское сознание и самосознание, происходит осмысление жизненных ценностей, личность овладевает правовыми знаниями, у неё развивается гражданская позиция. Это такие обязательные и внеурочные формы работы, как урок по предмету и его различные виды (особо следует выделить интегративные уроки), факультативы, научные кружки и конференции, спецкурсы, беседы, диспуты, политические дебаты, вечер вопросов и ответов, пресс-конференция, «круглый стол», уроки мужества, встречи с ветеранами войны и участниками интересных событий, информационные выпуски и т.д.

Особо следует выделить такую форму работы, как школьный музей, где собраны материалы о наиболее значимых периодах в истории страны, области, города; где хранится память о выдающихся людях – героях войны и труда. Воспитательное значение имеет та поисковая деятельность, которую проводят школьники, собирая и исследуя материалы, которые станут основой музейной экспозиции.

Вторая группа. Важное значение имеют такие формы воспитательно-образовательного процесса, в которых школьник имеет возможность проявить свою гражданскую активность и позицию. Он проявляет себя в деятельности, демонстрируя и совершенствуя социальные навыки и интересы. К этой группе относятся: «деловые» игры (политико-правовые, экономические и др.), тренинги, клубы и объединения по интересам, коммунарская деятельность, деятельность учащихся в общественных движениях и организациях (например, «Гринпис», Скауты, пионерские организации – см. «Развитие и воспитание личности в общении». Часть 12.).

Третья группа характеризуется прикладной направленностью. Эти формы включают ознакомление учащихся с окружающей их жизнью и практической деятельностью органов местной власти и правоохранительных органов. Такая работа может проводиться в форме экскурсий, исследовательских проектов.

В гражданском воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике МЕТОДЫ – словесные, наглядные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация познавательной деятельности учащихся, в процессе которой обеспечивается овладение знаниями, методами познания и практической деятельностью. Овладение знаниями по каждому основному предмету способствует общему и гражданскому развитию личности.

Все методы можно рассматривать в трёх аспектах:

1. Методы, при которых главную роль играет учитель, а ученики выполняют роль «слушателя». Они должны запомнить и понять те факты и идеи, которые им предлагает учитель.

2. Методы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Ученику отводится роль первооткрывателя, исследователя. Учитель находится с учениками в ситуации сотрудничества, он побуждает их к размышлению и оценке. Формирование оценочного знания становится важнейшей задачей обучения.

3. Так называемые интерактивные методы обучения, при которых происходит активное взаимодействие учителя и всех учащихся. Учитель находится в позиции «тренера», который должен организовать процесс «освоения» знаний учащимися. Учащиеся не просто взаимодействуют друг с другом, они решают творческие задачи (проекты), изобретают, они сами выступают в роли организатора и исполнителя своих идей и проектов.

 

Остановимся на характеристике тех методов в гражданском образовании личности, которые приобретают особую значимость и должны рассматриваться как ведущие. Это, конечно, не умаляет роли таких традиционных методов, как рассказ, объяснение, беседа, лекция. Граждановедческие дисциплины, как и другие учебные предметы, требуют сообщения новых знаний, пояснения и разъяснения (например, некоторых терминов), привлечения иллюстративного материала (аудио и видеозаписей, ситуаций для анализа), формирование учебной мотивации и т.п. Однако реализация этих методов строится в соответствии с общими требованиями, а знания, получаемые при этом, рассматриваются лишь как базисные (начальные). На их основе становится возможным решение задач гражданского развития личности (формировать гражданское сознание, и самосознание, вызывать гражданские чувства и побуждать к гражданским поступкам).

Одним из важнейших методов в изучении граждановедческих дисциплин является метод работы с текстом учебника и документа (конституция, законодательные акты, программы и положения). Работа с литературой развивает у учащихся навыки сознательного чтения и самообразования. Школьник привыкает анализировать документ, оценивать его важность и своевременность принятия, иметь своё мнение, а не пользоваться непроверенными оценками других людей. Достоверность в получении информации становится естественным мотивом в самообразовании.

Другим важным методом в процессе преподавания (изучения) граждановедческих курсов является метод работы с информацией, получаемой из газет, радио, телевидения. Учащиеся приучаются принимать и оценивать различные взгляды и точки зрения, они обогащают свой социальный опыт путём анализа различных жизненных ситуаций, на примере других людей приобретают опыт принятия социально и личностно важных решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...